Урок русского языка в 6 классе "Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Зарубина Валентина Борисовна

Урок русского языка разработан для учащихся 6 класса разноуровневой подготовки и позволяет обучающимся работать самостоятельно и в группах, а учителю  - дифференцированно оценить результаты работы каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_v_6_kl.doc357.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2

Учитель: Зарубина Валентина Борисовна

Урок русского языка

в 6 классе

Тема: «Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, -ЩИК».

Цели урока:

образовательные:

  а)знать, какое значение придают словам суффиксы

    -ЧИК, -ЩИК;

  б)знать способ действия при выборе написания в су-

    ществительных суффиксов –ЧИК, -ЩИК;

  в)уметь применять этот способ действия для пра-

    вильного написания суффиксов –ЧИК, -ЩИК;

  г)уметь обозначать орфограмму.                        

воспитательные:

а)формирование усидчивости, аккуратности, само-

  стоятельности, внимательности, уважения друг к

  другу, умения работать в команде;    

б)создание атмосферы творчества и успеха.

развивающие:

а)развитие умения анализировать, обобщать и сис-

  тематизировать предложенный материал;

б)развитие памяти, воображения и речи учащихся;

в)формирование положительной мотивации учебной деятельности.

                     Ход урока.

Проверка домашнего задания (упр.220)


Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес а буйный лес, качаясь, буд..т бурю. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? Опять гудит бушу..т (не)погода. Заколдован (не)видимкой, дремл..т



лес под ска..ку сна.


Задание. Расставляя знаки препинания,выпишите предложения в такой последовательности:1) с не-

 - приставкой, 2) с не- -отрицательной частицей. Объясните постановку знаков препинания.  

Один ученик объясняет, как он выполнил домашнее задание

В это время другой учащийся работает на доске.

(Повторение материала, изученного на предыдущих уроках).  

   


    Девочка с (не)годованием посмотрела на



    хвастливого рассказчика.



    Завидует (не)друг столь дивной судьбе.



    Этот человек мне (не)друг, а просто зна-



    комый.


Задание: -раскрыть скобки;

         -произвести синтаксический разбор 1-го

          предложения, дать характеристику;

         -сформулировать правило написания НЕ

          с существительными.      

  2. Работа с перфокартой.

 

 (Повторение материала, изученного на предыдущих      

  уроках).

  Учитель диктует слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, уча-

  щиеся записывают только Е или И.

 


       презабавный     привокзальный  пригнуть



       приуныть        придержать     пришкольный



       прельстить      привязать      прилечь



       причудливый     прикрикнуть    приземлиться



       приласкать      предобрый      прервать



       приспособиться  приоткрыть     прекратить



       преодолеть      преобразовать  преспокойно



       приклеить       придвинуть     притихнуть




Объяснение нового материала.

-Давайте вернёмся к предложению, которое было разобрано на доске.

Девочка с негодованием посмотрела на хвастливого рассказчика.

-Определите морфемный состав слова рассказчик.

   Учащиеся выделяют приставку, корень, суффикс –ЧИК и      

 нулевое окончание.

-Какие слова с суффиксами –ЧИК, -ЩИК вы знаете?

Учащиеся называют слова: костюмчик, каменщик, переписчик, автопогрузчик.

-Какое значение придают словам суффиксы –ЧИК, -ЩИК?

Учащиеся с помощью учителя формулируют ответ.

а)уменьшительности и ласкательности;

б)действующего лица;

в)конкретного предмета (без значения       уменьшительности).

А теперь послушайте внимательно рассказ и постарайтесь сформулировать правило, по которому мы будем при написании слов использовать суффикс –ЧИК.

        Ласковый и добрый суффикс –ЧИК.

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были БАРАБАНЫ, КОЛОКОЛА, ОГУРЦЫ и многие им подобные.

Но вот появился суффикс –ЧИК. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же ласковых и добрых, как и сам суффикс. У суффикса –ЧИК была ещё одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зелёный ОГУРЕЦ превращался

в изящный ОГУРЧИК.

С годами суффикс –ЧИК приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их добрыми, ласковыми, нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня ЛЕТ- суффикс –ЧИК образовал слово ЛЁТЧИК, из слова ГРУЗ – ГРУЗЧИК, ПЕРЕПЛЁТ – ПЕРЕПЛЁТЧИК.

Сейчас суффикс –ЧИК уже немолодой. Но он по-прежнему хорошо работает и служит людям. И человеку без него, действительно, не обойтись. Ведь он уменьшает предметы, делает их добрыми и ласковыми и образует профессии. Вот какой труженик, этот –ЧИК!

А самое главное, что он познакомил нас со своими друзьями, после которых –ЧИК всегда стоит в словах, - буквами Д,Т,З,С,Ж.

-Как же нам запомнить твоих друзей, - поинтересова- лись мы.

-Да очень просто. Это первые буквы предложения:

     ТЫ ЖЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СУФФИКС –ЧИК!  

Учащиеся называют буквы, после которых пишется суффикс –ЧИК. Учитель говорит, что во всех остальных случаях нужно писать суффикс –ЩИК.

Работа с учебником.

Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника (параграф 39), знакомятся с орфограммой №33.

Закрепление пройденного.

Устно выполняется упр.222.

Выборочный диктант.

Задание по вариантам: учитель диктует слова,

1 вариант выписывает слова с  суффиксом –ЧИК,

2 вариант – с –ЩИК.  

 


  Переводчик, переплётчик, пильщик, наборщик,



  смазчик, носильщик, каменщик, барабанщик,



  лётчик, точильщик, водопроводчик, стеколь-



  щик, сборщик, рассказчик, перебежчик, разнос-



  чик.    


  В это же время один из учащихся работает над этим

  заданием у доски (вариант выбирает сам).

 

Обобщение изученного (опрос по материалу урока).

Самостоятельная работа.

Задание: списать текст, вставляя буквы Ч или Щ в суффиксы –ЧИК, -ЩИК (текст воспроизведён на доске).

Сюжет для кинокомедии


Однажды развед..ик получил ответственное задание:



внедриться в группу опасных заговор..иков и узнать об их тайных планах. Много сил и времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетон..иком, и камен..иком, и свар..иком, и экскаватор..иком, и водопровод..иком, и паркет..иком, и электросвар..иком, и даже кровель..иком, когда выяснилось, что заговор..ики были просто строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы.




8.Домашнее задание (упр.223) по вариантам:

    1 вариант – морфологический разбор существительного             и прилагательного;

2 вариант – морфологический разбор существительного.

3 вариант выполняет упражнение без разборов.

 

  Список литературы, использованной для подготовки и                            

  проведения урока:

1 М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 6 кл.

2 М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл.

3 С.Ожегов. Словарь русского языка. М.,Русский язык, 1985.

4 Н.Штейнле. Занимательные материалы по русскому языку 6 кл. Волгоград, 2006.

5 Т.Угроватова. Подсказки на каждый день 6 кл. Калининград, 1995.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса

разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).

Урок русского языка в 5 классе.  Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).  Учебник под ред. А.Д.Шмелева.  ФГОС....

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»

Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»

·                  ПРЕЗЕНТАЦИЯ  к уроку  закрепления  знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...