"Правописание -тся и -ться в глаголах"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Тянгина Татьяна Анатольевна

конспект урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsya_tsya_v_gl.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ФИО: Тянгина Татьяна Анатольевна

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык 5 класс». Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М.: Просвещение, 2011.

Название раздела: Морфология.

Тема урока: «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Цели урока: Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;  способствовать к развитию интереса учащихся к предмету.

Задачи:

- обучающие – закрепить знания в области морфологии, обучить различным приемам работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, тезисов, конспекта); овладеть основными видами ответов (пересказ, тематический ответ); -развивающие – развить речь, мышление, развить навыки выполнения операций анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов.-воспитательные –  воспитать нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения, потребности личности, мировоззрение.

Тип урока: интегрированный урок.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.

Предполагаемый результат:

Личностные:

- Проявление творческого отношения к процессу обучения;

- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные УУД:

Умение:

- находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;

- перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- обобщать полученную информацию;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД:

Умение:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

- формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные УУД:

Умение:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

I. Организационный момент

Организация  учебной деятельности. Подведение к восприятию темы; внесение эмоционального настроя

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного!

Самоорганизация на учебную деятельность.

Подготовка к работе.

1 мин.

Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия.

Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов”

Показ слайда №1

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь?

- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Итак, тема нашего урока звучит следующим образом.

Показ слайда №2

Учащиеся читают стихотворение и отвечают на вопросы учителя.










Записывают тему в тетрадь.

2 мин.

Организация восприятия и осмысления новой информации.

- Сначала мы с вами выполним задание и ответим на вопросы:

На какие вопросы отвечают глаголы?

Отчего зависит написание –тся и ться?

Запись предложений под диктовку: Голубым хрусталём загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.

Мы смотрим, как подымается огромное белое солнце.

- Теперь, ребята, попробуем дать определение, а потом сравним ответы.

Показ слайда №3

Ученики отвечают на вопросы, что позволит им сделать выводы.





Один ученик работает у доски.








ученики высказывают свои мнения и сверяют ответы.

5 мин.

Работа по теме

А теперь отвлечёмся на минутку и проведём небольшую игру.

Вы хотите стать строителем? Если у вас есть такое желание, то вы можете прямо сейчас попробовать себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые.

У них большие семьи. Вам нужно, чтобы всё семейство поселилось в дом. Смотрим внимательно на экран!

Показ слайда №4

Вам нужно в одну квартиру “поселить” глаголы на –тся, а в другую –

глаголы на -ться

Учащиеся выполняют задание учителя.

5 мин.

Физкультминутка

Вы работали старательно, слушали внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз:

Сначала по часовой стрелке глазами “обведём” круг, квадрат и треугольник. Затем наоборот, начиная с конца, против часовой стрелки “обводим” каждую геометрическую фигуру. Показ слайда №5

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

2 мин.

Работа с учебником

А сейчас открываем учебники на странице 252 и смотрим упражнение 639.

Ученики открывают учебники на странице 252, читают задание и выполняют упражнение.

9 мин.

Творческая разминка

А сейчас проведём творческую разминку. Я вам продиктую слова. Ваша задача правильно записать слова в нужный столбик.

Болит переносица, собрание переносится, чистая водица, не стоит с ним возиться, белая курица, вулкан курится, острая спица, ему не спится.

Не путать существительные на –ца и глаголы на –тся и ться! Показ слайда №6

Ученики записывают слова в нужный столбик.









Учащиеся обращают внимание на произношение.

5 мин.

Работа в группах

Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. После завершения работы обменяйтесь тетрадями и проверяйте правильность выполнения задания. Показ слайда №7

Учащиеся объединяются в пары. Проверяют работы друг друга.

5 мин.

Рефлексия

- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?

- Почему?

- Что нового вы узнали?

- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?

Ученики отвечают на вопросы.

3 мин.

Домашнее задание (разноуровневое)

1.Заполнить таблицу. 2.Повторить правило и выполнить упр.78.

Записывают в дневник домашнее задание.

2 мин.

Итоги

Пришло время оценить свои знания и умения.

Показ слайда №8

Учащиеся оценивают свои знания и умения.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Дидактический материал к уроку русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Дидактический материал, используемый  на уроках русского языка в 6 классе....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Правописание -тся и -ться в глаголах

Урок повторения изученного по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий....