Урок русского языка в 5 классе по теме "Этикетные слова"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Ганеева Елена Николаевна

Данный урок нацелен на создание условий для нахождения слов речевого этикета, применение этикетных слов учащимися в соответствующей речевой ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Волшебные слова»

Место урока в системе уроков по данной теме: первый.

Цель:

- создать условия для нахождения слов речевого этикета;

- организовать деятельность учащихся, направленную на применение этикетных слов в соответствующей речевой ситуации.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: 

- дает определение понятиям «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация»;

- соотносит этикетные слова с речевыми ситуациями.

Метапредметные:

Познавательные УУД

- выделяет и формулирует главную проблему;

- извлекает необходимую информацию из различных источников;

- создает  графическую схему речевых ситуаций;

- уточняет происхождение этикетных слов

Регулятивные УУД:

- определяет цель урока совместно с учителем;

- принимает план действий

 Коммуникативные УУД: 

- соотносит этикетные слова с речевой ситуацией;

- формулирует собственное мнение, аргументирует свою позицию;

- убеждает своих одноклассников;

- демонстрирует навыки  бесконфликтного общения

Личностные УУД:

- оформляет мысли в виде устного высказывания;

- оценивает свою речь.

Методы / приемы обучения:

- проблемный;

- иллюстративный;

- анализа и синтеза

Формы работы на уроке:

- индивидуальная;

- групповая

Образовательные ресурсы:

- этимологический словарь русского языка;

-Русский язык.5 кл./М.М.Разумовская, С.И.Львова и др., М., «Дрофа», 2011;

http://etymological.academic.ru/4855/%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%BE 

http://etymological.academic.ru/1522/%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C

Оборудование, наглядность: проектор, компьютер, экран, учебники, словари, карточки со словами речевого этикета и диалогами, листы достижений, схема  

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

1. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

3 мин.

Приветствие:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

«Доброе утро!»-

Солнцу и птицам.

«Доброе утро!» -

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

- Каков рецепт хорошего дня, по мнению автора этого стихотворения?

- Какие слова помогли вам это понять?

- Предположите тему нашего урока.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

3 мин.

-Посмотрите  на слайд и скажите,  какую ситуацию он иллюстрирует?

-Уместны ли данные слова приветствия? Объясните почему.

К сожалению, не все дети умеют правильно употреблять вежливые слова. Но этому можно научиться.

- Сформулируйте цель нашего урока. А как мы можем достичь этой цели?

3. Первичное усвоение новых знаний.

7 мин.

Поработайте в группах. Представьте лингвистический текст учебника (стр. 123) в любом удобном для вашей группы виде  (это может быть кластер, таблица, рисунок).

Работа в группе.

Представление результата каждой группы.

4. Реализация построенного проекта

10 мин

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,

И вы встречались с ним где-либо.

Тогда скажите нам о нем,

А мы... мы скажем вам - спасибо!

 (А. Барто)

Задания (работа в паре):

1)Найдите слова речевого этикета и запишите их в тетрадь

2)Сгруппируйте этикетные слова по речевым ситуациям:

Речевые ситуации

Этикетные слова

Благодарность

Прощание

Приветствие

Просьба

Извинение

3)        К  какой речевой ситуации вам не удалось подобрать этикетные слова? Почему?

4)        Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов «спасибо», «извините».

5)        Когда мы говорим слово «извините», а когда  - «простите»?

6)        Почему слова «здорово» и «пока» не являются этикетными?

        

5. Физминутка.

2 мин.

На календаре последние дни осени. Звучит осенний вальс. Посмотрите на экран. Гимнастика для глаз. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и следите глазами за движущимися предметами

6. Задание «Составь диалог»  с оцениваем по критериям

 10 мин

Составьте и продемонстрируйте диалог на предложенные речевые ситуации (в автобусе, в магазине, в библиотеке, в столовой, на дне рождения), используя слова из упражнений 342, 343

Критерии оценивания:

  1. Соответствие речевой ситуации (1б.)
  2. Наличие 2-3 этикетных слов (1б.)
  3. Выразительность речи (1 б.)
  4. Богатство речи (1 б.)
  5. Артистизм (1 б.)

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин

Закончи предложения:

Речевой этикет – это……

Речевая ситуация – это…..

Волшебные слова – это….

Теперь я могу….

Знания, полученные на уроке, пригодятся мне….

8. Организация домашнего задания

5 мин

1) Выполните упражнение 344.

2) Напишите небольшое письмо (маме, другу, сказочному герою, автору любимого произведения  - на выбор) с использованием этикетных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"

Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...