Открытый урок "Приставка" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Открытый урок "Приставка" 5 класс коррекционная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pristavka.docx27.49 КБ
Файл samoanaliz_k_uroku_pristavka.docx21.29 КБ
PDF icon k_uroku_pristavka.pdf1004.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ « Кабанская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

VIII вида»

  Конспект урока

русского языка

 «Приставка»

5 класс

Учитель русского языка

Кочнева Н.В.

                                                 

                           21 октября 2016 г.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Приставка». Учитель русского языка Кочнева Н.В.

Цель:

Сформировать новые знания и умения по теме: «Приставка».

Задачи:

1.Предметные:

- формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок

( организовывать наблюдение за образованием новых слов при помощи приставки);

-  способствовать орфографической зоркости;

2.  Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

-моделирование.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах.

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3.  Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос, дифференцированная  самостоятельная работа, работа по  опорной схеме ( алгоритму)

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.Карточки.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, повернитесь. На уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними, садитесь.

Сегодня мы начинаем новую тему. Начинать трудно? А интересно? Слайд 1

Приступим к работе.

Откройте тетради и запишите число и классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

2.Словарная работа

Слайд 2. На слайде новое слово БЕСЕДА. Прочтите его. Что оно обозначает? Как пишется? Как произносится? Это слово можно проверить? Оно словарное. Запишите его. Придумайте предложение с этим словом. Измените слово. Сегодня мы будем беседовать.

3. Актуализация знаний.

Ребята,  всё на свете из чего - нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения -  из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла.

Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)?  Части слова.

Вспомним,  из каких частей состоит слово.

Перед вами кроссворд. Нужно его решить.

Начнём работать со второго вопроса.

Кроссворд. Слайд 3-7

1

2

3

4

  1. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.
  2. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.
  3. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.
  4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Но у нас остался не законченным кроссворд. Для того, чтобы закончить, нужно ответить на первый вопрос и определить тему урока.

Тема урока сейчас перед вами, но нужно её освободить. ФПФРФИФСФТФАФВФКФАФ

Посмотрим, правильно ли мы определили. Подставим слово в кроссворд.

4.Изучение новой темы. Слайд 8.

Запишите тему урока в тетрадь. (Скрыть экран)

На уроке вы узнаете, что такое приставка, её место в слове, научитесь составлять слова  с приставками, находить приставки и выделять их.

Работа с учебником.

Знакомство с правилом стр. 48.

Что такое приставка? ( часть слова)

Где стоит приставка в слове? ( перед корнем)

Приставка:

В корне – смысл, но не весь.
Главный – но не полный.
Потому приставка есть –
Смысл она дополнит.

Что может сделать приставка? ( Дополнить смысл)

А сейчас мы поиграем. Я бросаю мяч и называю слово без приставки, а вы мне возвращаете слово с приставкой. Обратите внимание, как приставка дополняет смысл слова.

  • Играть
  • Бежать
  • Шить
  • Вязать
  • Смотреть
  • Читать
  • Рисовать
  • Прыгнуть
  • Смеяться
  • Делать
  • Знакомиться

Молодцы, все справились с заданием.

  1. Физминутка. Гимнастика  для глаз. Нарисуйте глазами части слова. Приставка, корень , суффикс, окончание.

Пальчиковая гимнастика. Теперь возьмите в руки карандаш, разогрейте пальчики, подготовьте к работе.

6.Закрепление темы.

Следующее задание к упражнению вы должны придумать сами.

Слайд 10- 11.       На слайде слова:  с -, вы -, пере - : давать, бежать, лететь, говорить.

(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному ).

Выполняем задание в тетради, два ученика у доски.

7.Работа с текстом.

В  данном тексте (текст распечатан и лежит у каждого ученика на столе)  найдите все слова с приставками и выделите их. Вспомните, как найти приставку, где стоит приставка в слове. Слайд 12 -13.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии,

они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал

веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

Для учащихся 2 группы -  Лубсанов Александр, Астахов Кирилл, Ощепков Сергей, Власов Сергей – слова уже выписаны для разбора.

Для учащейся  3 группы –Божеева Вера – задание по карточке – пропись.

8.Работа в парах. О чём этот текст? Вместе можно преодолеть любые трудности. И вы сейчас поработаете вместе, в парах. На столах лежат карточки с частями слова.  Нужно составить слова. Посмотрим, кто составит больше слов.

По, ход, сад, к, и,пере, под, коп, цвет, ник, празд, двор, бег, кот, ик, стол, ок.

( Поход, посадки, садик, переход, цветник,праздник, дворник, побег, котик, коток, столик)

9.Физминутка.  Учащиеся стоя показывают части слова: приставку, корень, суффикс, окончание.

10.Тест.

У каждого на парте  карточки  с тестом. Ваша задача – подписать карточки  и выбрать правильный ответ. Обвести его.

1.Как называется часть слова, стоящая после корня

А Суффикс

Б приставка

2.Как называется часть слова , стоящая перед  корнем

А Суффикс

Б.Приставка.

3.Основная значимая часть слова

Корень

Приставка

4.Изменяемая часть слова

Корень

Окончание

5.Найди слова по теме урока. Подчеркни их.

Налетел, столовая, перекрасил, побеседовал.

Какое из этих слов однокоренное со словарным словом, изученным на уроке? Подчеркните безударную гласную в этом слове.                                 ( побеседовал).

    11.Подведение итогов.

Над какой темой мы сегодня работали на уроке?

Что вы узнали о приставке?

Оценивание.

12.Домашнее задание.

Т.к. в пятницу д.з. нет, устно - повторить правило стр. 48.

13. Рефлексия:  сегодня вы познакомились с определением «приставка», проверили свои способности, узнали, над чем еще надо работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

14.Фиксирование эмоционального компонента:

Слайд 14. На ваших партах стикеры, напишите на них своё имя и прикрепите к той картинке на доске, которая отображает ваше настроение после урока.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка» учителя русского языка Кочневой Н.В.

                             Урок проводится в условиях коррекционного образовательного учреждения VIII вида, что подразумевает применение методов,  приёмов  и средств обучения, разработанных методикой обучения  русскому языку в общеобразовательной школе. Все средства обучения  должны способствовать коррекции недостатков учащихся с нарушением интеллекта.

Цель:

Сформировать новые знания и умения по теме: «Приставка».

Задачи:

  1.Предметные:

- формировать умения образовывать новые слова при помощи приставок

 ( организовывать наблюдение за образованием новых слов при помощи приставки);

-  способствовать орфографической зоркости;

2.  Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

-моделирование.

     б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах.

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3.  Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальный опрос, дифференцированная  самостоятельная работа, работа по  опорной схеме ( алгоритму).

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

                        Урок оснащён дидактическими материалами, наглядными пособиями.

Урок начинается с организационного момента. Он реализует задачу обеспечения психологической готовности  учеников к уроку. Для детей с ОВЗ в начале урока необходима настройка сенсорных эталонов. Поэтому на этом этапе предлагается детям улыбнуться, позитивно настроиться на урок.  

  Данный  урок является первым  уроком  по теме «Приставка», пятым  уроком в разделе «Состав слова».

Триединство целей: образование, коррекция и развитие,  воспитание  направляют работу класса  на высокий конечный учебно – воспитательный результат. Цели и задачи  определены с учётом программы, обоснованы содержанием учебного материала.  Структура урока соответствует его целям. Урок комбинированный. Задача урока поставлена перед учениками  в виде проблемного вопроса. ( Определить самим тему урока, по ходу урока отвечать на вопросы – зачем нужны приставки, как они могут изменить слово.)

 Применены технологии разноуровневого, личностно – ориентированного обучения, ИКТ, реализованы здоровьесберегающие технологии.

       В актуализации опорных знаний учитывались трудности восприятия учебного материала и низкая познавательная деятельность  учеников  с ОВЗ.  Коррекционно – развивающая  игра- решение кроссворда-  развивает мышление, активизирует познавательную активность, мотивирует, развивает речь учащихся.  Вопросы чёткие, конкретные, направленные на побуждение к речи. Лексическая работа с терминами  расширяет и активизирует словарный  запас по теме урока.

 Закрепление пройденного материала направлено на отработку основных понятий, носит творческий характер – в виде дидактической игры.

В конце урока для сильных учащихся были предложены тестовые задания (на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление).

      В данном уроке прослеживается  обучение навыкам учебного труда. Это умение  сравнивать, обобщать, делать выводы. При объяснении нового материала ученики  самостоятельно работают с текстом, учатся находить главное, анализируют прочитанное.

     В уроке используются методы и приёмы обучения, способные активизировать мыслительную деятельность учащихся. Это работа с текстом, работа с наглядностью, работа с опорной схемой. Таким образом, создавались условия  для интеллектуальной напряжённости. Сменяемость видов деятельности, в то же время, способствовала снятию утомления и повышению работоспособности учеников.

     Приём дозированной подачи материала обеспечивали  учащимся возможность успешного усвоения. Имел место в уроке индивидуальный и дифференцированный подход. Слабые учащиеся получали задание доступное по учебным возможностям.  Самостоятельная работа в группах, трудность задания для сильных учеников  гарантировала мотивацию успешности учения.

           На уроке велась работа с текстом учебника. Сочетание репродуктивной деятельности (чтение, знакомство  с правилом) заменялось в пользу продуктивного,  частично – поискового метода- самим составить слова с приставками.     Использование наглядных пособий (плакаты, слайды) не только расширяют представление об объекте изучения, но и создают ситуацию побуждения к речи, органично вписываются в разрешение главного проблемного вопроса урока.     На уроке формируются общеучебные  и  специальные умения учащихся, но в силу дефекта возможности обучающихся  ограничены.

  На каждом этапе урока созданы условия для продуктивной деятельности, ученики поставлены в ситуацию добывания знаний, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.

  В силу разных учебных возможностей у отдельных учеников возникали затруднения, вызванные замедленным восприятием материала,  быстрой утомляемостью. Для таких учащихся предлагались индивидуальные задания, помощь учителя. (Ощепков Сергей, Божеева Вера, Астахов Кирилл, Лубсанов Александр).

В конце урока   был проведен  анализ, что делало класс активными участниками обучения.

     С учениками  было выяснено: что особенно интересное и поучительное было на уроке, что новое они узнали. В целом на данном уроке обучающиеся достигли положительных результатов в усвоении учебного материала по теме урока, решались коррекционные задачи, повышался уровень воспитанности. Рефлексия на уроке осуществлялась  с помощью  выбора смайликов.

     Цели и задачи урока достигнуты


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конференция "Век величайших открытий" 8 класс

Урок-конференция "Век величайших открытий" история, биология - 8 класс....

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...