Обобщение и закрепление по теме «Глагол».
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема «Обобщение и закрепление по теме «Глагол».

Цель: проверить знания о глаголе как части речи умение находить изученную часть речи обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола использовать глагол в речи.

Ход урока.

Что без меня предметы?

Лишь названья.

 А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

 Люди строят зданья.

 Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

1.0дна область волшебной страны Речь называется Глагол. Слова, которые живут с ней ужасно разговорчивы. Они очень любят рассказывать о том, что делают слова-имена существительные.

- А вы как думаете, почему? Какая часть речи называется глаголом? Почему она имеет два вопроса?

  1. Глагол -  настоящий богач среди частей речи: имеет время, лицо, вид, род.

По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительного.

Глагол - самая живая часть речи. Он изменяется по временам.

Задание: записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, объяснить постановку знаков препинания, найти глаголы, указать их время.

Тростник шумел, шуршал и слушал, как в речке плещется вода.

-Что нужно знать, чтобы правильно образовать все возможные формы времени глагола? Как образуется будущее время глагола?

  1. Хотелось бы вам узнать, откуда взялось слово»глагол»? Глагол означал по-старославянски слово, существовало и слово глаголать. Но мы не говори: «Что ты мне глаголешь?» Однако, в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается слово «глагол».

У А.С. Пушкина:

И ,обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

(Тут глаголом значит словом.)

У М.Ю. Лермонтова:

Вот у ног Ерусалима,

Богом сожжена,

Безглагольна, недвижима

 Мертвая страна.

(Здесь безглагольный значит безмолвный).

Большинство грамматических терминов русского языка произошли из древнегреческой грамматики. Слово «спряжение» - не исключение. Это ттермин возник на базе слова в значении связь, соединение.

-Как вы думаете, почему оно имеет такое название? Что называется спряжением?

Задание: объяснить правописание окончаний глаголов, определить спряжение, объяснить постановку знаков препинания.

  1. И тает, тает снег, стекает снег в долины рек.
  2. Солнышко всходит, и звездочки тают.
  3. Ласточки кружат и тают за далью лесной.

-Укажите лексическое значение слова «таять» в каждом предложении.

Задание: составьте предложения с глаголами кружиться, кружится, садиться, серебрится.

-В чем особенность правописания этих глаголов?

Задание: записать словосочетания, объяснить правописание Ь после шипящих.

Испечь пироги, улыбаешься мне, стеречь дом, мягкий карандаш, возле дач, ветер свеж, подумаешь обо мне, видишь мышь.

- Что нужно знать, чтобы правильно объяснить орфограмму?

  1. Послушайте сказку.

Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил:»Люблю», а она ему :»Не люблю». Он признавался:»Верю», а она ему :»Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему:»Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину).

-А вы, ребята, догадались, почему в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголом? Приведите еще примеры.

Задание: назовите глаголы в предложении, сделайте морфологический разбор одного глагола.

Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,

Тихо внимаю, как плачет болотная выпь. (Н.Гумилев)

  1. Смотрю-глагол, я (что делаю?) смотрю
  2. Н. ф. смотреть, несов. в., 2 спр., наст. вр., в ед. ч., в 1 л.
  3. Я (что делаю?) смотрю
  1. Вывод по уроку, оценивание ответов.
  2. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и закрепление по теме "Фонетика"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Фонетика"...

Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби» 5 класс

Урок обобщения и закрепления по теме «Решение задач на обыкновенные дроби» Цель урока: закрепление знаний и навыков решения различных задач на обыкновенные дроби, умений применять изу...

упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

упражнения для закрепления по темам "Глагол", "Причастие", 6 класс

Упражнения для списывания, тренировки орфографии и нахождения глаголов и причастий. Можно давать в начале изучения темы....

Открытый урок в 8 классе "Обобщение и закрепление по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока поможет Вам провести открытый урок по данной теме очень интересно и продуктивно...

Обобщение и закрепление по теме «Рельеф и полезные ископаемые России»

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс, и для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе  гений, но без труда талант не впрок. Скрестив все ...

Интегрированный урок русского языка и технологии, приуроченный к Международному Дню Земли "Изготовление плаката "День Земли". Закрепление по теме "Глагол"

На уроке обучающиеся устанавливают взаимосвязь понятий "человек" и "природа", учатся бережно относится к живой природе, активно участвовать в деле защиты окружающей среды....