Уроки развития речи 6-8 класс (25ч.)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Рязанцева Наталья Евгеньевна

Данный материал поможет закрепить сведения о тексте, его признаках; познакомить с морфологическими средствами связи, выразительной функцией глагола и его форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._6-8.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки развития речи 6-8 класс (25ч.)

Тема 1.

Образовательные цели: закрепить сведения о тексте, его признаках; познакомить с морфологическими средствами связи, выразительной функцией глагола и его форм.

I. Речевая разминка.

- прочитайте стихи, подобранные вами к занятиям.

- идейное содержание?

- какие средства языка создают выразительность стихотворения?

- найдите глаголы и глагольные формы (причастия и деепричастия).

- в каком ритме написано стихотворение?

- какова интонация?

II. Работа по теме.

1. Повторите, что такое текст, наблюдение над смысловым членением текста, морфологическими средствами связи частей текста.

Читаем все значения понятия «текст» по Толковому словарю (4-х т. или Толковый словарь С.И. Ожегова).

1. Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д. Отрывок из какого-либо высказывания, словесности, предназначенный обычно для учебных целей…(4-х т.)

Изучая текст, лингвисты обнаружили его признаки и описали их.

1. Смысловая завершенность. Выражается в том, что содержание посвящено определенной теме, оно достаточно полно, его не следует расширять, дополнять. Это, в свою очередь, позволяет озаглавить текст. Но в тексте всегда есть главное, то, что говорится о теме, то есть идея (Зачем написан текст? Чему он учит?). Нередко идея текста отражена в заглавии. Смысловая цельность создается также благодаря однотематической лексике. Среди таких слов есть опорные и ключевые слова, на них держится текст: опорные слова создают тему, ключевые - идею текста.

2. Грамматическая связь предложений: цепная и параллельная. Средства цепной связи – лексический повтор, синонимы, описательные обороты, местоимения, наречия. Средствами параллельной связи служат одинаковое строение предложений, единый видовременной план, однородные члены предложения, обобщающие слова; синонимы, в том числе контекстуальные.

3. Структурное единство. Как правило, текст состоит из трех частей: зачина (задает тему), основной части (раскрывает содержание) и концовки (закрывает тему). Иногда трехчленная структура дополняется вступлением.

4. Единство интонации. Текст произносится как единое целое. Зачин и концовка произносятся медленнее, чем срединная часть, т.к. в них сгусток информации.

Итак, текст – это несколько предложений, тесно связанных в смысловом, грамматическом, структурном и интонационном отношении.

III. Анализируются способы связи на прочитанном тексте.

Дорога шла в деревню краем картофельного поля. На поле фыркал и стучал трактор. На нем работали двое трактористов. Они окучивали картофель.

Построим схему, в которой отразим порядок следования Д (данное) и Н (новое).

1.Д (дорога)              –          Н (краем поля)

2. Д (на поле)            –          Н (трактор)

3. Д (на тракторе)     –          Н (двое трактористов)

4. Д (трактористы)    –          Н (окучивал картофель)   

(цепная связь) Н предыдущего предложения выполняет роль Д в последующем предложении.

Пришла весна. Начал таять снег. Прилетели перелетные птицы. Дни стали длиннее.

При параллельной связи можно выкинуть из текста любое предложение, не нарушая последовательности изложения.

Тема 2.

Стили и типы речи. Повторение изученного.

Образовательные цели: повторить и углубить сведения о стилях    и типах речи; дать понятия стилистической нормы.

I. Речевая разминка.

Читается стихотворение.

Определяется: тема, идея, интонация чтения и т.д.

II. Работа по теме.

1.- Как мы различаем типы речи? (по вопросам: Что будет дальше? Каков предмет? Почему?).

2. – Рассмотрим спорные схемы:

                  Стили речи (где? с кем? зачем?)

           книжный                                                                  разговорный-

научный-        художественный        общение (речь

сообщение        воздействие        для одного,

(термины)        (образные слова)        

        официально-деловой-        неполные

сообщение (особые слова и обороты)        предложения,

        диалог)

Типы речи

Повествование        Описание        Рассуждение

(что произошло?)        (какой?)        (почему?)

3. Используя опорные схемы, определить стиль и тип речи данного текста.

III. Задание на дом.

Осмыслить опорную схему.

Написать сочинение-сказку о сосне.

        

Тема 3, 4.

Понятия о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. (2 часа)

I. Речевая разминка.

II. Работа по теме.

1. Словарно-орфографическая работа:

публицистика, опубликовать и т.з.

- однокоренные «публика» (люди, народ) от лат. «общественный».

2. Наблюдаем конкретный текст (статью).

Найти в тексте:

- побудительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- повторы;

- однородные члены;

- как завершается текст? с какой целью написан?

Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи.

В результате должна получится следующая схема:

Цель высказывания:  Сообщение, информация, воздействие на

        слушателей или читателей.

Стилевые черты:        Эмоциональность, страстность.

             Призывность. Актуальность. Доходчивость.

Языковые средства:  Лексические:

        - общественно-политическая лексика;

        - совмещение торжественной лексики и

           разговорных средств;

        - антонимы;

        Синтаксические:

        - побудительные и восклицательные

           предложения;

        - риторические вопросы;

                                         - повторы;

        - обращения;

        - использование литературных цитат,

           афоризмов, поговорок и т.д.

Сфера употребления: В устной речи: выступления на митингах,

           собраниях, съездах, в передачах по радио и  

          телевидению;

           В письменной речи: статьи в газетах,

            журналах.

Жанры, свойственные публицистическому стилю:

- Заметка – сообщение в печати

- Статья – научное или публицистическое сочинение

- Очерк краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

- Репортаж сообщение о местных событиях, оперативная информация и т.д.

Интервью беседа в форме вопросов и ответов.

Отзыв отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого –чего-нибудь.

Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.д.

Фельетон газета или журнальная статья сатирического характера (с 5кл. знакомы с отзывом, рецензией).

Анализируются разные жанры (тексты).

Домашнее задание. Подготовить сообщение о публицистическом стиле.

Тема 5.

Подробное изложение повествовательного текста с описанием внешности в официально-деловом стиле.

Образовательные цели: научиться подробно излагать повествовательный текст с описанием в официально-деловом стиле.

I. Речевая разминка. (чтение и анализ текста).

II. Работа по теме.

  1. Анализ текстов.
  2. Один из текстов подробно письменно излагаем.

Во время 2-го чтения составляется примерный план изложения.

  1. Чтение текста в третий раз.
  2. Написание изложения.

Тема 6.

Сжатое изложение повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий и процессов труда.

Образовательные цели: учиться подробно излагать текст…

I. Речевая разминка.

1. Элементы каких типов речи встретились в тексте стихотворения?

2. Читается текст.

- озаглавить

3. О чем идет речь в тексте?

4. Разделить текст на самостоятельные части.

Это будет план изложения

  1. чтение текста в 3-ий раз.
  2. Написание сжатого изложения.

Тема 7.

Выборочное изложение повествовательного текста с описанием внешности человека или процессов труда. Включение в текст изложения собственного отношения к описываемому.

Образовательные цели: научиться выделять в тексте отдельные микротемы; строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью в определенной логической последовательности.

I. Речевая разминка. (Читается стихотворение) и анализируется: стиль, тип    речи, выразительные средства, озаглавить, тема, идея.)

II. Работа по теме.

1. Написание изложения по одному из эпизодов по рассказу «Бирюк» И.С. Тургенева (все, что связано с событиями одного дня).

- Основная мысль изложения.

- Какой тип речи мы будем использовать?

( повествование с элементами описания и рассуждения).

- Озаглавить микротемы отрывка.

- Каким предстоит перед нами лесник?

- Как относились окрестные мужики к леснику?

- Что произошло между лесником мужиком ?

2. Записать план.

     1. Неожиданная встреча

     2. « Редко мне случалось видеть такого молодца».

     3. «Мастер своего дела».

     4. В поисках вора.

     5. «Расправа» с порубщиком.

III. Домашнее задание. Составить устный рассказ от имени Улиты.

Тема 8.  

 Сочинение – описание действий и процессов труда в художественном и публицистическом стилях.

Образовательные цели: научить создавать текст-описание действий и процессов труда; проследить за особенностями создания подобных описаний в художественном и публицистическом стилях.

I. Речевая разминка. Анализ.

II. Работа по теме.

  1. Читаются тексты про себя.
  2. в каком жанре написаны тексты?

- С чего начинается описание?

- Что представляет собой основная часть описания?

- Где можно встретить репортажные описания?

    3. Пробуем продумать темы сочинений в жанре репортажа, основной частью которых было бы описание действий или процессов труда для школьной стенной или радиогазеты:

       - Как мы работаем на уроках труда?

       - Как мы играем в футбол (хоккей…)

       - Как мы готовим школьный спектакль.

     4. В каких известных вам литературных произведениях А.С. Пушкина вы встречали описания действий («Полтава», «Медный всадник»).

          - Прочитать два отрывка из этих произведений.

          - Какого стиля эти тексты?

          - Какие части речи помогают передать динамику?

          - Какие изобразительно-выразительные средства помогают более зрительно представить действие?

III. Задание на дом. Написать сочинение-описание действий или процессов труда.

Тема 9.

Сочинение-описание внешности человека и костюма по картине в художественном стиле.

Образовательные цели: углубим представление об описании внешности героя по картине в художественном стиле.

I. Речевая разминка.

Читается текст об облике художника-классика.

Палитра-

Муштабель-

- К какому типу речи относится этот отрывок? (описание).

План:

1. Сведения о художнике

2. Описание портрета:

а) одежда;

б) место действия;

в )лицо;

г) поза;

3. Общее впечатление от картины.

II. Проверка результатов творческой работы (заслушиваются, рецензируются 2-3 устных сочинения описания).

III. Задание на дом. Устно составить сочинение –описание в художественном стиле.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУСССКОМУ ЯЗЫКУ

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.

     5 класс. 17 часов.

             

               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          

   

   К числу наиболее актуальных вопросов образования относится необходимость развития в каждом ребенке творческого начала, духовного и нравственного потенциала, коммуникативных умений. Развитие умений работать с первоисточниками (художественными текстами, публицистикой) объяснять сопоставлять и решать задачи построения собственного высказывания в разных типах речи является основой данного   факультативного курса. Задачи мотивации изучения предмета решаются многообразием подходов, методических приемов в работе, включая компьютерные технологии в упражнения по развитию речи.

   Факультативный курс расширяет рамки уроков развития речи в 5 классе, углубляя содержание предмета. На лучших образцах учащиеся рассматривают типовую структуру текста-рассуждения, определяя изобразительно-выразительные средства, характеризуя способы связи его частей. Знакомятся с сокращенным рассуждением, в составе которого может отсутствовать тезис или вывод, поскольку они близки или совпадают по содержанию. Для тренировки в построении рассуждений уместно использовать лингвистические задачи. Осмысление особенностей лексики разных речи готовит учащихся к выполнению творческих заданий.

   Факультативный курс включает активную работу с лингвистическими словарями, обогащая словарный запас учащихся.

   ЦЕЛИ:

  - открытие творческих возможностей учащихся;

  - повышение мотивации в изучении предметной сферы.

   ЗАДАЧИ:

- развитие навыков анализа текста;

- решение задач редактирования собственного  сочинения;

- создание текстов разных типов речи.

                         

                                Тематическое планирование

   

Содержание занятия

Количест. часов

Виды деятельности

1.Текст. Смысловая цельность, грамматическая связь, структурное единство, единство интонации.

     

      2

 Анализ текста.

Работа с толковыми словарями.

2.Стили речи. Книжный, разговорный, официально-деловой.

      2

Анализ текста. Работа с толковыми словарями.

Выполнение упражнений по определению стиля речи.

3.Типы речи. Характерные  особенности публицистики.Жанры, свойственные публицистическому стилю.

      3

Работа с текстами разных жанров в публицистическом стиле. Использование словаря синонимов.

4.Сокращенное рассуждение  с отсутствием тезиса или вывода.

      3              

Выполнение лингвистических задач с привлечением толковых словарей. Анализ художественных текстов и публицистики.

5.Сочинение-рассуждения в публицистическом стиле (с элементами описания действия и процесса  труда).

      3

Анализ образцов. Написание сочинения-рассуждения. Редактирование.

6.Сочинение- рассуждение в художественном стиле (с элементами описания внешности человека).

       3

Анализ образцов.Написание сочинения-рассуждения в художественном стиле. Редактирование.

7.Презентация

работ с использованием компьютерных технологий в иллюстрации процессов труда.                    

      2

Выступления учащихся с представлением собственных сочинений.

17час.

                                                                               

                               

                                   Содержание курса    

Тема 1.  Восстановление опорных знаний о тексте.  Понятие об интонационном единстве. Целостный анализ текста.                                    

Тема 2.

                                                                             

Литература.

1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи . 5-й класс. Дрофа

2. Пичугов Ю.С. От слова к словесности. 5-й класс. Дрофа

3. Вовк, С.М. «Готовимся писать сочинение: разберемся в характере героя. 5-ый класс». [Текст] / С.М. Вовк // Русский язык.-     №12.-С.6.

4. Кулакова Е.Ю. «Комплексный анализ текста». [Текст] / Е.Ю. Кулакова // Русский язык.- №19.-С.30.

5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М.: просвещение, 1991

6. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. - М.: Просвещение, 1995.

7. Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский. – РЯШ №4, 2001. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов с Ситникова.-Волгоград, издательство «Учитель», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"

Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»

Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...