Внеурочная деятельность по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_7_klass_russkiy_yazyk_2018-2019.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений русских людей. Русский язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.

Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» рассчитана на расширение представлений обучающихся о русском языке. Благодаря данному курсу обучающиеся смогут усвоить основы текстоведения, выработать систему работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического, что позволит им значительно лучше подготовиться к олимпиадам по русскому языку и литературе.

Неотъемлемой частью программы являются занятия, направленные на формирование устойчивых коммуникативных умений обучающихся по развитию связной речи. Немаловажным также является ориентация на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений. Поэтому данный курс позволит обучающимся постепенно начать подготовку к ОГЭ.

Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» непосредственно связана с программой по русскому языку для 5- 9 классов. Она расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях внеурочной деятельности предполагается уделять большое внимание развитию речи обучающихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.

Цель занятий: формирование коммуникативных умений обучающихся при работе над текстом и на их основе рост речевой культуры обучающихся.

Задачи:

1)обогащение словарного запаса обучающихся; 2)развитие устной и письменной речи; 3)овладение основными текстоведческими понятиями; 4)формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

5)составление        текстов        собственного        сочинения        различной        тематики;

6)активизация познавательных интересов; 7)развитие творческих способностей и мышления; 8)воспитание интереса к изучению русского языка.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лингвистики, некоторые сведения о роли языка в жизни общества; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.


Содержание внеурочной деятельности по русскому языку обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

  • программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как лекции, беседы, тренинги по анализу текстов, самостоятельная работа.

Программа внеурочной деятельности «Мой родной русский язык» для обучающихся 7 класса реализуется через занятия, содержание которых

предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А.. Программа рассчитана на 17 часов.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные:

понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа; уважительное отношение к русскому языку; стремление к речевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

адекватное восприятие и понимание информации; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов; умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст; способность правильно излагать свои мысли; соблюдение в речи норм современного русского литературного языка; способность участвовать в речевом общении.

Предметные: представление о русском языке как языке русского народа; освоение базовых понятий лингвистики; проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определѐнным функциональным стилям; извлечение необходимой информации из словарей, использование еѐ в различных видах деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Плавский район        

«Сорочинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании педагогического совета

Протокол   _____

от «__»___________20__ г.

                                      

Утверждаю.

Директор школы:

___________/Л.В.Барданова /

Приказ  _____

от «__»_________20__ г.

                                        

 

                                                               

Рабочая   программа

 по внеурочной деятельности

«Мой родной русский язык»

учителя  I квалификационной категории

Секлетеевой Мадины Рамзановны

7 класс

Сорочинка

 2018 г.


  1. Содержание учебного предмета

(17 ч.)

Язык и речь (5 часов).

Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки. История некоторых слов. Необычные правила. Упрощение правил, создание их детских формулировок. Путеводные звезды орфографии. Этимология слова. Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.

В результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться:

1) опознавать основные особенности устной и письменной речи, 2) анализировать различные виды общения и письма, 3) понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего в разных ситуациях общения,

  1. участвовать в диалогическом общении, 5) создавать устные монологические высказывания в зависимости от целей, сферы и ситуации общения; 6) анализировать образцы устной и письменной речи.

Единицы языка (3 часа).

Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности.

В результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться:

  1. опознавать прямое и переносное значение слова, 2) употреблять в речи контекстуальные синонимы и антонимы в соответствии с нормами современного русского литературного языка, 3) применять синтаксические знания и умения в речевой практике, 4) анализировать слово в контексте, 5) выявлять особенности употребления синтаксических конструкций с точки

зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Текст и его основные понятия (4 часа).

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте.

Средства связи предложений и частей текста. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. Авторская позиция в тексте.

  • результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, 2) устанавливать смысловые части текста, определять средства и способы связи


предложений в тексте, 3) соблюдать нормы построения текста, 4) анализировать языковые особенности текста, 5) оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Стили речи (4 часа).

Публицистический стиль. Его структура. Художественный стиль речи и его структура. Научный стиль речи и его структура. Тексты смешанного типа.

  • результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) выявлять особенности разговорной речи, языка

художественной литературы и функциональных стилей, 2) устанавливать принадлежность текста к определѐнной разновидности языка, 3) сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств, 4) создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, 5) выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Система работы над текстом (1 час).

Основные виды информационной переработки текста.

Система работы над анализом текста: конспектирование, тезисирование, аннотирование, редактирование.

  • результате изучения темы обучающиеся получат возможность научиться: 1) применять основные виды информационной переработки

текста на практике,2) анализировать прозаические и поэтические тексты

  • точки зрения их структурной и смысловой организации, 3) анализировать произведение в контексте, 4) создавать устные и письменные высказывания по анализу текстов.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Наименование изучаемой темы (раздела)

Количество часов

Основное содержание по теме (разделу)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий)

1.

Язык и речь.

5

Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки. История некоторых слов. Необычные правила. Упрощение правил, создание их детских формулировок. Путеводные звезды орфографии. Этимология слова. Слова-тезки. Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Эпистолярный жанр в русской литературе и современном обществе.

Расширяют представления о речи,  речевом  общении,  речевой  ситуации.  Развивают навыки определения выразительных возможностей русского языка в заданных текстах. Знакомятся с видами монолога    и    диалога.    Овладевают  практическими навыками   их   определения   и   употребления   в   речи. Анализируют   образцы   устной   и   письменной   речи. Излагают  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме. Высказывают  и  обосновывают  свою  точку  зрения. Извлекают  необходимую  информацию  из  справочной литературы.

2.

Единицы языка.

3

Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности.

Расширяют представления  о единице языка. Развивают навыки определения прямого и переносного значения слова.  Получают представление о словах-предложениях, их роли в тексте. Обобщают знания о  контекстуальных  синонимах  и  антонимах.  Получают

практические  навыки  использования  однородных  членов предложения как средства выразительности речи. Учатся

преодолевать   ошибки    в   построении   предложений, соблюдении их границ.

3.

Текст и его основные понятия

4

Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Средства связи предложений и частей текста. Типы связи. Авторская позиция в тексте.

Развивают   представления   о   тексте   как   речевом произведении, теме и плане текста. Учатся определять микротемы,   составлять   план,   определять   средства   и способы связи предложений в тексте. Составляют тексты различного типа, стиля. Отрабатывают  анализ  текста  с  точки  зрения  его  темы, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу  речи.         Овладевают навыками        работы        с текстом

(сжатие, формулирование        основной мысли,        отбор в исходном  тексте  основного).  Совершенствуют  навыки культуры        монологической        и диалогической        речи. Извлекают  необходимую  информацию  из  справочной литературы.                

4.

Стили речи.

4

Публицистический стиль. Его структура. Художественный стиль речи и его структура.

Научный стиль речи и его структура. Тексты смешанного типа.

Развивают  представления  о  стилях  речи.  Выявляют особенности  разговорной  речи,  языка  художественной литературы  и  функциональных  стилей.   Устанавливают принадлежность  текста  к  определѐнной  функциональной разновидности   языка.   Сопоставляют   и   сравнивают речевые  высказывания  с  точки  зрения  их  содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.  Совершенствуют  навыки  создания  письменных высказываний  разных  стилей,  жанров  и  типов  речи. Овладевают  приѐмами  сжатия  текста.  Устанавливают связь между стилем речи и его структурой. Знакомятся с текстами смешанного типа. Расширяют представление        об изобразительно-выразительных средствах  языка,  учатся  находить  их  в данном тексте. Извлекают необходимую информацию  из  словарей, справочной        литературы        для  использования  в        различных видах деятельности.

5.

Система работы над текстом.

1

Основные виды информационной переработки текста. Система работы над анализом текста: конспектирование, тезисирование, аннотирование, редактирование.

Актуализируют  знания  о  видах  работы  с текстом.  Учатся  составлять  тезисы, редактировать текст.   Знакомятся с понятиями «лексико-семантический», «лингвистический», сопоставительный» анализ   текста. Используют   полученные   знания   в практической деятельности. Овладевают  навыками комплексного   анализа   поэтического   и   прозаического текстов.  


  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Используемая литература.

  1. Анненков В.И. Анализ художественного произведения. – М., 1987.

  1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи учащихся 7-9

классов. – М., 2001.

  1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.
  2. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.,1995.

  1. Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

  1. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. – М.,1980.
  2. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  3. Мещереков В.Н. Основы школьного речеведения.– М., 2004.

  1. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012

10. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.

11. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1986.

Технические и электронные средства обучения.

1.Компьютер.

2.Интерактивная доска.

Цифровые образовательные ресурсы.

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование» http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru» http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА» http://www.vschool.km.ru – Виртуальная школа Кирилла и Мифодия

http://www.teachpro.ru  – Образовательный сайт Teachpro.ru

http://www.ozo.rcsz.ru  – Обучающие сетевые олимпиады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

План внеурочной деятельности учителя русского языка "Усиление роли русского языка"

Данный план представляет собой перечень мероприятий, направленных на усиление роли русского языка в процессе образования в основной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...