«Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кириенко Ирина Александровна

Разработка урока руского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок21.42 КБ
Файл 315163.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:

 «Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева»

Цель:

1.Повторить изученное по теме «Имя прилагательное» в 5 классе;

2.Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;

3.Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева;

4.Помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэта.

5.Воспитывать  любовь к поэзии.

Ход урока. Создание эмоционального настроя.

Вы прочитали много книг о настоящей дружбе и сами испытали радость от общения с друзьями. Надеюсь, что дружбу вы цените высоко.

Вот как писал о дружбе учитель А.С.Пушкина поэт В.А.Жуковский:

Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый,

О дружба! Это ты!                                                           (Слайд 2)

Какую картину вы себе представили?

«Но причем здесь морфология и прилагательное », - спросите вы. А притом, что имя прилагательное – тот «гибкий плющ», который  обвивает «могучий дуб» - имя существительное. Их дружбе способствует близость грамматических значений.

Что обозначает имя существительное?

Что обозначает имя прилагательное?

Именно прилагательные придают языку многоцветность, выразительность.

Постановка   задач урока.

Сегодняшний урок позволит нам повторить и углубить об этой удивительной части речи.

Для этого мы совершим путешествие во времени и пространстве. Кто же будет героем нашего путешествия? Постарайтесь через несколько минут назвать его имя.

22 августа 1857 года….  Лето уходило…

Коляска мягко, неспешно катилась уж третий день. Лето. Дышится легко, думается, и думы тихие, светлые, как эти предосенние дни… Милый, родной, скромный Овструг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро и Москва. А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. А над ними – огромное, неоглядно бездонное голубое небо.

И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Поэт, откинувшись на кожаную подушку, держал в руках маленькую записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбается, она ни о чем не спрашивает: она догадывается, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать.

- Да получилось, - наконец, довольный, сказал отец. – Хочешь послушать?

Он, по обыкновению закрыв глаза и сдерживая волнение, тихо прочитал:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Отец передал Марии листок бумажки и сказал:

- Вот еще запиши, сейчас пришло в головы:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле….

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем. Воздуха! Мария была счастлива. Этот день, это поэтическое путешествие она запомнила надолго.

Итак, сегодня мы в гостях у Ф.И.Тютчева, блестящего русского поэта. Мы перелистаем лишь некоторые страницы   биографии мастера. Его стихотворения помогут вам повторить некоторые факты из жизни имён прилагательных: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Постараемся выяснить: какова роль прилагательных в речи. И еще мы должны ответить на вопрос: «Какие слова определяют сущность личности Ф.И.Тютчева»?

Запишите  число и тему урока: 

«Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева»

                                                                                          (Слайд 3)

                                                                                          (Слайд 4)

Повторение пройденного и изучение нового материала.

Знакомство со страницами биографии.

3 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении отца Овструг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе лесов и степей, родился мальчик.

Многое испытав в жизни, поэт всегда ощущал связь с малой родиной и на закате дней каждый год покидал суетный Петербург.

О его предках известно с незапамятных времен. По отцу его предком был Захарий Тютыпов, сподвижник Дмитрия Донского. По материнской линии среди его предков – граф Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого.

Работа над стихотворением Ф.И.Тютчева «Листья».      (Слайд 4)

Тютчев поклонялся миру природы, которая была для него живым существом. Давайте обратимся к стихотворению «Листья»

Почему стихотворение так называется?

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят,-

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На  сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе

Играли  с лучами,

Купались в росе!

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите,                                                         

Мы с вами летим!

Чтение учащимися.

Беседа по вопросам:

В каком жанре написано стихотворение?  (пейзажная лирика)

Сколько строф в стихотворении? (4)

Каков его центральный образ? (дерево)

На каком художественном приеме построено стихотворение? (противопоставление)

Что чему противопоставляется? (вечное однообразие жизни сосен и елей недолговечная, но яркая жизнь листьев)

Как называется этот прием? (антитеза)

Какие выразительно – изобразительные средства использует поэт?

Как выражается авторское отношение?

Чтение учащимися.

Запишите в тетрадь первую строфу, дайте характеристику предложения по наличию основ.

Работа с именами прилагательными.

Что обозначают имена прилагательные?

Назовите имена прилагательные, встретившиеся в 1 строфе.

Какова их синтаксическая роль?

Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена прилагательные.

Объясните написание кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий.

Запишите 2-3 примера на данное правило.

Знакомство с биографией Ф.И.Тютчева.

ПОРТРЕТ ТЮТЧЕВА                                                   (СЛАЙД 6)

Семья Тютчевых подолгу жила в Москве. Тютчеву учение давалось легко, как бы даже помимо его воли. Жизнелюбие, жажда новых впечатлений в будущем поэте поражали окружающих.

В 1822 году по выходе из Московского университета, поступив в Коллегию иностранных дел, Тютчев окунулся в мир новых знакомств, впечатлений, мыслей. Он обладал талантом дипломата и должен был сделать блестящую карьеру. Но всё сложилось иначе. В 1844 году поэта отправляют в отставку. Почему? Он требовал свободы слова. Считал, что власть должна служить России. Людям. Поэт признался: «Более всего я люблю Россию и поэзию»

13 июня 1873 года, за месяц до смерти, еле придя в себя после второго удара, Тютчев чуть слышно прошептал: «Какие последние политические новости»? Ранним утром 15 июля Фёдор Иванович скончался в Царском Селе. Он умер, чтобы воскреснуть в своём творчестве.

Работа с высказыванием Фета о Ф.Тютчеве.

Выразительное чтение.

Два года тому назад, в тих..  осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и  глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стан, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки (я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!                           ( Слайд 7)

Беседа по вопросам:

С чем сравнивает поэзию Тютчева Афанасий Фет?

Что общего, на ваш взгляд, между звездой и стихотворением?

Лингвистический эксперимент.

Прочитайте текст, исключив прилагательные.

Сделайте вывод о роли прилагательных в речи.            (Слайд 8)                  

Орфографическая работа.

Запишите в тетрадь  первое предложение. Вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Обозначьте орфограмму «Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Какие морфологические признаки имеет прилагательное «звездное»? Дайте полное определение имени прилагательного.      (Слайд 9)

Подведение итогов урока.

Итак, мы повторили изученное в 5 классе об имени прилагательном. Осталось сделать вывод: какие два слова определяют сущность Тютчева?

Запишите: «Больше всего я люблю Россию и поэзию».

(Слайд 10)

Домашнее задание. 

Полюбил богатый – бедную.

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

Определить часть речи выделенных слов,  подчеркните, как члены предложения.

Источники информации:

  1. Аркин, И.И. Уроки литературы в 5-6 классе. Практическая методика: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2005.
  2. Активные формы обучения/ авт.-сост.Л.И.Тареева и др.- Волгоград: Учитель, 2008.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ Верх- Майзасскася ООШ Кыштовского района Новосибирской области Презентация к интегрированному уроку русского языка и литературы по теме: « Повторяем имя прилагательное в гостях у Тютчева »

Слайд 2

Скатившись с горной высоты, Лежал на прахе дуб, перунами разбитый, А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый, О дружба! Это ты!

Слайд 3

«Повторяем имя прилагательное в гостях у Ф.И.Тютчева»

Слайд 4

1.Повторить изученное по теме «Имя прилагательное» в 5 классе; 2.Углубить понятие о роли имени прилагательного в речи; 3.Пробудить интерес к личности и творчеству Ф.И.Тютчева; 4.Помочь учащимся проникнуть в художественный мир поэта. 5.Воспитывать любовь к поэзии Цель урока:

Слайд 5

«Листья» Пусть сосны и ели Всю зиму торчат, В снега и метели Закутавшись, спят,- Их тощая зелень, Как иглы ежа, Хоть ввек не желтеет, Но ввек не свежа. Мы ж, легкое племя, Цветём и блестим И краткое время На сучьях гостим. Все красное лето Мы были в красе Играли с лучами, Купались в росе! Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь! О буйные ветры, Скорее, скорей! Скорей нас сорвите С докучных ветвей! Сорвите, умчите, Мы ждать не хотим, Летите, летите, Мы с вами летим!

Слайд 6

Фёдор Иванович Тютчев

Слайд 7

Два года тому назад, в тих.. осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стан, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки( я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!

Слайд 8

Сравни два текста Два года тому назад, в тих.. осенн .. ночь, стоял в темн .. переходе Колизея и смотрел на звездн .. небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стан, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие тесные рамки( я говорю о небольшом объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии! Два года тому назад, ночь, стоял в переходе Колизея и смотрел на небо. Звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в синеву, другие звёзды вступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные массами, глаза мои видели только часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю сборник стихотворений Тютчева. Можно ли в такие рамки( я говорю об объёме книги) вместить столько красоты, глубины, силы, одним словом, поэзии!

Слайд 9

Два года тому назад, в тих.. осенн.. ночь, стоял в темн.. переходе Колизея и смотрел на звездн.. небо.

Слайд 10

« Больше всего я люблю Россию и поэзию».

Слайд 11

Домашнее задание Полюбил богатый – бедную. Полюбил ученый – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную, Золотой – полушку медную. Определить часть речи выделенных слов, подчеркните, как члены предложения.

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Портрет Тютчева http://ru.wikipedia.org/wiki Шаблон презентации http://pechkazovas.ucoz.ru Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторим изученное в разделе « Имя прилагательное»

Повторение изученных орфограмм по теме "Имя прилагательное"...

Виртуальная экскурсия по литературным местам России. В гости к Ф.И.Тютчеву в село Овстуг.

Презентацию можно использовать на уроке литературы в 6 класссе при знакомстве творчеством поэта Ф.И Тютчева. Расширить знания о поэте, совершив виртуальнуальную экускурсию по литературным местам Росси...

Урок по теме "Художница Имя Прилагательное приглашает в гости"

Урок по теме "Художница Имя Прилагательное приглашает в гости" в 6 классе...

В помощь выпускнику. Повторим ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

В помощь выпускнику при повторении прилагательного...

Открытый урок по английскому языку во 2 классе «В гостях у Винни Пуха». Качественные прилагательные.

            Составить рассказ о себе  с использованием всех знакомых речевых...

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...