Мягкий знак на конце и в середине числительных
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (6А класс)

Тип урока: открытие нового знания

Цели: закреплять знания о простых и составных числительных;

познакомить с правилами употребления мягкого знака в числительных;

учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_myagkiy_znak_na_kontse_i_v_seredine_chislitelnyh.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Мягкий знак на конце и в середине числительных» (6А класс)

Тип урока: открытие нового знания

Цели: закреплять знания о простых и составных числительных; познакомить с правилами употребления мягкого знака в числительных; учить предупреждать и исправлять речевые ошибки.

Планируемые результаты: знание правила написания мягкого знака в числительных; умения применять изученное правило, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Связный рассказ о простых и составных числительных.

Упр. 399 —взаимопроверка; устранение возможных речевых ошибок.

  1. Подведение к теме урока.

Рассмотрим следующий текст. (Текст на партах).

Растёт дуб медленно, от земли в первые годы поднимается всего сантиметров на десять-пятнадцать. Зато быстро растёт вниз – корень его в первое же лето проникает вглубь на метр и сильно ветвится. Так продолжается лет десять. А потом дубок начинает тянуться вверх. Теперь он за лето вырастает сантиметров на тридцать. Через пятьсот лет станет высотой с дом в пятнадцать этажей. А корни его к тому времени уйдут метров на семьдесят – восемьдесят в глубину.

Подчеркните числительные в тексте, укажите, какие они порядковые или количественные, и простые, сложные или составные.

На какие группы еще можно разделить числительные из текста? (У которых Ь пишется в конце слова и в середине).

  1. Тема урока и целеполагание.

- Кто догадался, какова же тема нашего урока? (Ь в конце и середине числительных)

- Какие вопросы мы этому уроку зададим? (Как узнать, когда нужно писать Ь в середине числительных)

  1. Поиск ответа на вопрос (решение проблемы)

Выпишем числительные в две колонки.

Ь на конце числительных

Ь в середине числительных

десять

пятьсот

пятнадцать

семьдесят

тридцать

восемьдесят

Как мы можем доказать, что нам необходим Ь в середине слова? (Можем их просклонять).

Один ученик у доски, остальные в тетрадях выполняют работу.

Сделаем вывод.

Проверим наш вывод по учебнику (параграф 69).

Какую дополнительную информацию мы еще узнали в учебнике?

1) В числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать на конце пишется мягкий знак для обозначения мягкости конечной согласной.

2) В числительных, обозначающих круглые десятки от ПЯТИДЕСЯТИ ДО ВОСЬМИДЕСЯТИ и круглые сотни от ПЯТИСОТ ДО ДЕВЯТИСОТ, после первого корня пишется мягкий знак. Например: ПЯТЬДЕСЯТ, ПЯТЬСОТ.

3) В середине числительных ПЯТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЬ, СЕМНАДЦАТЬ, ВОСЕМНАДЦАТЬ И ДЕВЯТНАДЦАТЬ мягкий знак не пишется.

  1. Проверка знаний на практике.

Упражнение 401 — по очереди пишут на доске числа, доказывают наличие Ь в числительном, ставя его в падежную форму.

  1. Закрепление изученного материала

Закрепим изученное правило на примерах:

1. Запись предложений под диктовку с объяснением изучаемой орфограммы.

Отмена крепостного права в России была в тысяча восем..сот шест..десят первом году.

Наибольшая ширина нашей деревенской речушки составляет пят..десят девят.. метров, наименьшая – тридцат..

2. Упражнение 402 - самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Ответили ли мы на вопрос урока?

- Что показалось трудным?

- Что надо сделать, чтобы преодолеть эту трудность? (Выучить правила, выполнить упражнения)

- Давайте повторим, в каких случаях в числительных пишется мягкий знак?

Ответы учеников.

  1. Выставление оценок.
  2. Домашнее задание Урп. 403, п. 69

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме"Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества...

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Урок строится таким образом, чтобы привести в систему полученные ранее знания о написании  мягкого знака в середине и на конце слова и сформировать навык написания ь на конце и в середине числите...

урок русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Данныйпо  урок является вторым в изучении темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных". Материал представлен в виде схем, что способствует большему пониманию учащимися....

Урок русского языка в 6 классе "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

На уроке использованы современные образовательные технологии...

Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных"

Самостоятельное изучение темы "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 6 класс для дистанционного обучения...

Разработка урока "Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных".

Урок содержит много интересных заданий устного и письменного характера....

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Технологическая карта урока по русскому языку "Мягкий знак на конце и в середине числительных" 6 класс ...