Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему:
    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-"

    Харитонова Наталья Сергеевна

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-" Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-; воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа

    с углубленным изучением отдельных предметов»

     Апастовского муниципального района Республики Татарстан

    Урок русского языка в 6 классе

    по теме

    Правописание гласных в суффиксах

    существительных –ЕК- и –ИК-

    Составила: учитель русского языка и литературы

    Харитонова Наталья Сергеевна

                                                                                           

    Апастово

    Цели: познакомить с особенностями образования существительных с помощью суффиксов –ЕК- и –ИК- и способами действия при выборе данных суффиксов; формировать умения владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК- и –ИК-; закрепить правописание суффиксов существительных –чик-, -щик-; воспитывать интерес к предмету, уважение к людям разных профессий, культуру речевого поведения.

    Оборудование:

    1. Слайды для работы на интерактивной доске.

    2. Карточки и перфокарты для индивидуальной дифференцированной работы.

    3. Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова .-М.: Просвещение, 2008.

    4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

    План урока:

    1. Проверка домашнего задания

    II  Упр. 247

    слова: забойщик, прицепщик, вертолетчик, грузчик, пулеметчик, переплетчик, смазчик, разведчик, переводчик

    I  Упр. 248 (выборочно)

    Схема 2-го предложения: 1) = - , 2) = - , 3) = -, -, -.

    2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик-, -щик-»

    А) Творческий диктант

    Работа с интерактивной доской 

    Слайды № 30-36

    Самолет вел опытный пилот. (летчик)

    Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)

    Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)

    Инициатором драки был Вася. (зачинщик)

    Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)

    Папа Карло по профессии был … (шарманщик)

    Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

    (см приложение)

    3. Определение темы и целей урока

    - Послушайте отрывок из сказки К.И.Чуковского  и подумайте, в написании каких слов ученики могут допустить ошибки:

    А кузнечик, а кузнечик –

    Ну совсем, как человечек.

    - Сформулируйте тему урока. Определите цель.

    4. Работа с теоретическим материалом

    - Как вы понимаете значение слова беглый?

    - Найдите беглую гласную в словах:  пень – пня, день – дня;

                                                                    огонь – огня, сон – сна.

    - В русском языке 2 беглые гласные – О и Е. Остальные ведут себя хорошо и никуда не убегают.

    Работа с интерактивной доской

    Слайд № 37

    - Рассмотрите запись:

    И.п. кузнечик          человечек

    Р.п. кузнечика         человечка

    - В каком из слов есть беглая гласная? Сформулируйте правило. Составьте алгоритм.

    - А теперь сравните свой алгоритм с правилом учебника на стр. 105. Прочитайте пример рассуждения (под правилом).

    5. Закрепление новых знаний

    Работа с  учебником и интерактивной доской

    Упр. 251

    А)Слайд № 38

    Задание: выписать слова

    1 в.- слова с -ек-.

    2 в.- слова с -ик-.

    Б) Слайд № 39   для проверки

    - С какими звуками чередуются звуки, обозначенные выделенными буквами?

    - Какой способ использован при образовании выделенного слова? Запишите, как оно образовано (см стр. 78). Пузыречек – пузырек. (суффиксальный способ)

    6. Самостоятельная работа с учебником

    А) Упр. 252

    - Объясните расстановку знаков препинания (сложные предложения).

    - Что такое уменьшительно-ласкательные суффиксы? Назовите их. Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы в художественном тексте (в жизни)?

    Стол – столик, заяц – зайчик, человек – человечек, стол – столик, самовар – самоварчик, чайник – чайничек, чашки – чашечки, ваза – вазочка.

    - Выполните дополнительное задание к тексту. ( лексические средства связи предложений в тексте)

    Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

    (см приложение)

    1. Итог урока:

    - Что было интересным на уроке? Что понравилось?

    - Что новое узнали? Над чем еще предстоит поработать?

    1. Домашнее задание:

    1) записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы –ЕК- и –ИК-;

    2) составить карточку из 10 слов (по орфограмме №18, см форзац учебника), на месте букв О и Е оставить пустое место



    Предварительный просмотр:

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Карточки для дифференцированной работы

    1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Примеры

    -чик-

    -щик-

    Налад..ик

    Спор..ик

    Учет..ик

    Кладов..ик

    Застрой..ик

    Выдум..ик

    Барабан..ик

    Чистиль..ик

    Рассказ..ик

    Проектиров..ик

    Водопровод..ик

    Обой..ик

    2) Составьте  и запишите с одним из данных слов предложение. Выполните синтаксический разбор этого предложения:

    1) Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

    Примеры

    -ек -

    -ик-

    Дом..к

    Луч..к

    Песоч..к

    Ёж..к

    Крючоч..к

    Ножич..к

    Хвост..к

    Дождич..к

    Осл..к

    Куст..к

    Букет..к

    Кружоч..к

    2) Составьте  и запишите с одним из данных слов предложение:

    3) Выполните морфологический разбор данного существительного:

    Перфокарты для дифференцированной работы

    Вспомни алгоритм правописания суффиксов

    –чик- и –щик-.

    Напиши пропущенную букву:

    Ч или Щ.

    Налад

    ик

    Спор

    ик

    Учет

    ик

    Кладов

    ик

    Застрой

    ик

    Выдум

    ик

    Барабан

    ик

    Чистиль

    ик

    Рассказ

    ик

    Проектиров

    ик

    Водопровод

    ик

    Обой

    ик

    Вспомни алгоритм правописания суффиксов

    –ек- и –ик-.

    Напиши пропущенную букву:

    Е или И.

    Дом

    к

    Луч

    к

    Песоч

    к

    Ёж

    к

    Крючоч

    к

    Ножич

    к

    Хвост

    к

    Дождич

    к

    Осл

    к

    Куст

    к

    Букет

    к

    Кружоч

    к


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

    Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

    Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание гласных в приставках пре- и при-»

    На этом уроке учитель показывает методику применения разработанного им лингвистического тренажера "Правописание приставок"...

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в приставках пре-при"

    Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках –пре-при-» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, п...

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий".

    Представленный урок является уроком "открытия" нового знания по теме «Грамматические нормы в образовании и употреблении причастий». Он 18-ый из 22-х в системе уроков в разделе «Причастие» (учебник рус...

    Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-"

    Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом....

    Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных О-А в корне с чередованием -КАС- - -КОС-"

    Урок построен так, чтобы ученики могли активзировать уже имеющуюся у них информацию с целью использования для учащихся нового в ходе разрешения поставленной перед ними проблемы. Урок "открытия" нового...

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Цели урока:·         познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правил...