Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по УМК Ладыженской ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс)

рабочая программа и календарно-тематическое планирование с ууд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl.rab_._programma_rus._yazyk.docx79.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Настоящая рабочая программа составлена с использованием материалов Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и авторской программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (12-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 2011г.). Она ориентирована на УМК под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой (Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2ч. –  М.: Просвещение, 2013г.).  В МБОУ СОШ № 34 на изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов в год из расчета 4 часа в неделю (34 учебных недели).

Общая характеристика учебного предмета.

 Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире – один из официальных языков  ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.

Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально- этических норм, принятых в обществе.

- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, сомаообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому совершенству, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика курса.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и. т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков;

-сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

-перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

    Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе : в 5 классе-175ч., в 6 классе-210ч., в 7 классе-140ч.,в 8 классе-105 ч., в 9 классе-105ч. Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661ч. Вариативная часть программы составляет 74ч. и формируется авторами рабочих программ.

 В программе  выделены часы на развитие связной речи- пятая часть всего учебного времени для данного класса ( в 7 кл. 26 часа), которые пропорционально распределяются между грамматическим материалом.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе  получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

1)владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности

( индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение различными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этика;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы и др.)

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные  результаты :

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основных научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики; лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический , официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи ( повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного ( орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слов ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков  и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Раздел 1.  Речь и речевое   общение.

1.Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность.

1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения, письма.

2.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста ( подробное, сжатое, выборочное)

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуаций общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из разных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.

   Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание норма построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) Оценивание и редактирование усоного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка.

1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного ( отзыв, выступление, доклад), публицистического ( выступление, интервью), официально-делового ( расписка, доверенность, заявление), стилей из разговорной речи ( рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности  текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание  письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

  Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

  Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

   Русский язык – язык русской художественной литературы. основные изобразительные средства русского языка.

   Лингвистика как наука о языке.

   Основные разделы лингвистики.

   Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.

    Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2.Совершенствование навыков различения ударных и бузударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1.Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

   Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

   Основные способы образование слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания  слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

   Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

  Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

  Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

  Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология.

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

  Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

  Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

   Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

 Проведение лексического разбора слов.

   Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов ( толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология.

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико -грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные  (значимые) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

 Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.

  Междометия и звукоподражательные слова.

   Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2.Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление  форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения , обращение, вводные и вставные конструкции.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

    Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ь и Ъ.

    Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

    Пунктуация как система правил правописания.

    Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

    Знаки препинания в конце предложения.

    Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

    Знаки препинания в простом осложненном предложении.

    Знаки препинания в сложном  предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

    Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

    Сочетание знаков препинания.

2.Овладение орфографической и пунктуационной  зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

   Использования орфографических словарей и справочников по правописанию.

Раздел 13. Язык и культура

 1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев- ной жизни.

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Русский язык как развивающееся явление

1

1

Повторение изученного в 5-6 классах

12+2

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

22+6

Деепричастие

7+2

Наречие

20+6

Категория состояния

4+2

Служебные части речи

1

Предлог

10+2

Союз

13+2

Частица

11+2

Междометие

2+2

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классе

7

          110+26+136

Содержание обучения, перечень работ по развитию речи, требования к подготовке учащихся  по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

диктанты

2

-

-

1

1

 сочинение

7

1

2

2

2

изложение

8

1

3

3

1

контрольная работа

9

2

2

2

3

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Словари

  1. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь
  3. Орфоэпический словарь
  4. Грамматический словарь
  5. Розенталь. Словарь-справочник по литературной правке

     Мультимедийные пособия.

- 1-С Репетитор «Тесты по пунктуации. 9-11 классы».

- Электронный репетитор-тренажер «Русский язык. Справочник школьника»

- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.

- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

- 1-С Репетитор «Привет,причастие!». Под редакцией Татьяны Рик.

               

                    Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Книга для учителя. – 3-е изд. / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2009.

2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. /  Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.

4. Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П.Ф. Ивченков. – М.: 1994.

5. Костяева Т.А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004.

6. Л.Г.Ларионова. Русский язык. Карточки-задания. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. –М.: Просвещение, 2014.

7. Нурн. О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 1998.

Для учащихся:

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся /               А.Т Арсирий ; под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

2.Книгина М.П. Русский язык. 8 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2008.

3.Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений /  

4.Л.А. Тростенцова, Т.А Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александроваи; научн. Редакт. Н.М. Шанский. – 6-е издание. – М.: Просвещение. 2009

5. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс / Л.А. Ахременкова. М.: Просвещение,2005.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения славянской филологии МБОУ СОШ № 34

от ___________2017года № _____

______________С.В.Зачитайлова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

__________Т.Ф.Карамова

______________2017 года

Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

(базовый уровень)

136 часов

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды ууд

даты

оборудование

план

факт

1

Русский язык как развивающееся явление

1

Отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений. Работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему «Развитие языка». Создают аргументированный текст по теме. Решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии

Повторение изученного в 5-6 классах (12+2)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Составляют словосочетания и предложения на близкие учащимся темы. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный)

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Составляют из простых предложений сложные и анализируют их пунктуацию. Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Пишут диктант.

4

Лексика и фразеология

1

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы. Работают над лексическим значением слова с толковым словарем. Подбирают примеры лексических явлений из литературных произведений. Читают интонационно правильно и списывают тексты, работая над орфографией и пунктуацией. Работают над особенностями употребления слов разных лексических групп. Пишут диктант.

5

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов.

1

Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы, иллюстрируют ответы своими примерами. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определенного порядка. Работают над орфограммами с фонетическими опознавательными признаками. Читают и сжато пересказывают текст. Читают и озаглавливают текст, составляют план художественного текста.

6

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

1

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют морфемный и словообразовательный разбор в соответствии с порядком разбора. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают тексты, озаглавливают, списывают, мотивируют выбор орфограмм.

7

Морфология и орфография. Морфологический разбор слов.

1

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст и рассуждают на основе его содержания. Выполняют задание интегрированного характера- готовят доклад о Ломоносове. Развивают речь: формируют основную мысль текста, создают аргументированную часть высказывания. Классифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят  и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Читают тексты выразительно, определяют тип и стиль, членение на абзацы, составляют вопросный план. Составляют таблицу на соотнесенность морфологии и орфографии. Выполняют письменно творческое задание по картине.

8

Текст

1

Отвечают на контрольные вопросы. Читают текст интонационно правильно (осознанно), озаглавливают, находят языковые средства связи. Списывают текст, деля на абзацы, работая над орфографией. Составляют связный текст и озаглавливают его. Пишут свободный диктант. Формулируют, что такое текст и каковы его типы.

9

Стили литературного языка

1

Знакомятся с учебным текстом.  Дополняют информацией начатые предложения. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.

10

Диалог. Виды диалогов

1

Определяют понятие диалога. Анализируют тексты, содержащие диалоги. Читают диалоги по ролям. Определяют виды диалогов. Анализируют диалоги, выделяя речевые задачи участников. Моделируют диалоги на заданную тему.

11

Публицистический стиль

1

Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в текстах. Создают устное выступление в публицистическом стиле, записывают развернутый план и рабочие материалы. Выступают в аудитории с подготовленным текстом-убеждением. Пишут свободный диктант.

12

Р.Р. Сжатое изложение

1

13

Р.Р. Сжатое изложение

1

14

Контрольный диктант по разделу «Повторение  пройденного»

1

15

Анализ контрольного диктанта

1

Морфология и орфография. Культура речи.

Причастие (22+6)

16

Причастие как часть речи

1

Анализируют и характеризуют  общекатегориальное значение, морфологические  признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями.

17

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

1

Выявляют путем наблюдений особенности склонений причастий. Склоняют предложенные словосочетания. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

18

Причастный оборот.

1

Определяют причастный оборот. Анализируют словосочетания с причастием. Опознают одиночные причастия и причастные обороты в предложениях. Анализируют условия обособления причастного оборота. Выполняют творческое задание- описание окрестностей с элементами рассуждения.

19

Выделение причастного оборота запятыми

1

20

Р.Р.Описание внешности человека

1

Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Анализируют роль причастных оборотов и причастий в портретных характеристиках.

21

Р.Р. Сочинение-миниатюра. Описание внешности человека

1

Пишут сочинение

22

Действительные и страдательные причастия

1

Анализируют материал для наблюдений. Знакомятся с определением действительных и страдательных  причастий. Опознают разные причастия, используя образец рассуждения. Отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.

23

Краткие и полные страдательные причастия

1

Распознают полные и краткие формы страдательных причастий. Работают по образцу над формой причастий. Определяют синтаксическую роль причастия в предложении. Пишут свободный диктант.

24

Действительные причастия настоящего времени

1

Распознают действительные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют действительные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с текстом, насыщенным причастиями.

25

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

1

26

Действительные причастия прошедшего времени

1

Распознают действительные причастия прошедшего времени. Работают по таблице с материалом для ознакомления. Образуют причастия от разных глаголов. Работают с литературными примерами, насыщенными причастиями изучаемой формы.

27

Страдательные причастия настоящего времени

1

Распознают страдательные причастия настоящего времени. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Усваивают правило выбора суффикса в страдательных причастиях. Образуют причастия от разных глаголов. Преобразуют сложное предложение в простое с причастным оборотом. Заменяют действительные причастия на страдательные. Пишут диктант.

28

 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

Распознают страдательные причастия прошедшего  времени.  Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют страдательные причастия от разных глаголов. Списывают предложения с причастиями, работая над пунктуацией и орфографией. Анализируют таблицу.

29

Страдательные причастия прошедшего времени

1

30

Контрольная работа по теме «Причастие»

1

31

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Усваивают правило написания гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания и предложения. с указанными причастиями для описания внешности человека. Проводят самопроверку усвоенного правила

32

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных

1

Усваивают правила написания одной и двух букв Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы Н в отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Списывают литературный текст, работая над пунктуацией и орфографией. Читают выразительно текст. Пишут выборочное изложение.

33

Р.р. Изложение (обучающее)

1

34

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких   отглагольных прилагательных

1

Усваивают правила написания одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают по материалу для наблюдений. Производят различные замены глаголов на краткие причастия или прилагательных на однокоренные причастия. Читают и списывают текст, расставляя знаки препинания и выделяя суффиксы; работают над типом и стилем текста.

35

Морфологический разбор причастия

1

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор причастий. Читают текст, обращая внимание на интонацию перечисления.

36

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием НЕ (слитно или раздельно)

37

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1

38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

39

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Выразительно читают текст, работая над его особенностями. Тренируются в разных видах орфограмм, связанных с написанием НЕ (слитно или раздельно)

40

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

1

41

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

Усваивают правило написания букв Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени .Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут словарный диктант и составляют свои предложения. Собирают материал к сочинению-описанию внешности человека.

42

Р.Р.Контрольное  сочинение. Описание внешности человека

1

Пишут сочинение.

43

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

Деепричастие (7+2)

44

Деепричастие как часть речи

1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Читают тексты в упражнениях, определяют их тип и стиль, списывают, работая над орфографией. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий.

45

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

Определяют деепричастный оборот. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Читают текст, определяют его тип и стиль, структуру, составляют вопросный план. Заменяют глаголы на деепричастия при выполнении упражнений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Составляют свои предложения по рисункам и схемам. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте.

46

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

1

Усваивают правило написания НЕ с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

47

Деепричастия несовершенного вида

1

Опознают деепричастия несовершенного вида. Анализируют материал таблицы. Образуют деепричастия несовершенного вида, выделяя суффиксы. Списывают, тренируясь в опознании и обособлении деепричастий и деепричастных оборотов.

48

Деепричастия совершенного вида

1

Опознают деепричастия совершенного вида. Анализируют материал таблицы. Выполняют тренировочные упражнения. Пишут диктант.

49

Р.р.Сочинение –описание картины

1

Составляют рассказ по картине.

50

Р.р.Сочинение –описание картины

1

51

Морфологический разбор деепричастия

1

Характеризуют деепричастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный морфологический разбор деепричастий.

52

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

Пишут  диктант по отрывку из художественного произведения

Наречие (20+6)

53

Наречие как часть речи

1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Выписывают наречия в словосочетаниях с другими словами. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий.

54

Смысловые группы наречий

1

Распознают наречия разных разрядов. Составляют и записывают рассказ с использованием в нем наречий. Выполняют творческое задание по картине.

55

Смысловые группы наречий

1

56

Степени сравнения наречий

1

Распознают степени сравнения наречий. Образуют разные формы наречий. Работают с текстами, опознавая наречия в разных формах. Пишут диктант.

57

Степени сравнения наречий

1

58

Морфологический разбор наречия

1

Характеризуют наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют морфологические разборы наречий. Работают с разными видами орфограмм. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Пишут диктант по памяти

59

Р.р.Контрольное изложение с элементами сочинения

1

60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на О и Е.Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в написании наречий, определяя выбор орфограмм. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей  функцией. Работают с таблицей обобщенного характера.

61

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е

1

62

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

1

Усваивают правило написания букв Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются в выборе написания НЕ или НИ на материале упражнений, попутно повторяя другие виды орфограмм. Анализируют таблицу, подбирают свои примеры, составляют сложный план ответа на тему, пишут диктант. Составляют устный рассказ по опорным словам, подбирают заголовок.

63

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий

1

64

Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е

1

Усваивают правило написания одной и двух букв Н в наречиях на О и Е. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Тренируются на материале упражнений выборе Н или НН, попутно повторяя  другие виды орфограмм, условия их выбора. Повторяют пунктуацию.

65

Р.р.Описание действий.

1

Читают текст, списывают его, подчеркивая наречия и определяя их роль в описании действий. Корректируют неоправданное  повторение слов, записывают исправленный вариант. Собирают материалы наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, отмечают наречия. Пишут сочинение о труде как заметку для газеты.

66

Р.Р. Сочинение

1

67

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

1

Усваивают правило написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Дифференцируют слова с разными видами орфограмм.

68

Буквы О и А на конце наречий

1

Усваивают правило написания букв О и А  на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Тренируются в выборе написаний букв О и А с графическим объяснением условия выбора орфограммы. Пишут подробное изложение рассказа. Рассматривают картину и пишут рассказ от имени героя картины.

69

Р.Р.Изложение

1

70

Дефис между частями слова в наречиях

1

Усваивают правило написания дефиса между частями слова в наречиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Работают с таблицей по теме. Образуют наречия разными способами и выбирают правильное написание. Сопоставляют дефисное написание неопределенных местоимений и наречий.

71

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания приставок в  наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов. Читают и списывают текст, работая над разными видами орфограмм наречий.

72

Диктант по теме «Правописание наречий»

1

73

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Сопоставляют разные виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих. Заполняют таблицу обобщенного характера.

74

Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв

1

Определяют признаки учебно-научной речи и правила написания отзыва. Анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете. Составляют собственные отзывы.

75

Р.Р. Учебный доклад

1

Определяют понятие и структуру учебного доклада. Составляют сложный план текста. Готовят тематические учебные доклады. Анализируют отзыв на доклад и доклад, приведенный в учебнике. Пишут мини-сочинение-рассуждение, анализируя свои доклады по различным школьным предметам.

76

Повторение по теме «Наречие»

1

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о наречии по собственному сложному плану. Пишут словарный диктант по теме. Пишут свободный диктант, подчеркивая наречия как члены предложения. Выполняют тренировочные упражнения на разные виды орфограмм, изученных по теме. Составляют таблицу

77

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

78

Анализ контрольного диктанта

1

Выписывают слова, определяют орфограмму.

Категория состояния (4+2)

79

Категория состояния как часть речи

1

Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с различными значениями. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории состояния. Пересказывают кратко художественный текст.

80

Отличие от наречий слов категории состояния

1

81

Р.р. Сжатое  изложение. Описание состояния человека или природы

1

Пишут сжатое изложение по данному тексту.

82

Р.р. Сжатое  изложение. Описание состояния человека или природы

1

83

Морфологический разбор категории состояния

1

Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устные и письменные работы слов категории состояния. Читают текст, находят слова категории состояния и определяют их значение и роль.

84

Повторение по теме «Категория состояния»

1

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут сочинение на лингвистическую тему. Читают научно-популярный текст.

Служебные части речи (1 час)

85

Самостоятельные и служебные части речи

1

Различают самостоятельные и служебные части речи. Списывают поэтический текст, работая над орфограммами и знаками препинания, дифференцируют служебные части речи. Читают текст выразительно.

Предлог (10+2)

86

Предлог как служебная часть речи.

1

Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога. Выписывают словосочетания с предлогами. Группируют словосочетания по значению предлога .Работают над текстом научного стиля, делят текст на абзацы, составляют вопросный план, отмечают предлоги. Составляют свой текст научного стиля.

87

Употребление предлогов

1

Знакомятся с теоретическими сведениями. Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов. Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде.

88

Производные  и непроизводные предлоги

1

Распознают производные и непроизводные предлоги. Дифференцируют словосочетания с разными предлогами. Анализируют производные предлоги по их происхождению. Исправляют неправильное употребление предлогов. Читают текст по ролям и списывают отрывок, анализируя употребление предлогов. Попутно работают над разными видами орфограмм и оформлением диалога.

89

Производные  и непроизводные предлоги

1

90

Простые и составные предлоги

1

Распознают простые и составные предлоги.  Дифференцируют словосочетания с простыми и составными  предлогами. Читают текст и работают над предложными словосочетаниями и различными видами орфограмм.

91

Простые и составные предлоги

1

92

Морфологический разбор предлогов. Самостоятельная работа

1

Знакомятся с планом и образцом морфологического разбора предлога. Выполняют морфологический разбор предлогов. Читают тексты в упражнениях и работают над их особенностями.

93

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Читают художественное описание, работают над орфографией текста, выписывают словосочетания по теме. Пишут свободный диктант.

94

Контрольный диктант по теме «Предлог»

1

95

Р.р.Контрольное сочинение «На берегу моря…»

1

Рассматривают репродукцию картины и записывают свои впечатления. Составляют план.

96

Р.р.Контрольное сочинение «На берегу моря…»

1

97

Анализ контрольного диктанта

1

Союз (13+2)

98

Союз как  часть речи.

1

Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов.

99

Простые и составные союзы

1

Распознают простые и составные союзы. Составляют свои сложные предложения с составными союзами. Читают текст об ученом, составляют план и пересказывают текст.

100

Союзы сочинительные и подчинительные

1

Распознают сочинительные и подчинительные союзы. Анализируют материал для наблюдений. Выписывают сложные предложения, дифференцируя их по союзам. Составляют предложения, используя разные союзы.

101

Р.р.Сжатое изложение

1

102

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Составляют предложения по схемам.

103

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

104

Сочинительные союзы

1

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению союзы. Работают с таблицей постановки запятых между однородными членами. Составляют предложения по схемам.

105

Подчинительные союзы

1

Знакомятся с классификацией союзов по значению. Опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях. Составляют СПП из данных простых.  Составляют сложные предложения по схемам, повторяя разные виды орфограмм и отдельные пунктограммы.

106

Морфологический разбор союза.

1

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Читают текст, озаглавливают его, отвечают на вопросы по содержанию. Пишут сочинение на тему «Книга -наш друг и советчик»

107

Слитное  написание союзов ЗАТО, ТОЖЕ,  ЧТОБЫ, ТАКЖЕ

1

Усваивают правило написания союзов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, повторяя разные виды орфограмм и пунктограмм. Пишут диктант.

108

Слитное  написание союзов ЗАТО, ТОЖЕ,  ЧТОБЫ, ТАКЖЕ

1

109

Р.р.Сичинение. « Горе-мечатель»

1

Пишут сочинение. Подбирают свои примеры на употребление союзов в поэтической речи.

110

Повторение сведений о предлогах и союзах

1

Отвечают на контрольные вопросы. Готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану и со своими примерами. Списывают текст, работая над правописанием и ролью предлогов и союзов. Подбирают примеры на изученные темы с обозначением условий выбора орфограмм.

111

Контрольный диктант по теме «Союз»

1

112

Анализ контрольного диктанта

1

Частица (11+2)

113

Частица как часть речи

1

Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Списывают предложения, выделяя частицы и обосновывая выбор. Работают над значением частиц в предложениях.

114

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Читают и списывают предложения и тексты, содержащие формообразующие частицы. Составляют и записывают свой рассказ по данному рисунку и фрагментам текста, употребляя нужные частицы.

115

Смысловые частицы

1

Определяют, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Списывают предложения, выделяя смысловые частицы. Работают над интонацией в соответствии со смысловыми частицами. Производят замены частиц и наблюдают за изменением смысла. Пишут текст-инструкцию или советы, связанные со спортом.

116

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Усваивают правило слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют свои предложения со словом ТО. Распределяют слова по видам орфограмм и обозначают условия выбора дефиса.

117

Морфологический разбор частицы

1

Знакомятся с планом и образцом разбора. Выполняют письменные и устные морфологические разборы частиц. Группируют частицы по их написанию.

118

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

Рассматривают картину и готовят письменный текст выступления по картине.

119

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету

1

120

Отрицательные частицы НЕ и НИ

1

Дифференцируют НЕ и НИ как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значением. Пишут диктант.

121

Различение частицы НЕ и приставки НЕ

1

Изучают теоретические сведения. Выполняют упражнения, обозначая частицу НЕ и приставку НЕ. Составляют словосочетания и предложения с частицами.  Дифференцируют слова разных частей речи с приставкой НЕ. Составляют таблицу и заполняют ее своими примерами на тему параграфа. Пишут сочинение-рассказ по данному сюжету.

122

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ Контрольный словарный диктант

1

Изучают теоретические сведения и опознают частицу, приставку, союз в упражнениях. Повторяют орфографические правила по теме параграфа. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях.

123

Повторение

1

Отвечают на контрольные вопросы. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Читают текст, озаглавливают его, работают над орфограммами и знаками препинания. Пишут свободный диктант по данному тексту. Заполняют таблицы. Готовят устный рассказ на заданную тему. Готовятся к диктанту по материалам упражнения.

124

Контрольный диктант по теме «Частицы»

1

125

Анализ диктанта

1

Междометие (2+2)

126

Междометие как часть речи.

1

Определяют грамматические особенности междометий.  Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употреблены в значении других частей речи.

127

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставят знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия. Составляют устный рассказ и вводят в текст междометия.

128

Р.р.Контрольное изложение

1

129

Р.р.Контрольное изложение

1

Повторение и систематизация изученного в 5-7  классах (7часов)

130

Разделы науки  о русском языке

1

Отвечают на вопросы о значении языка и его месте  в международной жизни. Вспоминают высказывания русских писателей о русском языке. выражают личностную оценку выразительных возможностей русского языка. Рассматривают таблицу о разделах русского языка, заполняют ее терминами.

131

Разделы науки  о русском языке

1

132

Контрольный диктант по пройденным темам

1

133

Текст. Стили речи

1

Вспоминают разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обосновывают их стиль и тип речи. Пишут свободный диктант. Заполняют таблицу. Пишут сочинение на заданную тему (на выбор).

134

Текст. Стили речи

1

135

Фонетика. Графика.

1

Отвечают на вопросы по теме. Заполняют таблицу. Выполняют частичный фонетический разбор слов. Рассказывают алфавит. Соотносят звуки и буквы в упражнениях. Составляют таблицу по теме.

136

Лексика и фразеология

1

Отвечают на вопросы по теме. Называют значение многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкование их значениям, повторяя разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков русского языка 5 класс 176 часов в год Учебник под ред. Баранова, Ладыженской

Планирование уроков русского языка по базовой программе 4 часа в неделю + 1 час из школьного компонента, всего 5 часов в неделю....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку. 6 класс. Т.А Ладыженская. 204 часа

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе 2 вида составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанс...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по учебнику Ладыженской(поФГОС)

Планирование уроков по русскому языку в 6 классе по учебнику Ладыженской с домашним заданием...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс по учебнику Ладыженской...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Ладыженской...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 9 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 9 класс по учебнику Ладыженской...