Конспект урока в 11 классе "Как писать комментарий?"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Галеева Гульназ Данисовна

Цели урока:

- продолжить работу по формированию у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задание 27);

- формировать умения учащихся наблюдать, анализировать, выявлять проблему текста,  писать комментарий, определять авторскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_pisat_kommentariy.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Староюмралинская СОШ»

Апастовского муниципального района РТ

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 11 классе

«Как писать комментарий?»

(практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ)

Автор: учитель русского языка и литературы

Галеева Гульназ Данисовна

2018 год.

Тип урока:  урок-практикум

Цели урока: 

- продолжить работу по формированию у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задание 27);

- формировать умения учащихся наблюдать, анализировать, выявлять проблему текста,  писать комментарий, определять авторскую позицию.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний о структуре сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ;  совершенствование  умений самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся,  развитие навыков критического мышления и осмысленного чтения, умения сравнивать и обобщать, формирование умений анализировать полученную информацию;

 3)воспитательные: повышение мотивации школьников к изучению предмета, формирование необходимости самостоятельного познания и творческого подхода к обучению.

Методы обучения: проблемно-поисковый, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и  индивидуальный опрос. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

 Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии;     здоровьесберегающие технологии; технология критического мышления, технология продуктивного чтения.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, прием технологии критического мышления «Диаграмма Венна», «Чтение с остановками».

Оборудование: ТСО, компьютер, рабочая тетрадь, лист формата А4, презентация, раздаточный материал, алгоритм написания сочинения-рассуждения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и взаимосотрудничества и будет продуктивным. Сегодня мы продолжим работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ. На экране вы видите выдержку из статьи экспертов по проверке сочинений в формате ЕГЭ. Давайте прочитаем цитату:

Как показывает практика, в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путём зубрёжки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы достанутся тем, кто научится это делать.

(После чтения учитель задает вопросы)

2. Постановка целей и задач урока. Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

(Определение темы и целей уроков совместно с учителем)

КАК ПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ?

Учитель: Как вы уже знаете, в этом учебном году претерпели изменения критерии оценивания задания 27. Прочитаем формулировку этого задания (слайд 2).  

Как видим, предъявлены новые требования к написанию комментария, за который выпускник может получить максимальные 5 баллов из 8 баллов за содержание. Это очень много.  Поэтому задача сегодняшнего урока - научиться писать комментарий, учитывая основные требования, предъявляемые к нему. Во-первых, комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст; во-вторых,  должен отражать ход мыслей автора исходного текста; в-третьих, комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией.

Разработчики заданий ЕГЭ по русскому языку уверены, что «теперь выпускные сочинения будут действительно творческими, а не шаблонными работами с заранее заготовленными аргументами из литературы».

Ребята, давайте теперь вспомним композицию сочинения-рассуждения.

(Слайд 3).

(Учащиеся читают и делают выводы)

Учитель: Ребята, а что такое проблема текста? Как  ее правильно сформулировать? Ведь если вы неверно определите проблему прочитанного текста, то потеряете 8 баллов из максимальных 24 баллов, которые выпускник может получить  за сочинение-рассуждение.

(Выслушиваются ответы учеников)

Учитель: Молодцы, а теперь обратимся к следующим слайдам (слайды 4-7)и сделаем выводы.

(Учащиеся совместно с учителем делают выводы)

Учитель: Ребята, а что такое позиция автора? Как ее определить?

(Ответы учащихся).

Учитель: Давайте посмотрим слайд 8 и убедимся в правильности ваших суждений.

3. Работа над темой урока. Учитель: Ребята, у каждого из вас на парте лежит текст. Давайте прочитаем его и попытаемся сформулировать проблему, которую поднимет автор Л. Андреев.

(Ученик читает текст)

Учитель останавливает ученика и задает вопросы по содержанию текста:

-  От чьего имени ведётся повествование в тексте?

-  Как вы думаете, сколько героев в тексте. Кто они?

-  О чем размышляет герой?

- Что вы узнали о нём?

- Что можете сказать о другом герое?

(Ученик продолжает чтение текста). После чтения учитель задаёт вопросы.

- Что вы узнали о старшем брате?

- О чем он мечтает?

- Чему он так радуется?

(Фронтальный опрос)

(Ученики дают ответы на вопросы).

Учитель: Ребята, давайте определим авторскую позицию.

Возможные ответы учеников:

Авторская позиция выражается в словах героя: «Война  - это безумие и сумасшествие». Война противоестественна в самой своей основе. Сознание героя не может осознать сам факт войны.

Учитель: Запишите авторскую позицию в виде законченного предложения.

На какой вопрос отвечает данное предложение?

Возможные ответы учеников:

Что такое война?  Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?  В чём смысл войны?

Учитель: Правильно, ребята. В данном тексте поднимается проблема осознания и нравственной оценки войны. Запишите в тетрадях формулировку проблемы либо в форме вопроса, либо, используя конструкцию «проблема чего».

(Учащиеся читают записанные предложения)

Учитель: А теперь обратимся к слайду и определим, что такое комментарий (слайд 9) и  какова его структура? (Слайд 10).

Учитель: Ребята, на ваших партах лист с кольцами Венна, наша задача -  выявить, что объединяет двух братьев, а также подчеркнуть различия между ними. 

(Учащиеся заполняют «Кольца Венна», работая в парах. Затем читают свои ответы, обосновывая их примерами из текста).

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.  Данную работу мы будем использовать при написании комментария. А теперь  давайте обратимся к нашей презентации (слайд 12) и вспомним, что комментируя заявленную автором проблему, мы отвечаем на вопрос «Что делает автор?»

Ребята, какие еще вопросы помогут нам в комментарии? (слайд 13)

(Учащиеся озвучивают вопросы и сравнивают с вопросами на слайде 13.)

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Учитель: Следующий этап работы – это написание комментария, пользуясь таблицами с речевыми клише,  а также используя  «Кольца Венна».

Ребята, а какой перед нами текст? Художественный или публицистический?

 (слайды 14-16)

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Ребябта, прежде чем начат писать комментарий, давайте определим, какие смысловые отношения между двумя примерами мы можем выделить?

(Ответы учеников: противопоставление, сопоставление, сравнение, вывод, следствие и др.)

Учитель: Молодцы, ребята. А где же обозначить эту связь в сочинении?

(ответы учеников)

(Слайды 17-18)

Учитель:  Ребята, напишите комментарий, продумайте, как вы будете оформлять примеры из текста,  не забудьте пояснить оба примера и указать связь между ними. Ребята, а какие способы оформления примеров вы знаете?

Возможные ответы учащихся: прямое цитирование, косвенное цитирование, с помощью предложений с вводной конструкцией, даем ссылку на номера предложений.

(Ученики пишут комментарий в тетрадях, затем несколько учеников читают свои записи).

Учитель: Молодцы, ребята, а теперь запишите позицию автора (слайд 19).

IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, мы с вами проделали огромную работу. Урок был продуктивным. Надеюсь, он оказался для вас полезным. И для себя вы взяли что-то новое, сделали соответствующие выводы.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было интересно?

Что было трудно?

Над чем ещё надо поработать?

Был ли полезным и нужным материал урока?

Домашнее задание: Допишите сочинение-рассуждение, выразив отношение к позиции автора и обосновав его. Не забудьте написать вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи "Написание писем"..

Конспект урока по развитию речи по теме "Написание писем " для 1 класса разработан по специальной (коррекционной) программе I вида (для глухих детей) по учебнику  для  1 класса школы глухих:...

Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"

Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...

Конспект урока русского языка: Готовимся к ГИА. Как писать сжатое изложение.

Данный урок русского языка повторяет и обобщает сведения учащихся о сжатом изложении, что особенно важно для подготовки к ГИА....

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

план-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма"

План-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма" для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"...

План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"

План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...

конспект урока развития речи .Учимся писать письмо.5 класс

В данном конспекте урока представлена  методическая разработка урока, целями которой является познакомить обучающихся с алгоритмом написания письма, развивать устную и письменную речь и создать...