Уроки развития речи 6-8 класс (25ч.)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Данный материал поможет закрепить сведения о тексте, его признаках; познакомить с морфологическими средствами связи, выразительной функцией глагола и его форм.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки развития речи 6-8 класс (25ч.)
Тема 1.
Образовательные цели: закрепить сведения о тексте, его признаках; познакомить с морфологическими средствами связи, выразительной функцией глагола и его форм.
I. Речевая разминка.
- прочитайте стихи, подобранные вами к занятиям.
- идейное содержание?
- какие средства языка создают выразительность стихотворения?
- найдите глаголы и глагольные формы (причастия и деепричастия).
- в каком ритме написано стихотворение?
- какова интонация?
II. Работа по теме.
1. Повторите, что такое текст, наблюдение над смысловым членением текста, морфологическими средствами связи частей текста.
Читаем все значения понятия «текст» по Толковому словарю (4-х т. или Толковый словарь С.И. Ожегова).
1. Слова, предложения в определенной связи и последовательности, образующие какое-либо высказывание, сочинение, документ и т.д. Отрывок из какого-либо высказывания, словесности, предназначенный обычно для учебных целей…(4-х т.)
Изучая текст, лингвисты обнаружили его признаки и описали их.
1. Смысловая завершенность. Выражается в том, что содержание посвящено определенной теме, оно достаточно полно, его не следует расширять, дополнять. Это, в свою очередь, позволяет озаглавить текст. Но в тексте всегда есть главное, то, что говорится о теме, то есть идея (Зачем написан текст? Чему он учит?). Нередко идея текста отражена в заглавии. Смысловая цельность создается также благодаря однотематической лексике. Среди таких слов есть опорные и ключевые слова, на них держится текст: опорные слова создают тему, ключевые - идею текста.
2. Грамматическая связь предложений: цепная и параллельная. Средства цепной связи – лексический повтор, синонимы, описательные обороты, местоимения, наречия. Средствами параллельной связи служат одинаковое строение предложений, единый видовременной план, однородные члены предложения, обобщающие слова; синонимы, в том числе контекстуальные.
3. Структурное единство. Как правило, текст состоит из трех частей: зачина (задает тему), основной части (раскрывает содержание) и концовки (закрывает тему). Иногда трехчленная структура дополняется вступлением.
4. Единство интонации. Текст произносится как единое целое. Зачин и концовка произносятся медленнее, чем срединная часть, т.к. в них сгусток информации.
Итак, текст – это несколько предложений, тесно связанных в смысловом, грамматическом, структурном и интонационном отношении.
III. Анализируются способы связи на прочитанном тексте.
Дорога шла в деревню краем картофельного поля. На поле фыркал и стучал трактор. На нем работали двое трактористов. Они окучивали картофель.
Построим схему, в которой отразим порядок следования Д (данное) и Н (новое).
1.Д (дорога) – Н (краем поля)
2. Д (на поле) – Н (трактор)
3. Д (на тракторе) – Н (двое трактористов)
4. Д (трактористы) – Н (окучивал картофель)
(цепная связь) Н предыдущего предложения выполняет роль Д в последующем предложении.
Пришла весна. Начал таять снег. Прилетели перелетные птицы. Дни стали длиннее.
При параллельной связи можно выкинуть из текста любое предложение, не нарушая последовательности изложения.
Тема 2.
Стили и типы речи. Повторение изученного.
Образовательные цели: повторить и углубить сведения о стилях и типах речи; дать понятия стилистической нормы.
I. Речевая разминка.
Читается стихотворение.
Определяется: тема, идея, интонация чтения и т.д.
II. Работа по теме.
1.- Как мы различаем типы речи? (по вопросам: Что будет дальше? Каков предмет? Почему?).
2. – Рассмотрим спорные схемы:
Стили речи (где? с кем? зачем?)
книжный разговорный-
научный- художественный общение (речь
сообщение воздействие для одного,
(термины) (образные слова)
официально-деловой- неполные
сообщение (особые слова и обороты) предложения,
диалог)
Типы речи
Повествование Описание Рассуждение
(что произошло?) (какой?) (почему?)
3. Используя опорные схемы, определить стиль и тип речи данного текста.
III. Задание на дом.
Осмыслить опорную схему.
Написать сочинение-сказку о сосне.
Тема 3, 4.
Понятия о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. (2 часа)
I. Речевая разминка.
II. Работа по теме.
1. Словарно-орфографическая работа:
публицистика, опубликовать и т.з.
- однокоренные «публика» (люди, народ) от лат. «общественный».
2. Наблюдаем конкретный текст (статью).
Найти в тексте:
- побудительные и восклицательные предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- однородные члены;
- как завершается текст? с какой целью написан?
Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи.
В результате должна получится следующая схема:
Цель высказывания: Сообщение, информация, воздействие на
слушателей или читателей.
Стилевые черты: Эмоциональность, страстность.
Призывность. Актуальность. Доходчивость.
Языковые средства: Лексические:
- общественно-политическая лексика;
- совмещение торжественной лексики и
разговорных средств;
- антонимы;
Синтаксические:
- побудительные и восклицательные
предложения;
- риторические вопросы;
- повторы;
- обращения;
- использование литературных цитат,
афоризмов, поговорок и т.д.
Сфера употребления: В устной речи: выступления на митингах,
собраниях, съездах, в передачах по радио и
телевидению;
В письменной речи: статьи в газетах,
журналах.
Жанры, свойственные публицистическому стилю:
- Заметка – сообщение в печати
- Статья – научное или публицистическое сочинение
- Очерк – краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
- Репортаж – сообщение о местных событиях, оперативная информация и т.д.
Интервью – беседа в форме вопросов и ответов.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого –чего-нибудь.
Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле и т.д.
Фельетон – газета или журнальная статья сатирического характера (с 5кл. знакомы с отзывом, рецензией).
Анализируются разные жанры (тексты).
Домашнее задание. Подготовить сообщение о публицистическом стиле.
Тема 5.
Подробное изложение повествовательного текста с описанием внешности в официально-деловом стиле.
Образовательные цели: научиться подробно излагать повествовательный текст с описанием в официально-деловом стиле.
I. Речевая разминка. (чтение и анализ текста).
II. Работа по теме.
- Анализ текстов.
- Один из текстов подробно письменно излагаем.
Во время 2-го чтения составляется примерный план изложения.
- Чтение текста в третий раз.
- Написание изложения.
Тема 6.
Сжатое изложение повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий и процессов труда.
Образовательные цели: учиться подробно излагать текст…
I. Речевая разминка.
1. Элементы каких типов речи встретились в тексте стихотворения?
2. Читается текст.
- озаглавить
3. О чем идет речь в тексте?
4. Разделить текст на самостоятельные части.
Это будет план изложения
- чтение текста в 3-ий раз.
- Написание сжатого изложения.
Тема 7.
Выборочное изложение повествовательного текста с описанием внешности человека или процессов труда. Включение в текст изложения собственного отношения к описываемому.
Образовательные цели: научиться выделять в тексте отдельные микротемы; строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью в определенной логической последовательности.
I. Речевая разминка. (Читается стихотворение) и анализируется: стиль, тип речи, выразительные средства, озаглавить, тема, идея.)
II. Работа по теме.
1. Написание изложения по одному из эпизодов по рассказу «Бирюк» И.С. Тургенева (все, что связано с событиями одного дня).
- Основная мысль изложения.
- Какой тип речи мы будем использовать?
( повествование с элементами описания и рассуждения).
- Озаглавить микротемы отрывка.
- Каким предстоит перед нами лесник?
- Как относились окрестные мужики к леснику?
- Что произошло между лесником мужиком ?
2. Записать план.
1. Неожиданная встреча
2. « Редко мне случалось видеть такого молодца».
3. «Мастер своего дела».
4. В поисках вора.
5. «Расправа» с порубщиком.
III. Домашнее задание. Составить устный рассказ от имени Улиты.
Тема 8.
Сочинение – описание действий и процессов труда в художественном и публицистическом стилях.
Образовательные цели: научить создавать текст-описание действий и процессов труда; проследить за особенностями создания подобных описаний в художественном и публицистическом стилях.
I. Речевая разминка. Анализ.
II. Работа по теме.
- Читаются тексты про себя.
- в каком жанре написаны тексты?
- С чего начинается описание?
- Что представляет собой основная часть описания?
- Где можно встретить репортажные описания?
3. Пробуем продумать темы сочинений в жанре репортажа, основной частью которых было бы описание действий или процессов труда для школьной стенной или радиогазеты:
- Как мы работаем на уроках труда?
- Как мы играем в футбол (хоккей…)
- Как мы готовим школьный спектакль.
4. В каких известных вам литературных произведениях А.С. Пушкина вы встречали описания действий («Полтава», «Медный всадник»).
- Прочитать два отрывка из этих произведений.
- Какого стиля эти тексты?
- Какие части речи помогают передать динамику?
- Какие изобразительно-выразительные средства помогают более зрительно представить действие?
III. Задание на дом. Написать сочинение-описание действий или процессов труда.
Тема 9.
Сочинение-описание внешности человека и костюма по картине в художественном стиле.
Образовательные цели: углубим представление об описании внешности героя по картине в художественном стиле.
I. Речевая разминка.
Читается текст об облике художника-классика.
Палитра-
Муштабель-
- К какому типу речи относится этот отрывок? (описание).
План:
1. Сведения о художнике
2. Описание портрета:
а) одежда;
б) место действия;
в )лицо;
г) поза;
3. Общее впечатление от картины.
II. Проверка результатов творческой работы (заслушиваются, рецензируются 2-3 устных сочинения описания).
III. Задание на дом. Устно составить сочинение –описание в художественном стиле.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС ПО РУСССКОМУ ЯЗЫКУ
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ, КОММУНИКАТИВНОЙ, ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.
5 класс. 17 часов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К числу наиболее актуальных вопросов образования относится необходимость развития в каждом ребенке творческого начала, духовного и нравственного потенциала, коммуникативных умений. Развитие умений работать с первоисточниками (художественными текстами, публицистикой) объяснять сопоставлять и решать задачи построения собственного высказывания в разных типах речи является основой данного факультативного курса. Задачи мотивации изучения предмета решаются многообразием подходов, методических приемов в работе, включая компьютерные технологии в упражнения по развитию речи.
Факультативный курс расширяет рамки уроков развития речи в 5 классе, углубляя содержание предмета. На лучших образцах учащиеся рассматривают типовую структуру текста-рассуждения, определяя изобразительно-выразительные средства, характеризуя способы связи его частей. Знакомятся с сокращенным рассуждением, в составе которого может отсутствовать тезис или вывод, поскольку они близки или совпадают по содержанию. Для тренировки в построении рассуждений уместно использовать лингвистические задачи. Осмысление особенностей лексики разных речи готовит учащихся к выполнению творческих заданий.
Факультативный курс включает активную работу с лингвистическими словарями, обогащая словарный запас учащихся.
ЦЕЛИ:
- открытие творческих возможностей учащихся;
- повышение мотивации в изучении предметной сферы.
ЗАДАЧИ:
- развитие навыков анализа текста;
- решение задач редактирования собственного сочинения;
- создание текстов разных типов речи.
Тематическое планирование
Содержание занятия | Количест. часов | Виды деятельности |
1.Текст. Смысловая цельность, грамматическая связь, структурное единство, единство интонации. |
2 | Анализ текста. Работа с толковыми словарями. |
2.Стили речи. Книжный, разговорный, официально-деловой. | 2 | Анализ текста. Работа с толковыми словарями. Выполнение упражнений по определению стиля речи. |
3.Типы речи. Характерные особенности публицистики.Жанры, свойственные публицистическому стилю. | 3 | Работа с текстами разных жанров в публицистическом стиле. Использование словаря синонимов. |
4.Сокращенное рассуждение с отсутствием тезиса или вывода. | 3 | Выполнение лингвистических задач с привлечением толковых словарей. Анализ художественных текстов и публицистики. |
5.Сочинение-рассуждения в публицистическом стиле (с элементами описания действия и процесса труда). | 3 | Анализ образцов. Написание сочинения-рассуждения. Редактирование. |
6.Сочинение- рассуждение в художественном стиле (с элементами описания внешности человека). | 3 | Анализ образцов.Написание сочинения-рассуждения в художественном стиле. Редактирование. |
7.Презентация работ с использованием компьютерных технологий в иллюстрации процессов труда. | 2 | Выступления учащихся с представлением собственных сочинений. |
17час. |
Содержание курса
Тема 1. Восстановление опорных знаний о тексте. Понятие об интонационном единстве. Целостный анализ текста.
Тема 2.
Литература.
1. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи . 5-й класс. Дрофа
2. Пичугов Ю.С. От слова к словесности. 5-й класс. Дрофа
3. Вовк, С.М. «Готовимся писать сочинение: разберемся в характере героя. 5-ый класс». [Текст] / С.М. Вовк // Русский язык.- №12.-С.6.
4. Кулакова Е.Ю. «Комплексный анализ текста». [Текст] / Е.Ю. Кулакова // Русский язык.- №19.-С.30.
5. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М.: просвещение, 1991
6. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. - М.: Просвещение, 1995.
7. Смолицкая Г.П. Даль и Срезневский. – РЯШ №4, 2001. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов с Ситникова.-Волгоград, издательство «Учитель», 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"
Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
