Урок русского языка в 5 классе. Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Клыгина  Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе.  Правописание существительных с суффиксом -ЧИК- (-ЩИК-).  Учебник под ред. А.Д.Шмелева.  ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                        План-конспект урока

Тема: «Правописание существительных с суффиксом  -ЧИК-; -ЩИК-»

Учитель: Клыгина  Наталья  Анатольевна.

Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №29».

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тема и номер урока в теме: «Правописание существительных с суффиксом –ЧИК-; -ЩИК-», 1.

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Алгоритм успеха) под редакцией А.Д.Шмелева. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 год.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Правописание существительных с суффиксами –ЧИК- и-ЩИК-».

Задачи:

- обучающие: научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

- воспитательные: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.

Результаты:

- предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме;

- метапредметные: умение определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат, сравнивать, делать вывод, работать индивидуально;

- личностные: осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, ЭОР, используемые на уроке, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Время (в мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности

Приветствуют учителя

Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

1 мин.

2.

Повторение предыдущего материала

Предлагает выполнить орфоэпическую разминку (правильно расставить ударение в отгаданных словах)

А)

На Бахче у нас растет,

 Как разрежешь, сок течет.

 Свеж и сладок он на вкус.

 Называется (арбуз)

Б)

Чтоб скорей в библиотеке

 Отыскать ты книгу смог,

 В ней бывает картотека,

 Специальный (каталог).

В)

Много вкусного в саду

 У нашей тети Фёклы:

 И малина, и клубника,

 И, конечно, (свёкла).

Отгадывают загадки, правильно расставляют ударение в словах.

Повторение усвоения ранее изученной темы, актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы.

З мин.

3.

Проверка домашнего задания

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы

Учащиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему заданию

Выясняется степень усвоения ранее изученного материала

3 мин.

4.

Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. Актуализация знаний

Определение темы урока, постановка цели, осознание и принятие ее учащимися.

Слово учителя:

- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа. А о чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, послушав одну сказку.

         «Жили-были суффиксы  -ЧИК- и –ЩИК-, разводили  вместе  пчел  на  пасеке.  Дело в том, что оба любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы, они налетали на него, жужжа:»Д-Т-З-С-Ж,Д-Т-З-С-Ж» Суффикс –ЩИК-  убегал от них в слезах.А вот его брата пчелы очень любили и угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет только –ЧИК-,  а  -ЩИК- будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться любимым лакомством. Однако до сих пор –ЩИК- обходит пасеку стороной. Как только услышит»Д-Т-З-С-Ж» - бежит со всех ног прочь.»

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О правописании  суффиксов -  чик -  и  -щик-)

- Давайте запишем в тетради число, классная работа, тема урока (1 слайд) и сформулируем цель нашего урока .

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь, формулируют цель урока

Самостоятельно определять тему и цель урока.

5 мин.

Задание: рассмотреть  таблицу и сделать вывод о написании суффиксов  -ЧИК-; -ЩИК- (слайд 2).

Рассматривают слайд и пытаются самостоятельно сформулировать правило,  по слайду правильность выводов

Подтверждение правильности выводов. Положительная мотивация

5 мин.

5.

Закрепление изученного материала

1От каких частей речи можно образовать имена существительные с помощью суффиксов –ЧИК- и –ЩИК-? Какое значение придают словам эти суффиксы?  Выполните упражнение 112

Выполняют упражнение, готовят ответы на поставленные вопросы.

5 мин.

6.

Тематическая физкультминутка.

Предлагает упражнение для снятия напряжения.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Если я назову слово, где надо писать-ЧИК-, вам нужно 1РАЗ СЕСТЬ, -ЩИК-  -  сделать 2 ПРЫЖКА,  нет таких суффиксов -   3ХЛОПКА.                                     Слова: груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик,налад…ик,мя..ик.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы

3 мин.

7.

Закрепление знаний

Лексический диктант.                       Предлагает лексический диктант: 1.Тот, кто перебежал к врагу (перебежчик). 2.Рабочий,специалист по бетонным работам (бетонщик).3.Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь(подносчик)4.Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке(каменщик).5.Рабочий по проходке горных выработок(проходчик).6.Рабочий, специалист по типографскому набору(наборщик).7.Работник, ведущий учет (учетчик).8.Тот. кто делает съемку местности(съемщик)9.Рабочий, занимающийся смазкой(смазчик).11.Работник бани, обслуживающий посетителей.(банщик).  (слайд3)

По лексическому значению определяют слово

Успешно выполненные задания

5 мин.

8.

Первичный контроль знаний

-Выполните тест.

Среди слов найдите такое, в котором следует писать –ЧИК-        1)лакиров…ик  2)смен…ик  3)кранов…ик  4)рассказ…ик       ;  в котором  следует писать –ЩИК-     1)объезд…ик  2)барабан…ик  3)доклад…ик  4)газопровод…ик    (слайд 4 ).

Выполняют самостоятельно тест.

Успешно выполненные задания

3 мин.

9.

Оценивание учащихся.

Рефлексия

Учитель настраивает учащихся на оценивание работы одноклассников

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли ее достичь?

- Каким образом?

- Где можно применить новые знания?

-Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

 Комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

Осознание работы одноклассников и каждого этапа урока

4 мин.

10.

Домашнее задание

- Для того, чтобы закрепить полученные на уроке знания, необходимо выполнить домашнее задание.

П.17 (стр.167), правило выучить.

1 уровень: Упр.115 (по учебнику);

2 уровень: составить кроссворд из 8-11 слов с изученной  орфограммой.

3 уровень: составить небольшой текст (5-6 предложений), в котором встречаются слова с изученной на уроке орфограммой (тема произвольная).     (слайд 5

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник

Способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности

3 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

  №

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (, презентация, тест, модель )

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

ИКТ

информационный

презентация

https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=gmail&attid=0.1&thid=13846ad0b80b1e2f&mt=application/vnd.openxmlformats-officedocument.presentationml.presentation&url=https://mail.google.com/mail/ca/?ui%3D2%26ik%3D19e896ccc7%26view%3Datt%26th%3D13846ad0b80b1e2f%26attid%3D0.1%26disp%3Dsafe%26zw&sig=AHIEtbR5mewkLOGl8MafEXM9qtz9D09_Lw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.

Обобщающее повторение по теме "Наречие". Урок с презентацией....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....