Открытый урок русского языка в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Панова Дарья Сергеевна

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

                                                                          Учитель русского языка и литературы Панова Д. С.

МОУ СОШ №4 г. Высоковск.

 

Тема урока: Согласные звонкие и глухие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_uroka_panova_d._s._5_kl_russkiy.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.

Составил преподаватель МОУ СОШ №4 г. Высоковск

Панова Дарья Сергеевна.

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе

                                                                                Учитель русского языка и литературы Панова Д. С.

МОУ СОШ №4 г. Высоковск.

Тема урока: Согласные звонкие и глухие

Цели урока: повторить изученное о парных и непарных по глухости-звонкости согласных; формировать умение различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм, ввести понятие сонорных согласных.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Этап мотивации.

Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом.

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II Проверка домашнего задания

I Игра Верю-Не верю при проверке домашнего задания.

  1. Верите ли вы, что КОГДА МЫ ГОВОРИМ, ТО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ? (ВЕРЮ)
  2. Верите ли вы, что ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ СОСТОЯТ ТОЛЬКО ИЗ ШУМА? (НЕ ВЕРЮ, ОНИ СОСТОЯТ ИЗ ГОЛОСА)
  3. Верите ли вы, что звуки речи делятся на гласные и негласные?

(Не верю, они делятся на гласные и согласные)

  1. Верите ли вы, что согласные бывают только твердые и мягкие?

(Не верю, они бывают еще и глухие и звонкие.)

  1. Верите ли вы, что гласные звуки бывают ударные и безударные? (Верю)

II. Раздаются листы с предложениями, надо исправить все ошибки.

Акуратность чилавека красить.

Помнению увчёных чилавек паявился окала двух милионов лет назат.

Мы гуляли полессу и видили такие грибы рыжики сыроешки белые.

Друзя пазнаюца в биде

Щастье бес труда недаёца

Меняются друг  с другом, учитель диктует правильные предложения, проверяют друг у друга, исправляют ошибки, ставят оценки.

.

Отвечают на вопросы

Исправляют ошибки, записывают предложения в тетрадь

III. Самоопределение к деятельности

IV Работа по теме урока

Ученикам раздается модель изучаемого предмета. Во время урока ребята закрашивают нужным цветом поле.

Зеленый – все понятно

Желтый 50*50

Красный – ничего не понятно.

На доске выводится стихотворение.

Учитель: Прочитайте  на доске стихотворный текст.  К какому выводу он вас подводит?

Что случилось? Не  пойму!

Растолкуйте, что к чему!

Деньги стали нашивать,

А заплаты –наживать!

Лук скосили мы козой,

Козлик бегает с косой…

Луг нам подали к обеду.

Папу сделали из снега…

На сосне в гнезде –софа,

У стены стоит сова.

У больного снова шар,

К  небесам  поднялся  жар.

Баба ходит с бородой..

       

Слово учителя:

Давайте теперь исправим ошибки и прочитаем правильный текст.

Работа с фразой. На доске выведено предложение:

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.

Задает вопрос:

- какие согласные претерпели изменения при письме?

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

- Какой вывод можно сделать?

Учитель: А теперь запишем тему урока. Кто догадался, как она звучит?

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Вопросы к аудитории?

- Как вы считаете, что мы будем проходить сегодня на уроке?

- Как вы считаете, ДЛЯ ЧЕГО МЫ БУДЕМ ЭТО ИЗУЧАТЬ?

На доске выведены следующие слова. Задание: запишите слова в тетрадь в столбик и начальный согласный замените парным ему.

Дом-том  

Дочка- точка

Корка- порка

Жалость-шалость

Голос-колос

Злить-слить

Что изменилось в этих словах?

Правильно, молодцы, а какие теперь значения приобрели слова?

Давайте прочитаем стихотворение (на доске выводится стихотворение):

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Учитель задает вопрос:

что происходит со звонким согласным в выделенных словах?

Правильно.  Если звонкий согласный звук в потоке речи меняется на глухой, то это явление называется оглушением.

На доске выводятся четверостишия.

Учитель: В какой позиции происходит оглушение согласного? Подберите к ним проверочные слова. Ко всем ли словам можно подобрать проверочные?

 Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

(С. Аксаков)

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

(К. Д. Бальмонт)

На доске выведены следующие слова. Задание: запишите слова в тетрадь в столбик и начальный согласный замените парным ему.

Тело- дело

Почка-дочка

Слой- злой

Шар-жар

Тоска-доска

Что изменилось в этих словах?

Правильно, молодцы, а какие теперь значения приобрели слова?

Если глухой согласный звук меняется на звонкий, это явление языка называется озвончением.

Кроме глухих и звонких согласных звуков есть еще и СОНОРНЫЕ (звучные) согласные. В этих согласных звуках голос преобладает над шумом. Это согласные Л, ль, М, мь, Н, нь, Р, рь, Й.

Давайте попробуем произнести эти согласные.

Физкультминутка

Ученики по цепочке встают и садятся змейкой в едином ритме так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий. Главное – не мешать. Если собьются, то начать заново.

УЧИТЕЛЬ ВЫЗЫВАЕТ ОДНОГО УЧЕНИКА, ОН ВЫТАСКИВАЕТ ИЗ КОРОБКИ ЗАПИСКУ, АДРЕСУЕТ ЕЕ ТОВАРИЩУ, ТОТ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС.

Отвечают на вопрос: вместо парных звонких согласных употреблены парные глухие согласные звуки, а вместо парных глухих согласных употреблены парные звонкие согласные звуки.

Исправляют ошибки, читают текст.

(учащиеся читают)

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

Читают текст с исправленными ошибками

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

(нельзя подменять согласные)

Согласные звонкие и глухие

Переписывают слова в тетрадь, рядом пишут измененные слова.

Отвечаю на вопросы.

Слова изменились по значению.

Отвечают, какие значения приобрели слова.

Отвечают на вопрос:

Звонкие согласные меняются на глухие.

Листопад  (на конце слова), листопаДы

Потемневшие (в середине слова), нельзя проверить

Низкий ( в середине слова) ниЗенький

Свод (на конце слова) своДы

Пруд ( на конце слова) пруДы

Гибко (в середине слова) гиБок

В пруду (предлог) нельзя проверить

Рыбка (в середине слова) РыБонька

Переписывают слова в тетрадь, рядом пишут измененные слова.

Слова изменились по значению.

Отвечают, какие значения приобрели слова.

Произносят согласные.

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

V. Этап закрепления пройденного материала

Ребята, отгадайте загадки, запишите в тетрадь ответы, подчеркивая букву, которая оглушается.

А ну-ка, друзья, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб не хватает (Варежки)

Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным, заправляю сам кроватку, быстро делаю….

(Зарядку)

Сами не едим, а людей кормим.

(Ложки)

Стоит Ермошка на одной ножке.

(Гриб)

Я ухожу, а он на земле остается.

(След)

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)

Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряют косынки. И месяц и звезды в нем отражаются. Как зеркало это называется?

(Пруд)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост наружу.

(Морковь)

Подберите проверочные слова.

А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

Учитель называет по одному фамилию ученика, тот встает и говорит правильный ответ на загадку и проверочное слово.

Отгадывают загадки, записывают ответы, подчеркивают нужную букву.

– волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

VI. Рефлексия

Ученик бросает мяч соседу и называет термин, а сосед ловит и дает краткое пояснение.

- Какие согласные являются глухими?

-Какие согласные являются звонкими?

- Что такое оглушение?

- Что такое озвончение?

- Перечислите сонорные согласные.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

VII. Итог урока.

Подведем итоги нашего урока.

Я научился …

Я хотел бы …

Оказывается, что …

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VIII.  Домашнее задание.

Дает домашнее задание, комментирует его выполнение.

Параграф 56, упр. 286

Записывают домашнее задание в дневник.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...