Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

ПАНИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панина С. А.    Разработка урока по русскому языку.

Класс – 6.

Тема – «Правописание НЕ с именами существительными».

Тип урока – объяснение нового материала.

Цели урока.

Образовательные:

  1. Ознакомление с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; различением НЕ как частицы, приставки, части корня; проверкой  правописания существительных с не, подбирая синонимы, антонимы; нахождением противопоставления.
  2. Формирование умения и навыков. Первичная отработка применения знаний на практике.

Развивающие:

- Стимулирование познавательной мотивации учащихся.

- Развитие активной мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, обобщать, аргументировать, доказывать, делать выводы).

- Совершенствование  внимания,  памяти, речи.

-Развитие орфографической зоркости.

-Развитие творческих способностей.

-Развитие активности  учащихся.

Воспитывающие:

-Вызвать заинтересованность в получении знаний.

-Пробудить любознательность, готовность решать задачи самостоятельно.

-Создать  уверенность в успехе.

-Формировать нравственные ценности жизни учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, созданная в редакторе Microsoft PowerPoint, Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов с сайта ФЦИОР.

Продолжительность: 45 минут.

Пояснительная записка.

   Соблюдены были структурные компоненты урока: Актуализация знаний. Объявление темы и целей урока. Объяснение нового материала. Закрепление. Выводы по теме. Рефлексия.

     Урок нацелен на активную мыслительную деятельность учащихся. Предусматривается совместная деятельность учителя и ученика по достижению целей урока: основной метод работы учителя – стимулирование познавательной мотивации учащихся с помощью проблемного диалога. Ученику создаются условия, при которых он сам  выводит тему и цель урока. На этапе  подачи нового материала применяются проблемные задания- исследования. По ходу изучения темы  учащимися ведется конспектирование: ученики записывают выводы в отдельные тетради - «Справочник правил». В ходе урока осуществляется соотнесение промежуточных результатов с целью. На этапе закрепления используются различные типы заданий.

       Используемые на уроке ИКТ -технологии (презентация, готовые ЭОР) используются  на всех этапах урока (объяснения  нового материала, усвоения и контроля).  Подача нового материала в виде авторской презентации  составлена с  опорой на самостоятельность учащихся в процессе достижения целей обучения, стимулирование поиска новых знаний. Презентация обеспечивает осуществить восприятие и осмысление нового материала путем взаимодействия учителя и ученика: учитель с помощью презентации помогает учащимся оформить сделанные ими выводы, что способствует развитию речи учащихся. В течение всего урока в процессе деятельности эмоциональная  сопричастность ученика к собственной деятельности и деятельности других обеспечивается с помощью самоконтроля в виде последующей самопроверки, что особенно поддерживает более слабых учащихся и способствует активной мыслительной деятельности. Технические средства обучения позволяют излагать материал эмоционально, что вызывает интерес к предмету и повышает уровень обученности учащихся.

  Преподавание  ведется по УМК  В. В. Бабайцевой.

  1. Организационный момент.

Поскорей проверь, дружок,

 Ты готов начать урок?

 Всё на месте, всё ль в порядке?

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Все ли правильно сидят?

 Все ль внимательно глядят?

Каждые хочет получать

Только лишь оценку  «пять»!

  1. Вступительное слово учителя.

   

    Сегодня у нас урок изучения новой темы. Определить тему урока, цели и добиться понимания нового материала помогут исследования, которые мы проведем с вами совместно. Изучению новой темы нам поможет ранее изученная орфограмма.

   Прочитаем текст и выполним задания.

  1. Подготовка учащихся к изучению нового материала - актуализация прошлых знаний - повторение правописания не с глаголами (слайды 2,3)

 Слайд  2.  Наблюдение над языковым материалом.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок не дёргать за косички!

Никогда с братишкой не драться за обедом!

На уроках больше не говорить соседом!

Ю. Вронский

  1. Объясните смысл названия текста.
  2. Утверждаются или отрицаются действия героя стихотворения?

- отрицаются.

  1. Что использует писатель, чтобы подчеркнуть отрицательные действия?

-отрицательную частицу НЕ.

  1. Выпишите ключевые слова.

-не дергать, не драться, не говорить.

  1. Расскажите правило на ранее изученную орфограмму.

-Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключения составляют те глаголы, которые без НЕ  не  употребляются.

Слайд 3.   

  1. Выпишите глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.

(Не) подумаешь - (не)решишь задачу. Брат (не)доумевал. (Не)взлюбил я эту собаку за ее злость. Метель (не)утихала. Шторм (не)истовствовал.

  1. Самопроверка.

Недоумевал, невзлюбил, неистовствовал.

  1. Объяснение нового материала.
  1. 1.Постановка проблемы. Формулировка темы и цели  урока.

Слайд 4.   Наблюдение над языковым материалом.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не бросай друга в несчастье.

  1. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
  2. С какими частями речи употребляется НЕ в этих пословицах?

-С именами существительными

  1. Как пишутся существительные с НЕ?

-Слитно и раздельно.

  1. Сформулируйте тему и  цель урока.

-Тема: Написание НЕ с именами существительными.

Цель: Научиться  определять выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительным.

  1. 2.Исследование темы. Наблюдение 1.

Слайд 5.  Ненастье, незнакомец, неряха, нелепость, незабудка, небылицы

  1. Сравните с правописанием НЕ с глаголами. Почему так пишется НЕ?
  2.  Чем в таких словах является НЕ?

-Частью корня

  1. Запишите эти слова.
  2. Сформулируйте вывод.

Вывод 1. Не с  любыми словами пишется слитно, если слово без НЕ  не употребляется. НЕ в них – часть корня.

  1. 3. Наблюдение 2. (Слайды 6,7).

Слайд 6. 

  1. Запишите слова с НЕ: мама, перемена, беда, сорока,  карандаш.

Слайд 7. 

  1. Самопроверка. Вот правильно:

    не мама, не перемена, не беда, не сорока, не карандаш

  1. Почему?

-Слова не употребляются с приставкой НЕ.  Нет таких слов:

Немама, неперемена, небеда, несорока, некарандаш.

  1. Чем является НЕ, когда пишется со словами раздельно?

- НЕ является частицей.

  1. Какое значение имеет частица НЕ?

-Частица НЕ   имеет отрицательное значение.

  1. Образуются ли с помощью частицы НЕ новые существительные?

-Новые слова не образуются, отрицаются исходные.

  1. Сделайте вывод.

Вывод 2. Слова не употребляются с приставкой не-.  Рядом с ними может быть только частица НЕ.  Новое слово не образуется.

  1. 4. Наблюдение 3. (слайды 8,9)

Слайд 8. 

Правда, счастье, друг

  1. От данных существительных образуйте с помощью приставки НЕ новые существительные.

правда-неправда

счастье-несчастье

здоровье-нездоровье

  1. Какой смысл придает  новым словам приставка НЕ? Как можно назвать образованные слова?

-Противоположное значение. Новые слова-антонимы.

  1. Сделайте вывод.

Вывод 3. Существительное с приставкой НЕ образует новое слово – антоним  исходному.

Слайд 9.

  1. Чем можно заменить существительное, образованное с помощью приставки НЕ?

-синонимом:

Неправда (ложь). Несчастье (горе), Нездоровье (болезнь)

  1. Дополним вывод 3.

Его можно заменить синонимом без НЕ  ( или близким по значению выражением)

  1. 5. Слайд 10.  Наблюдение 4.
  1. Какая цель  в исследовании темы пока не достигнута?

- Когда не с существительным пишется раздельно.

  1. Продолжим исследование изучаемой орфограммы по учебнику – теория - стр.92.

Что указывает на раздельное написание  НЕ с существительными?

- Противопоставление.

  1. Выпишем данное предложение и подчеркнем противопоставление с союзом а.

Он не друг, а просто знакомый.

  1. Запишем вывод 4.

Вывод 4. НЕ с существительным пишется раздельно, если есть противопоставление.

  1. Закрепление материала (практическая часть).
  1. .1.Упражнение 1. Учитель проецирует на экран готовый Тест 07.2 [ Единая коллекция ЦОР]

Тест 07.2 Правописание не с существительными.

Подумайте, можно ли образовать антоним с приставкой НЕ.

Добавьте приставку НЕ к существительному, если это возможно.

вежливость

бабушка

вода

дом

известность

красота

знание

легкомыслие

ложь

  1. 2. Слайд 11. Упражнение 2. 

Кто быстрее? Выпишите предложения, в которых употребляется существительные с частицей НЕ при наличии противопоставления.

1). (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. 2).(Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не) искренность девочки, а ее простота.

Слайд 12. Самопроверка.

  1. Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам.
  2. Подкупала не искренность девочки, а ее простота.

  1. 3. Слайд 13. Упражнение 3.  Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы.   Докажите: слитно или раздельно.

(Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума.

1.Учащиеся фронтально объясняют написание. Обозначают  НЕ как часть корня, приставку, частицу.

2. Самопроверка и исправление ошибок (для слабых учащихся).

  1. 4. Упражнение 4. Творческий диктант (для тех, кто успел исправить все допущенные ошибки).

    1. Кто быстрее назовет  диктуемые учителем сочетания синонимами  с НЕ?  2.Записывать, обозначая  соответствующей цифрой. 3.Обозначить НЕ.

  1. Дождливая, пасмурная погода.
  2. Отсутствие знаний, некультурность.
  3. Рассеянность, отсутствие внимания.
  4. Необразованный, невежественный человек.
  5. Плен, рабство.
  6. Болезненное состояние.
  7. Возмущение, крайнее недовольство.
  8. Отсутствие желания.
  9. Чувство сильной вражды и отвращения
  10. Вымысел, лживое сообщение.
  11. Грубый, невоспитанный человек.
  12. Отсутствие сведений.

Слайд 14.     Самопроверка. (Для тех, у кого не все получилось).

  1. Контроль усвоения нового материала.
  1. .1. Обобщение теоретических сведений.

Слайд 15.      Достигли ли мы целей урока?

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Чем может быть НЕ?
  2. Назовите условия слитного  написания НЕ с существительными.
  3. .Назовите условия слитного  написания НЕ с существительными.
  4. Учитель проецирует на экран готовый Тест 07.1 [Единая коллекция ЦОР]

Тест 07.1. Правописание НЕ с существительными

Восстановите правило

  1. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с не …
  2. Если существительное не имеет антонима с приставкой не-, то оно пишется с НЕ …
  3. Если существительное образует  антоним с приставкой не-, то оно может писаться с НЕ…

  1. .2. Рефлексия. «Самооценка». 

Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ, полученными в начале урока.  Слайд 16.  

Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно.

  1. Урок для меня был интересным.
  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  3. На уроке я был активен.
  4. Все мои ответы были удачными.
  5. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки).

Желтая карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось.

  1. Урок для меня был интересным.
  2. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
  3. На уроке я был недостаточно активен.
  4. Не все  мои ответы были удачными.
  5. В тетради  допустил 3-4 ошибки.

Красная карточка. На уроке я чувствовал себя  некомфортно.

  1. Я не очень понимал, о чем идет речь.
  2. Я не проявлял активность.
  3. В тетради у меня более 4 ошибок.

  1. .3.Выставление оценок.

  1. Домашнее задание. По выбору учащихся:

1. Найти примеры предложений с разными условиями написания не с существительными (на оценку «5»).

2. Упр.133

Список готовых электронных образовательных ресурсов ( school-collection.edu.ru).

  1. Карточка ресурса. Тест 07.1 Правописание не с существительными из Единой коллекции ЦОР 
  2. Карточка ресурса. Тест 07.2 Правописание не с существительными из Единой коллекции ЦОР 

Список используемой литературы.

  1. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 6 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 2008.
  2. Иванова В. Ф.Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982.
  3. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание НЕ с именем существительным Панина Светлана Анатольевна Учитель русского языка МОУ «Гимназия №2» Г. Кимры, Тверская обл.

Слайд 2

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Завести велели мне новые привычки Никогда девчонок не дёргать за косички! Никогда с братишкой не драться за обедом! На уроках больше не говорить соседом! Ю. Вронский 1. Объясните смысл названия текста. 2.Утверждаются или отрицаются действия героя стихотворения? 3.Что использует писатель, чтобы подчеркнуть отрицательные действия? 4.Выпишите ключевые слова. 5. Расскажите правило на ранее изученную орфограмму.

Слайд 3

(Не) подумаешь- (не)решишь задачу. Брат (не)доумевал. (Не)взлюбил я эту собаку за ее злость. Метель (не)утихала. Шторм (не)истовствовал. Проверь себя. Недоумевал, невзлюбил, неистовствовал. Выпишите глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.

Слайд 4

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Не бросай друга в несчастье. Сформулируйте тему и задачу урока. Правописание НЕ с именами существительными. Научиться определять выбор слитного и раздельного написания НЕ с существительным. Как пишутся существительные с НЕ? С какими частями речи употребляется НЕ в этих предложениях?

Слайд 5

Правописание НЕ с существительными. Исследование темы. Наблюдение 1. Почему так пишутся? ненастье незнакомец неряха нелепость незабудка небылица Чем является НЕ ? Вывод1. Любые слова с НЕ пишутся слитно ,если не употребляются без НЕ . НЕ в них- часть корня .

Слайд 6

мама перемена беда сорока карандаш Запишите слова с НЕ . Правописание НЕ с существительными. Исследование темы. Наблюдение 2 .

Слайд 7

Вот правильно! не мама не перемена не беда не сорока не карандаш Нет таких слов: немама неперемена небеда несорока некарандаш Вывод 2. Слова не употребляются с приставкой не -. Рядом с ними может быть только частица НЕ . Новое слово не образуется. Какое значение имеет частица НЕ? Образуются ли с помощью частицы НЕ новые существительные?

Слайд 8

Правописание НЕ с существительными. Исследование темы. Наблюдение 3 . правда счастье здоровье Запишите с помощью приставки НЕ новые существительные Какой смысл придает новым словам приставка НЕ? -неправда -несчастье -нездоровье Вывод 3. Сущ - ное с приставкой НЕ образует новое слово – антоним исходному.

Слайд 9

неправда нездоровье несчастье СИНОНИМЫ: ( ложь) (болезнь) ( горе) Чем можно заменить существительное, образованное с помощью приставки не ? Его можно заменить синонимом без НЕ ( или близким по значению выражением)

Слайд 10

Какая цель в исследовании темы пока не достигнута? Вывод 4. НЕ с существительным пишется раздельно , если есть противопоставление. Запишем: Он не друг , а просто знакомый. Правописание НЕ с существительными. Исследование темы. Наблюдение 4.

Слайд 11

Упр.2 Сравните предложения. Выпишите те предложения, в которых употребляются существительные с частицей НЕ. (Не)везение преследовало меня. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам. (Не)искренность чувствовалась в его словах. Подкупала (не)искренность девочки, а ее простота. Потренируемся!

Слайд 12

Проверь себя . Не везение , а труд и настойчивость приведут к успехам. Подкупала не искренность девочки, а ее простота .

Слайд 13

Потренируемся! Упражнение 3.Сгруппируйте предложения согласно 4 выводам темы. Докажите: слитно или раздельно. 1. (Не)везение преследовало меня. 2. (Не)вежда –это (не)уч, мало знающий человек. 3. (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость. 4. Это (не)ошибка. 5. (Не)удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки. 6. Самообладание (не)помеха, а залог успеха. 7. Каждая (не)удача прибавляет ума. Проверь себя. Исправь ошибки. 1. Невежда –это неуч, мало знающий человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. 2. Это не ошибка. Самообладание не помеха, а залог успеха. 3. Невезение преследовало меня. Каждая неудача прибавляет ума. 4. Не удача привела спортсмена к победе, а упорные тренировки.

Слайд 14

Проверь себя. Дождливая, пасмурная погода. Ненастье. Отсутствие знаний, некультурность. Невежество. Рассеянность, отсутствие внимания. Невнимательность. Необразованный, невежественный человек. Невежда. Плен, рабство. Неволя. Болезненное состояние. Нездоровье. Возмущение, крайнее недовольство. Негодование. Отсутствие желания. Нежелание. Чувство сильной вражды и отвращения. Ненависть. Вымысел, лживое сообщение. Небылица. Грубый, невоспитанный человек. Невежа. Отсутствие сведений. Неизвестность.

Слайд 15

Достигли ли мы целей урока? Подведем итоги!

Слайд 16

Оцените свою работу на уроке СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ. Зеленая карточка. На уроке мне было комфортно. Урок для меня был интересным. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке я был активен. Все мои ответы были удачными. В тетради я не сделал ошибок (допустил 1-2 ошибки). Синяя карточка. Я удовлетворен уроком, но у меня не все получалось. Урок для меня был интересным. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке. На уроке я был недостаточно активен. Не все мои ответы были удачными. В тетради я допустил 3-4 ошибки. Оранжевая карточка. На уроке я чувствовал себя некомфортно. Я не очень понимал, о чем идет речь. Я не проявлял активность. В тетради у меня более 4 ошибок.

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка в 5 классе "Род имен существительных"

Урок- повторения, обощения пройденного знакомит с понятием "существительные общего рода"...

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

урок русского языка в 5 классе "Падеж имен существительных"

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Падеж имен существительных" - это урок общеметодической направленности, целью деятельности учителя  является способствование обучению детей определению ...

Урок русского языка в 5 классе. Число имен существительных

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.:  Дрофа, 2016....