Открытый урок русского языка в 6 классе Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Немальцева Анна Николаевна

Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных

–чик и –щик,

  1. Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; 
  2. Научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  3. Расширить кругозор учащихся о профессиях.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  2. Развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
  3. Продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
  4. Создать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Расширение представлений о родном крае;
  2. Воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  3. Воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
  4. Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  5. Продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных чик – щик».

Цель урока: научить правильно писать согласные ч, щ в суффиксах –чик, -щик.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с правилом написания букв ч, щ в суффиксах существительных

–чик и –щик,

  1. Познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик; 
  2. Научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
  3. Расширить кругозор учащихся о профессиях.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
  2. Развивать орфографическую зоркость и творческие способности учащихся;
  3. Продолжать работу по развитию критического, образного мышления;
  4. Создать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные:

  1. Расширение представлений о родном крае;
  2. Воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
  3. Воспитание умения внимательно слушать и слышать, уважать мнение других;
  4. Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
  5. Продолжить формирование уважительного отношения к различным видам профессий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированная, лингвистическая игра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Наглядно-демонстрационный материал: раздаточный материал.

Структура урока включает этапы:

  1. Организационный (2 мин.)
  2. Актуализация  опорных знаний (7 мин.)
  3. Мотивационная деятельность (5 мин.)
  4. Изучение нового материала (7 мин.)
  5. Физминутка (1-2 мин.)
  6. Закрепление изученного материала (10 мин.)
  7. Домашнее задание (2 мин.)
  8. Рефлексия. Подведение итогов  (1-3 мин.)

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

- Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

-Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

II. Актуализация опорных знаний

1.  Графический диктант.

С помощью графика определить написание гласных в приставках пре- и при-.

                  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

     - при           .     .                  .          .     .      .

     - пре     .                 .      .           .

  1. Преградить

  2. Пришить

  3. Прибыть (на работу)

  4. Пребывать (на работе)

  5. Презабавный

  6. Пришкольный

  7. Преспокойный

  8. Приклеить

  9. Прийти

  10. Приоткрыть

Проверка.           

                  1    2    3    4    5    6    7    8    9    10

     - при           .     .                  .          .     .      .

     - пре     .                 .      .           .

- на какие орфограммы встретились слова?

III. Мотивационная деятельность по формированию темы урока.

Использование приёма «Отбрось лишнее».

Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа учителя с классом.

-Ребята, я предлагаю вам взглянуть на слайд. Слайд № 2

Пр..ехать, к..саться,  о Натали..,  газет..ик, набор..ик

-Внимательно посмотрите на слова и скажите, в каких морфемах пропущены орфограммы. При ответе  на этот вопрос вспомните, изучали ли мы правописание той или иной орфограммы.

(Приехать – приставка, при пишется, т.к. содержит значение приближения.

Касаться  – корень. КАС  пишется, т.к. после корня стоит суффикс а.

О Наталии – окончание. Пишется и, т.к. это П.п., существ. на – ия.)

Газетчик, наборщик – суффиксы. Слышится чик и щик, но правило не изучали.

-Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока, опираясь на исключённые из данного ряда слова («Правописание ч, щ в суффиксах -чик и -щик»).

Слайд № 3

IV. Изучение нового материала. Слайд № 4

- Сегодня мы будем говорить о правописании суффиксов.

 -Вспомните, что такое суффикс?

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов.

Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.

Слайд № 5

- Ребята, сегодня к нам на урок пришла известная сказочница Анастасия Платоновна Зуева, которая расскажет вам сказку «Любители сладкого».

Слайд № 6

Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба очень  любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа: «Д-Т-З-С-Ж» Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс -ЧИК-,  пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только –ЧИК-, а другой будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор –ЩИК- обходит пасеку стороной. Как только услышит» Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь,  так что бывает в гостях у брата очень редко».

- Ребята, о каких двух суффиксах шла речь в сказке? (Правильно. О суффиксах –ЧИК- и    -ЩИК-) - Сформулируйте правило  о правописании данных суффиксов, вспоминая содержание сказки.  

Работа с учебником.  Слайд № 7

Стр. 158,  параграф 52, прочитайте правило.

В суффиксе существительных –ЧИК (-ЩИК) после букв д-т, з-с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.  Например, смазчик (смазать). Каменщик (не на д-т, з-с, ж).  

«Запоминалка»  Слайд № 8-9

-Чтобы легче запомнить правило, предлагаю вам «запоминалку». 

https://files.1urok.ru/images/e166a9198b9d30611dacfffe462d0e045ce63712.png

В остальных случаях суффикс –ЩИК-.

Слайд № 10

-Молодцы, ребята! Значит, вы внимательно слушали сказку. А теперь вернемся к началу урока: какие орфограммы пропущены в словах  газетчик, наборщик? Внимательно посмотрите на слова. Что они обозначают? Какая морфема придает такое значение? (Эти суффиксы обозначают лиц по профессии, роду деятельности. Суффикс играет эту роль).

V. Физминутка. Слайд № 11

VI. Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам. Слайд № 12 - 13

Карточка №1. Заполни таблицу. Поставь знак «+» в соответствующем столбце.

Ч

Щ

Объезд..ик

+

Смен..ик

+

Кладов..ик

+

Рассказ..ик

+

Компьютер..ик

+

Лингвистическая  игра.  Слайд № 14-15

 

Давайте для разминки сыграем в игру «Назовите одним словом»

- Ваша задача заключается в том, чтобы угадать, о какой профессии или роде деятельности  идет речь, на доске написать угаданное слово, применяя новое правило, свой ответ аргументировать (каждое слово – слайд с картинкой).

В 2 столбика записать слова с суффиксом –чик- и –щик-.

(у доски 2 учащихся)

-чик

-щик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик.
  2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик.
  3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик.
  4. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик.
  5. Рабочий, специалист по бетонным работам – бетонщик.
  6. Человек, работающий на экскаваторе – экскаваторщик.
  7.  Работник, который укладывает паркет – паркетчик.
  8. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке – каменщик.
  9. Специалист занимающийся переводом - переводчик.
  10. Человек который читает доклад -  докладчик.

Карточка №2.  

Задание: образуйте от данных слов имена существительные с суффиксом                                 –чик (-щик), обозначающие лиц по профессии, роду деятельности

Смазать ___________ , спорить ____________,  возить ____________, грузить _________,

Перебежать __________, летать ____________, разносить ________, укладывать _______.

https://files.1urok.ru/images/e166a9198b9d30611dacfffe462d0e045ce63712.png

Советы:

Суффикс -чик- пишется, если основа производящего слова заканчивается на Д, Т, З, С, Ж. В остальных случаях пишется суффикс -щик-. Также суффикс -щик- пишется после сочетания согласных -нт: процентщик.

Смазчик, спорщик,

возчик, грузчик,

перебежчик, лётчик,

разносчик, укладчик.

Карточка №3.  

Тест по теме «Суффиксы – ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

  1. В каком слове пишется Щ?

1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

  1. В каком слове пишется Ч?

1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

  1. В каком слове пишется Щ?

1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

  1. В каком слове пишется Ч?

1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

  1. В каком слове перед суффиксом пишется Ь?

1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

  1. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь?

1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

7. В каком существительном на месте пропуска пишется  буква Ч?
1) забой…ик 2) налёт…ик 3) компьютер…ик 4) свар…ик

8.  В каком существительном на месте пропуска пишется  буква Щ?
1)  пулемёт…ик 2) разнос…ик 3) пис…ик 4) прицеп…ик

(Ответы: 1-3; 2-1; 3-4; 4- 3; 5-1; 6-3; 7-2; 8-4 ) Слайд № 16

 VII. Домашнее задание (дифференцированное).  Слайд № 17

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов

ЧИК и ЩИК”.

  1. На «5» написать сказку на тему: «Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК».
  2. На «4» § 52. Упр. 295.

VIII. Рефлексия «SMS». Слайд № 18

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить,  как плодотворно он работал.

- Запишите ваши отзывы на карточке. Поделитесь впечатлениями.

                                               Я сегодня узнал(а), научился(ась)

                                          Что понравилось на уроке?

                                          Что не понравилось ?

Итог урока.

- Над какой орфограммой мы работали?

- Что нового узнали на уроке?

- О чем Вам должны напомнить буквы д,т,з,с,ж?

Оценки учащимся за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работ...

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

На данном уроке применена технология развития критического мышления....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и сп...

Урок русского языка в 6 классе «Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик(-щик)»

Тип урока: урок изучения нового материала.Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе  существительных -чик(-щик)»...

Архаизмы и историзмы в русском языке. Презентация к уроку русского языка в 6 классе.

Презентация разработана для урока русского языка в 6 классе по программе Рыбченковой Л.М. ФГОС. Содержит краткий теоретический материал по теме, иллюстративный ряд и практическое  задание....