Открытый урок «Склонение имѐн существительных» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Открытый урок «Склонение имѐн существительных»   5 класс (личностно-ориентированные и технологии дифференцированного обучения на уроке) 23 декабря 2014 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass_2014_g.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  «Кабанская специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Открытый урок русского языка в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Склонение имѐн существительных» (личностно-ориентированные и технологии дифференцированного обучения на уроке)

                                       23 декабря 2014

Урок русского языка в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Склонение имѐн существительных» (личностно-ориентированные и технологии дифференцированного обучения на уроке) 23 декабря 2014

Количество учащихся:14 ч.  

Цель: формирование навыков в определении склонений имѐн существительных; повторение грамматических признаков имен существительных;  развитие связной письменной и устной речи, памяти, орфографической зоркости, коррекция произносительной стороны речи. Задачи:

 Образовательная:  учить детей правильно определять склонение имѐн существительных; правильно ставить вопрос к существительному.  Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.

  Коррекционная: коррекция внимания, мышления, памяти.

 Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью; прививать любовь к предмету.

 Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, релаксацию, разноуровневые, дифференцированные задания;  

Оборудование:  Индивидуальные таблицы-опоры по теме «Склонение имѐн существительных», набор словарных слов, карточки для индивидуальной работы.         Ход урока.

1.Организационный момент.   Прозвенел и смолк звонок Начинается урок Мы за парты тихо сели И на доску поглядели.  

 2. Сообщение темы. Упражнение на развитие зрительного восприятия  -Из букв расположенных на доске составить слово: «Склонение».  

 3.Повторение . Пора за работу нам всем приниматься В тетрадях красиво писать и стараться. _Что такое имя существительное? _Как изменяется имя существительное ? _Сколько склонений у имѐн существительных ? _Какие существительные относятся к 1 склонению ? _Какие существительные относятся ко 2 склонению ? _Какие существительные относятся к 3склонению ?

  4.Работа над ошибками.

Задание. Прочитайте стихотворение  «Сделай выбор» букв. Вот з_ма катит как раз, Чем засыпает она нас? Вьюгами , м_телями.  И сн_гами белыми.  _Как проверить правильность написания этих слов?   Если буква гласная Вызвала сомнение Ты еѐ немедленно Ставь под ударение. _Вставьте пропущенные буквы , подберите проверочные слова. _О каком времени года это стихотворение? _Найдите слова о зиме. Запишите их в столбик.   М_телями_ С_негами _ В _югами _   _ В каком числе стоят эти существительные ? _Поставьте существительные в единственное число и запишите их во второй столбик. _ Определите склонение существительных.  5. Закрепление.  1 Сравнить рисунки и найти отличия. _ Работа по картинке . _Какое время года наступит после зимы ? _ Назовите месяцы весны. _ Посмотрите внимательно на картинку.Нам она поможет составить небольшой рассказ. Для этого должны дополнить предложения , которые изображены на картинке.

 2. Как проверить звонкую или глухую согласную в середине или в конце слова ? Если слышишь парный звук , Будь внимательней, мой друг ! Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лѐд на льды- Будешь грамотным и ты.  

 3.Что обозначает мягкий знак ? Мягкий знак ,мягкий знак- Без него нельзя никак ! Банька в банку превратится

Вот что может получится. Если будем забывать Мягкий знак в словах писать. 4.Синеет над головой _ _ _ Ярче светит_ _ _ С крыш свисают длинные _ _ _ Проваливается под ногами рыхлый _ _ _ Зазеленела на пригорках _ _ _ Радостно чирикает _ _ _   Задание. Вставьте пропущенные слова. Прочитайте текст. _О каком времени года прочитали? _Какой месяц начинает весну? _Озаглавьте рассказ. _Запишите заглавие. _ Составленный рассказ запишите, вставленные слова подчеркните одной чертой. _Поставьте к ним вопросы. _Какая часть речи отвечает на вопрос что? _Определите род и склонение этих существительных.  

 5.Релаксация. Дети сидят с закрытыми глазами, слушают звон ручьѐв и пение птиц.                            6.Сравнить рисунки и найти на них отличия.   _Написать названия различных предметов в единственном числе.   Девочки работают по рисунку : «На катке». Мальчики работают по рисунку : «В столярной мастерской». Задание. Определить склонение имѐн существительных. Выполнить самостоятельно,с последующей проверкой. (Класс условно разделѐн на три группы. Учащиеся выполняют разноуровневые задания индивидуально)   Девочки. Ель, берѐза, портфель, сумка, шапка, шарф. Мальчики. Долото, щипцы, стол, скамейка, линейка, треугольник.  Запомнить: слово щипцы употребляется только во множественном числе, поэтому склонение не определяется.

 7.Работа по иллюстрации.  Посмотрите на иллюстрации . На них изображено , то о чѐм мечтают девочка и мальчик. Мальчики записывают: о чѐм мечтает мальчик

Девочки записывают: о чѐм мечтает девочка. Задание. Определить склонение имѐн существительных.  

 8.Какое время года следует за весной? _ Что растѐт и созревает в огороде?

 1.ряд ( сообща) на листке записывают название овощей 2 склонения.

 2.ряд ( сообща )на листке записывают название ягод 1склонения.   Огурец, помидор, перец, лук, чеснок, кабачок, баклажан, картофель.   Клубника, земляника, малина, смородина, клюква, рябина, черника. Условие: выигрывает тот ряд , который запишет больше слов.  

 9.Какое время года следует за летом? Назовите осенние месяцы. Работа по учебнику. Упражнение  312, стр. 123. Задание. Прочитайте текст. Найдите предложение , в котором говорится о рябине. Прочитайте и запишите. Найдите предложение о берѐзе . прочитайте и запишите. По каким признакам можно судить , что наступила осень?  

 10. Разгадывание кроссворда. _У существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак? _У существительных какого рода на конце после шипящих мягкий знак не пишется?   По вертикали.

 2.Чѐрный, проворный, Кричит: «Крак» Червякам враг.

 3. Маленький мужичок –  

 5.На зелѐном шнурочке Белые звоночки.

 6.Бьют его рукой и палкой- Никому его не жалко, А за что беднягу бьют? А за то , что он надут.   По горизонтали.  

1.Чѐрный Ивашка , Деревянная рубашка, Где носом пройдѐт, Там заметку кладѐт.

 4.Под соснами , под ѐлками Лежит мешок с иголками.

6. Живѐт в норке, Грызѐт корки. Короткие ножки, Боится кошки.   Задание. Записать отгадки, определить склонение, род.  

11.Итог урока. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

12.Оценки. 13. Домашнее задание .Упр. 333, с.129.    Список  литературы.              1.Бетенькова Н. М. , Фонин Д. С. Конкурс грамотеев : Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы :кн. Для учителя/Н. М. Бетенькова,. Д. С. Фонин - М. : Просвещение : АО   «учеб. лит.» , 1995,- 208 с. 2.Волина В. В. Русский язык. /В.В Волина – Екатеринбург :Изд – во « АРГО». 1996. – 496 с. ( Серия « Учимся играя» ).

3.Программы для 5 -9 классов специальных ( коррекционных ) учрежденийVIII  вида : Сб. 1. – М : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 224 с. Под редакцией В. В. Воронковой. 4.Векеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку : тетр. для учащихся 5 кл. спец.( коррекц. ) общеобразоват. школы VIII вида / И.В. Веркеенко. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 111 с. : ил. – ( Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида.)

5.Воронкова  В. В. Русский язык учебник для 5 класса специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида/ В .В. Воронкова, Москва« Просвещение» 2005.

 6. Галунчикова Н.Г.,  Якубовская Э. В,  Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку « Состав слова» для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида/ Н.Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская Москва « Просвещение» 2005. 125 с.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка в 6 классе "Повторение изученного по теме "Имя существительное"

Урок повторения по теме "Имя существительное" в 6 классе построен как интегрированный на связи русского языка и литературы. Повторяется и обобщается материал по теме, изученный в 5 классе. Весь дидакт...

Презентация к открытому уроку по литературе в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Электронная презентация: план работы на уроке, задания на грамматические признаки существительных...

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)

Открытый урок «Склонение сложных и составных количественных числительных» (русский язык, 6 класс, ФГОС)...

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема: Повторение знаний об имени существительном, полученных в 5 классе.

Открытый урок русского языка в 6 классе  Учитель: Чакалова Оксана ИвановнаТема: Повторение знаний об имени существительном,  полученных в 5 классе....

Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».

Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.Задачи урока:Образовательные: Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных–чик и ...