Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-). Учебник под ред. А.Д.Шмелева. ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pravopisanie_sushchestvitelnykh_s_suffiksom_-chik-_-shchik-_2.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема: «Правописание существительных с суффиксом -ЧИК-; -ЩИК-»
Учитель: Клыгина Наталья Анатольевна.
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №29».
Должность: учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема и номер урока в теме: «Правописание существительных с суффиксом –ЧИК-; -ЩИК-», 1.
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Правописание существительных с суффиксами –ЧИК- и-ЩИК-».
Задачи:
- обучающие: научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
- воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.
Результаты:
- предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме;
- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;
- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, ЭОР, используемые на уроке, интерактивная доска.
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности | Приветствуют учителя | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. | 1 мин. |
2. | Повторение предыдущего материала | Предлагает выполнить орфоэпическую разминку (правильно расставить ударение в отгаданных словах) А) На Бахче у нас растет, Как разрежешь, сок течет. Свеж и сладок он на вкус. Называется (арбуз) Б) Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный (каталог). В) Много вкусного в саду У нашей тети Фёклы: И малина, и клубника, И, конечно, (свёкла). | Отгадывают загадки, правильно расставляют ударение в словах. | Повторение усвоения ранее изученной темы, актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы. | З мин. |
3. | Проверка домашнего задания | Определение уровня усвоения материала предыдущей темы | Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему заданию | Выясняется степень усвоения ранее изученного материала | 3 мин. |
4. | Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний | Определение темы урока, постановка цели, осознание и принятие ее учащимися. Слово учителя: - Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. А о чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, послушав одну сказку. «Жили-были суффиксы -ЧИК- и –ЩИК-, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа:»Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж» Суффикс –ЩИК- убегал от них в слезах.А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только –ЧИК-, а -ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор –ЩИК- обходит пасеку стороной. Как только услышит»Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь.» - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании суффиксов - чик - и -щик-) - Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока (1 слайд) и сформулируем цель нашего урока . | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока | Самостоятельно определять тему и цель урока. | 5 мин. |
Задание: рассмотреть таблицу и сделать вывод о написании суффиксов -ЧИК-; -ЩИК- (слайд 2). | Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать правило, по слайду правильность выводов | Подтверждение правильности выводов. Положительная мотивация | 5 мин. | ||
5. | Закрепление изученного материала | 1От каких частей речи можно образовать имена существительные с помощью суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-? Какое значение придают словам эти суффиксы? Выполните упражнение 112 | Выполняют упражнение, готовят ответы на поставленные вопросы. | 5 мин. | |
6. | Тематическая физкультминутка. | Предлагает упражнение для снятия напряжения. - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Если я назову слово, где надо писать-ЧИК-, вам нужно 1РАЗ СЕСТЬ, -ЩИК- - сделать 2 ПРЫЖКА, нет таких суффиксов - 3ХЛОПКА. Слова: груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик,налад…ик,мя..ик. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы | 3 мин. |
7. | Закрепление знаний | Лексический диктант. Предлагает лексический диктант: 1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик). 2.Рабочий,специалист по бетонным работам (бетонщик).3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь(подносчик)4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке(каменщик).5.Рабочий по проходке горных выработок(проходчик).6.Рабочий, специалист по типографскому набору(наборщик).7.Работник, ведущий учет (учетчик).8.Тот. кто делает съемку местности(съемщик)9.Рабочий, занимающийся смазкой(смазчик).11.Работник бани, обслуживающий посетителей.(банщик). (слайд3) | По лексическому значению определяют слово | Успешно выполненные задания | 5 мин. |
8. | Первичный контроль знаний | -Выполните тест. Среди слов найдите такое, в котором следует писать –ЧИК- 1)лакиров…ик 2)смен…ик 3)кранов…ик 4)рассказ…ик ; в котором следует писать –ЩИК- 1)объезд…ик 2)барабан…ик 3)доклад…ик 4)газопровод…ик (слайд 4 ). | Выполняют самостоятельно тест. | Успешно выполненные задания | 3 мин. |
9. | Оценивание учащихся. Рефлексия | Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли ее достичь? - Каким образом? - Где можно применить новые знания? -Дополните фразы: Я узнал… В ходе работы удалось научиться… Порадовался тому, что… | Комментируют работу своих одноклассников на уроке. Высказывают собственные мнения об уроке | Осознание работы одноклассников и каждого этапа урока | 4 мин. |
10. | Домашнее задание | - Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание. П.17 (стр.167), правило выучить. 1 уровень: Упр.115 (по учебнику); 2 уровень: составить кроссворд из 8-11 слов с изученной орфограммой. 3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная). (слайд 5 | Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник | Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности | 3 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (, презентация, тест, модель ) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | ИКТ | информационный | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....
Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"
Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...
Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "
Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК Т.А.Ладыженской...
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.
Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....