Правописание -тся и -ться в глаголах
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока "Правописание -тся и -ться в глаголах"

(с использованием информационных технологий). 6 класс.

Цели:

1) активизировать знания учащихся о правописании – тся и –ться в глаголах;

2) выработать умение находить правильное условие выбора правописания – тся и –ться в глаголах;

3) развивать мышление, речь учащихся;

4) воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Вы готовы приступить к работе? Сядьте удобно. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, вид работы.

II. Фронтальный опрос.

Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Отметьте верные утверждения.

- Глагол – служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т.д.

- Глаголы изменяются по временам, родам, числам, падежам, лицам.

- В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.

- Инфинитив – это неопределённая форма глагола.

- ТЬ на конце глаголов в инфинитиве является суффиксом, который не входит в основу слова.

- На конце возвратных глаголов пишутся суффиксы –ся, -сь.

- Все глаголы с НЕ пишутся раздельно.

III. Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы, целей урока.

- Мы отправимся сегодня с вами в небольшое путешествие в город Грамотеев. Сядьте удобнее в нашем школьном автобусе, путь нам предстоит неблизкий. На пути будут встречаться станции, на которых вам нужно будет выполнить задания. Чтобы путешествие наше проходило без происшествий, нам понадобится один предмет. А что  это за предмет, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На ладонь он ляжет весь.

Не часы – а стрелка есть.

Он в дороге пригодит..ся.

С ним нигде не заблудит..ся.

- Верно, это компас. Он поможет нам ориентироваться в пути. Ребята, посмотрите внимательно на пропущенные буквы в словах в тексте загадки и помогите мне сформулировать тему нашего урока. Правильно, правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Запишите тему сегодняшнего урока. Сформулируйте цели нашего урока, используя опорные слова.

IV. Повторение изученного материала.

Станция «Теоретическая».

- Вспомните, как различить написание –тся и -ться в глаголах?

- Составим алгоритм, который нам поможет правильно выбирать написание глаголов.

1. Установить, от какого слова зависит глагол.

2. Поставить к глаголу вопрос.

3. Если это инфинитив (отвечает на вопрос что делать? или что сделать?), пишем –ться.

4. Если глагол в форме 3-го лица (отвечает на вопрос что делает? или что сделает?), пишем –тся.

Вернёмся к нашей загадке: –тся или –ться?

На ладонь он ляжет весь.

Не часы – а стрелка есть.

Он ( что сделает?) в дороге пригодит..ся.

С ним нигде ( нельзя что сделать?) не заблудит..ся.

V.  Закрепление материала.

Станция «Народная мудрость».

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы.

Образец: Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе  (что делает?) боится.

Умел  (  ) ошибиться, умей и (  ) поправиться. Не надо (  ) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (  ) родится. Тот труда (  ) не боится, кто умеет (  ) трудиться. Легко (  ) подружиться, тяжело (  ) разлучиться.

- Ребята, как вы понимаете данные пословицы? В какой речевой ситуации можно их использовать?

Знаете ли вы пословицы? Вставьте пропущенные глаголы. Самостоятельная работа.

Дело мастера  ________ .  Кто любит __________, тому без дела не сидится. Любишь _________ , люби и саночки возить. Друзья _________ в беде.  

- Ребята, среди пословиц,  которые вы записали, назовите пословицы о труде.              

VI. Физкультминутка.

- Вы работали очень старательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз:

сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру.

(Ученики выполняют гимнастику для глаз)

Станция «Фонетическая».

- Прочитайте предложение. (Водица струится).

- Произведём частичный фонетический разбор данных слов. Что мы слышим на конце этих слов? Какой раздел науки о языке мы должны знать, чтобы правильно написать эти слова? (Морфологию).

Води[ца] (сущ.) струи[ца] (гл.).

Распределительный диктант.

Красавица, любуется, надо лечиться, сестрица, улыбается, улица, можно веселиться, обязан учиться, варится.

-ца                                                  -тся                                             -ться

Кто? Что?

 Имя существительное

Что делает? Что сделает?

Глагол 3-го л., ед.ч.

Что делать? Что сделать?

Инфинитив

Тест.

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.

Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.

В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.

Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.

1) Б, В     2) А, Б    3) Б, Г     4) В, Г

VII.  Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в Город Грамотеев. Все достигли поставленной цели. Подведём итог урока.

1. Расскажите о правописании –тся и -ться в глаголах.

2. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? (Фонетика, морфемика, морфология).

VIII. Домашнее задание.

Упр. 197



Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6 классе. Отметьте верные утверждения - Глагол – служебная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и т.д.- Глаголы изменяются по временам, родам, числам, падежам, лицам.- В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.- Инфинитив – это неопределённая форма глагола.- ТЬ на конце глаголов в инфинитиве является суффиксом, который не входит в основу слова.- На конце возвратных глаголов пишутся суффиксы -ся, -сь.- Все глаголы с НЕ пишутся раздельно. Отгадайте загадку На ладонь он ляжет весь.Не часы – а стрелка есть.Он в дороге пригодит..ся.С ним нигде не заблудит..ся.Ко́мпас— устройство, облегчающее ориентирование на местности. Тема урока Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах Сформулируйте цели урока Используйте опорные слова:1) повторить орфограмму …2) правильно применять … Станция «Теоретическая» А Л Г О Р И Т М 1. Установить, от какого слова зависит глагол.2. Поставить к глаголу вопрос.3. Если это инфинитив (отвечает на вопрос что делать? или что сделать?), пишем –ться.4. Если глагол в форме 3-го лица (отвечает на вопрос что делает? или что сделает?), пишем –тся. На ладонь он ляжет весь.Не часы – а стрелка есть.Он в дороге ( ) пригодит..ся.С ним нигде ( ) не заблудит..ся.Вспомогательные слова – можно, нельзя, надо. Станция «Народная мудрость» Образец. Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится. Умел ( ) ошибит..ся, умей и ( ) поправит..ся. Не надо ( ) хвалит..ся, коли не знаешь, как хлеб ( ) родит..ся. Тот труда ( ) не боит..ся, кто умеет ( ) трудит..ся. Легко ( ) подружит..ся, тяжело ( ) разлучит..ся. Знаете ли вы пословицы? Вставьте пропущенные глаголы. Дело мастера ________ . Кто любит ________, тому без дела не сидится.Любишь _________ , люби и саночки возить.Друзья _________ в беде. Проверим задание Дело мастера боится . Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.Любишь кататься , люби и саночки возить.Друзья познаются в беде. Назовите пословицы о труде. Физкультминутка Станция «Фонетическая» Водица струится. спицаспится
водицаводиться
переносицапереносится
Не путайте с существительными! Что делать?Что сделать?Инфинитив
Что делает? Что сделает?Глагол 3-го л., ед.ч.
Кто? Что?Имя существительное
-ться
-тся
-ца
Распределительный диктант. Тест В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?А. Надо упражнят..ся, план не удаст..ся.Б. Стало смеркат..ся, пора собират..ся.В. Не стоит удивлят..ся, будем надеят..ся.Г. Туман рассеет..ся, хотел отправит..ся.1) Б, В 2) А, Б 3) Б, Г 4) В, Г Город Грамотеев Подведём итог урока 1. Расскажите о правописании – тся и -ться в глаголах.2. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке? Домашнее задание. Упражнение № 197

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...