правописание -тся и -тся в глаголах
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Тарковская Оксана Александровна

Урок построен на доступном для пятиклассников материале на запоминание орфограммы - правописание -ться и - тся  в глаголах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

           Технологическая карта урока по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах»(5 класс)

Тема

Правописание –тся и –ться в глаголах

Цели

Сформировать представление о правописании глаголов в неопределённой форме и  форме  3 лица, единственного числа.

Ввести правило  написания « –тся»   и  «–ться»   в  глаголах.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о частях речи, умения формулировать вопрос к каждой части речи. Работа с существительными на «-ца» и  глаголами на «–ться», «-тся».  Освоение правописания  глаголов в неопределённой форме и форме 3 лица, единственного числа.

Тип

урок открытия новых знаний

Термины и  понятия

Алгоритм (без определения), глагол, неопределённая форма глагола, инфинитив, форма 3 лица, единственного числа

УМК

М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. Русский язык.5 класс: учебник для ОУ.-М.: Дрофа, 2015г.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание  порадовать маму;

- осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью;

- умение работать с информацией: систематизировать, структурировать её;

- умение строить речевое высказывание

- раскрывать значение понятия, «глагол» и использовать их в активном словаре;

 - определять части речи и обосновывать свое мнение;

- определять различие в написании  существительных и  глаголов на  «ца» и

  «–ться», -«тся» и обосновывать свое мнение;

 - различать неопределённую форму глагола и форму глагола 3 лица единственного числа;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

 - выполнять учебные действия, используя правило.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

- умение управлять своим временем.

Коммуникативные умения:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

 -оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- знать: условия выбора орфограммы.

-уметь:

• Рассказывать о правописании:

-существительного, имеющего на конце «ца»;

- глаголов, которые оканчиваются на – тся и –ться;

Определять и писать:

- существительное, имеющего на конце «ца»;

- глаголы, которые оканчиваются на – тся и –ться;

-глаголы неопределённой формы и формы 3 лица, единственного числа.

•Строить предложения, используя глаголы неопределённой формы и формы 3 лица, единственного числа.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература

( сказка «Царевна-лягушка»), учебник В.Я.Коровиной

Информационный материал:

М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. Русский язык.5 класс: учебник для ОУ.-М.: Дрофа, 2015г

Демонстрационный материал

Опорная таблица  правописания глаголов и существительных на «ца»                                                                                                       Карточки с алгоритмом.

Мультимедийная презентация.

Информативный  материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

Другие формы работы:

-     индивидуальная

 -    парная

 -    групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

• Мотивировать учащихся к изучению темы, настроить на работу.

Ребята, перед Вами письмо дочери к  маме.

Милая  мамочка! Я отдыхаю в деревне у бабушки, мне очень здесь нравица. Вчера прошел дождик, и бабушка затопила печь. Я впервые увидела, как  в  печурке огонь теплица.  Я познакомилась с соседкой Дашей. Ей нравица со мной водица. Мы с Дашей и бабушкой ходим на речку. Бабушка улыбаеца, когда мы купаемся. Она разрешает нам долго купаца. Мамочка, мне отдых очень нравица!

Приезжай к нам, мы тебя ждем. Света.

Мама прочитала письмо, поняла, что дочери хорошо, но все же текст письма ее огорчил.

Ребята, почему огорчилась мама?

Есть желание установить причину огорчения мамы, чтобы помочь девочке ее порадовать?

Личностные умения:

-  проявить интерес  к изучению темы;

- желание помочь девочке.

Коммуникативные умения:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Познавательные умения:

формулирование познавательной цели;

Регулятивные умения:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

деятельности

Блок А.     Работа с  глаголами  на «–ться», -«тся»

Цели:

  • Актуализировать знания о глаголе.
  • Актуализировать умения формулировать вопрос.
  • Научить:

- определять различие в написании существительных на «ца» и  глаголов на      «– ться», -«тся» и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о правописании существительных, оканчивающихся на  «ца» и правописании глаголов, оканчивающихся на «тся» или «ться»;

- писать слова с одинаковым звучанием  на конце, которые являются разными частями речи;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание  1 (З)

Что такое  «имя существительное»,«глагол». Дайте определение.

Прочитайте слова и назовите часть речи, которой является каждое слово.

Определите  значение выделенных слов.

 Теплица, девица, купаться, водица, нравится ,теплится, дивится.

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что слово «дивиться» является существительным? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что глагол «нравится» как слышится, так и пишется? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что в слове «синица», «крутится», на конце пишется «ца»? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте стихотворение, и обоснуйте правописание выделенной части слова.

Солнце садится, струится водица,

Птица - синица в  водицу глядится.

Чистой водицы синица напьётся

Славно сегодня песня поётся.

                             (М. Бородицкая)

Задание 3 (У)                          с взаимопроверкой

Составьте  предложения со словом  тепли [ца], чтобы оно было в значении существительного и глагола.

Вариант

В огороде стоит новая теплица.

В печи теплится огонь.  

Огонь будет долго теплиться в камине.                                                                                

Обменяйтесь тетрадями и  определите, кто из ребят выполнил задание правильно.

Предложите  слова с одинаковым звучанием на конце, но с разным написанием.

Диагностические задания

1 . Составьте и напишите фразу - конструкт:

 Слова  синица, куница, волчица  –  это ............. (имена существительные),  потому что ……………..(отвечают на вопрос кто? и обозначают предмет), поэтому на конце

пишу …………………….. (ца).

Слова  купаться. умываться, учитьсяэто ……………. (глаголы), потому что отвечают на вопрос ………………..(что делать? что делает?), поэтому надо писать ……………….. (тся, ться).

2. Составьте и напишите два предложения, используя слова  «теплица» или «теплится» так, чтобы предложение имело смысл.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия  «глагол» и использовать их в активном словаре;

- определять части речи и обосновывать свое мнение;

- определять различие в написании существительных и глаголов на  «ца» и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-выполнять взаимопроверку и корректировку  учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках

учебного диалога.

Предметные умения:

-рассказывать:

  •  о правописании существительного, имеющего в конце «ца»;
  • о правописании глагола, имеющего в конце «тся» и «ться»;

- писать слова с одинаковым звучанием  на конце, которые являются разными частями речи.

 Блок Б. . Правописание  глаголов в неопределённой форме и форме 3 лица ед. числа

Цели:

Актуализировать умение формулировать вопрос к глаголу.

  • Ввести:

- понятие «неопределенная форма глагола», «глаголы 3 лица»;

- правило написания глаголов на –ться, -тся.

  •  Научить:

- различать глаголы в неопределенной форме и форме 3 лица и обосновывать свое мнение;

- определять условия правописания глаголов на –тся, -ться и обосновывать своё мнение;

- определять в тексте глаголы неопределенной формы, 3 лица;

- рассказывать правило написания  глаголов на –ться, -тся;

- писать глаголы на  -ться, -тся, используя правило;

- выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) 

Назовите признаки, благодаря которым глаголы можно распределить на две группы:

- учиться, стараться, трудиться.

-учится,  старается, трудится.

Назовите вопрос, который можно поставить к каждой группе. Определите форму глагола.

Задание 2 (З)

Прочитайте текст и назовите все глаголы.

Наступила золотая осень. Все птицы готовятся к отлету. Белки в лесу запасаются грибами. В лесу пахнет осенними листьями и дождем. Хочется пробежаться по осеннему лесу.

А) Назови  глагол в   неопределенной форме.

Б) Назовите общее в написании глаголов в  неопределенной форме (оканчивается на  – ться)

В)  Назовите глаголы, которые стоят в форме 3 лица

Г)  Назовите общее в написании глаголов 3 лица (оканчиваются на – тся) 

Создание алгоритма работы с орфограммой. Учебник стр.219, упр.622

Проговариваем правило:

Чтобы правильно написать глаголы на –ться, -тся, надо поставить вопрос к глаголу и определить его форму. Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? – это глагол в неопределённой форме,  пишется –ться.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает? – это глагол в форме 3 лица и пишется – тся. Например:

Что делать? смеяться – глагол неопределённой формы, пишется   –ться.

Что делает? смеётся – глагол в форме 3 лица, пишется  –тся.

Задание 3 (З)

Расскажите правило написания  глаголов на –ться, -тся.

Задание 4 (П)

Верно ли, что глагол «передвигается» пишется с мягким знаком? Обоснуй свое мнение.

Можно ли утверждать, что в слове «улыбатся»  мягкий знак не пишется?  Обоснуй свое мнение.

Можно ли утверждать, что слова: «наслаждаться», «учиться», «погрузиться»  являются глаголами  3 лица единственного числа? Обоснуй свой ответ.

Задание 5 (У) Учебник с.219, упр. 624.

(1в -1-3 предложение, 2в -4-6 предложение)        с взаимопроверкой

Диагностические  задания:

1.Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок.

Вспомнились мне нянины сказки и захотелось, как в детстве ________ в траву, _______ в ней, чтобы слушать тишину летнего полдня. _________ пением птиц и ________в удивительный мир сказок. Вот идет  красна-___. На дубу сидит Соловей –разбойник.

В ручье журчит живая _____.

Слова для справок:

Спрятаться, затаиться, насладиться, погрузиться, девица, водица.

2. Проверьте написание словосочетаний и внесите исправления.

Воробушек чиститься, солнышко улыбаеться, ребята вернутся, хочу познакомиться, надо рано проснутся.

Познавательные умения:

- различать глаголы неопределенной формы  и 3 лица единственного числа и обосновывать своё мнение

- раскрывать значение понятия «глагол 3 лица», «неопределенная форма глагола» и использовать их в активном словаре;

- определять различие глаголов неопределённой формы и формы 3 лица;

- определять условия правописания глаголов на –тся, -ться и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания, используя правило;

- выполнять учебные задания с взаимопроверкой и корректировкой.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать правило написания  глаголов на –ться, -тся;

- определять в тексте глаголы неопределенной формы, 3 лица;

- писать глаголы на  -ться, -тся, используя правило.

Блок К.        Диагностика качества освоения темы.

Цели:

- установить степень усвоения темы, а именно:

- писать словосочетания, заменяя  звуки  на  буквы;

- определять и писать глаголы, которые оканчиваются на –тся и –ться.

Контрольное  задание

1. В слове каждого словосочетания замените звуки  на буквы, напишите выражение. Выделите графически сочетания    –тся и –ться.

   Любит купа [ца], учится кувырка[ца], низко нагибае [ца], редко улыбае[ца], хочет познакоми[ца].

2. Прочитайте слова, определите  лишнее слово,  обоснуйте свое решение графически.

Сердится, ругается, смеётся, радоваться, огорчается.

3. Прочитайте каждое словосочетание и  выпишите только те, в которых   пишется  мягкий  знак.

Любит улыбат..ся,  любит трудит…ся,  студент  учит…ся мыслить, не боит…ся трудностей, радоват…ся успехам, развиват…ся творчески.

Регулятивные умения:

- выполнять проверку и корректировку учебного задания.

Предметные умения:

- писать словосочетания, заменяя звуки на буквы;

- определять и писать глаголы, которые оканчиваются на –тся и –ться.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная    деятельность

Цели деятельности

Варианты   заданий

Планируемый                                 результат деятельности

  • Стимулировать творческое отношение к процессу написания письма о летнем отдыхе.
  • Научить:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма;

- планировать учебную деятельность;

- составлять и оформлять письмо, используя правило написания глаголов в  неопределённой форме и форме 3 лица единственного числа;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (репродуктивный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Репродуктивный вариант.

Впишите в текст письма глаголы в нужной форме так, чтобы получилось письмо о летнем отдыхе, которое может порадовать маму.

 Ребята пишут письмо для мамы

Эвристический вариант

Напишите письмо о своём летнем отдыхе, используя глаголы в неопределённой форме и 3-го лица единственного числа, чтобы мама была довольна.

Личностные умения:

-проявлять творческое отношение к процессу написания письма о летнем отдыхе.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для составления и написания письма.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:  

- составлять и оформлять письмо, используя правило написания глаголов в  неопределённой форме и форме 3 лица единственного числа.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Научить школьников:

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат учебной деятельности.

I.Задание на  самоанализ

Закончите предложения:

Сегодня на занятии я узнал(а)(ЧТО?) ------

Сегодня на уроке научился(лась)(ЧЕМУ?)……..

Самым неожиданным для меня стало(ЧТО?)…

Осталось непонятным(ЧТО?)…..

Сегодня на уроке я был(а) каким учеником, ученицей?.....

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я ставлю за урок себе «..», потому что ………………………………………………

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью.

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о правописании сочетаний  -тся и -ться у глаголов.

Ввести правило написания сочетаний –тся и –ться у глаголов.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

* Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Домашнее задание:

Задание на выбор.

1.Вспомните русскую народную  сказку «Царевна- лягушка» или другую сказку, обратите внимание на речь, орфографию.

Запишите глаголы в соответствии с изученным правилом (15 глаголов).

            2.Упр623.стр.220 (по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Урок на тему : "Правописание ться и тся в глаголах" в 5 классе.

Данный урок является уроком освоения новой темы по правописанию ться и тся в глаголах....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....

Урок русского языка в 5 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему "Правописание ться и тся в глаголах"...