Открытый урок "Имя числительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Торжу Чаяна Айдамировна

Имя числительное

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учитель: Торжу Ч.А.

Тема: Имя числительное как часть речи.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

1. учебные:

  • научить отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
  • познакомить с основными признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  • научить отличать порядковые и количественные числительные;

2.  развивающие:

  • развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию учения;
  • развивать  уважение и интерес к русскому языку, истории страны.

Метапредметные:

Развивать:  

  • УУД учащихся;
  • психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;
  • умение работать в паре, группе, индивидуально.

Предметные:

  • подвести  учащихся к «открытию» и  осознанному пониманию понятия  «числительное как части речи», «виды числительного»; «роль в жизни», «употребление в речи»;
  • формировать умение выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать и правильно употреблять в речи.

Оборудование: презентация

ХОД УРОКА

Этапы урока

Формирование УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Учебно-познавательная мотивация (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

- Здравствуйте, ребята. Все дружно посмотрели на экран. На экране веселый улыбающийся смайлик. Давайте и мы подарим друг другу улыбки и, получив заряд хорошего настроения, начнем работу. Сядьте сейчас те, кто готов хорошо работать на уроке, будет стараться выполнять задания и хочет получить хорошие оценки.

Работать вам предстоит, разделившись на группы, однако соревноваться группами вам не придется. Вы сможете помогать друг другу на уроке, коллективно решать поставленные задачи. За правильные ответы вы будете получать стикеры (с веселыми смайликами). По итогам урока и по количеству веселых смайликов вы получите оценки за работу.  

Мы начинаем.                                                                              Слайд 1

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Смыслообразование (Л)

Использование знаково-символических средств (П)

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Текст на слайде с «зашифрованными» словами.                      Слайд 2

На часах 9 часов 20 минут. Сегодня 29 января 2019 года, 2 день 5-й недели января. На уроке русского языка занимаются 11 учеников, из которых 6 девочек и 5 мальчиков.  А впереди у нас 40 минут плодотворной работы, за которую каждый из вас может получить пятерку.

- Прочитайте текст. Какие слова зашифрованы в тексте? В чем особенность этих слов? (связаны с числами)                                                

  1. Выявление места и причины затруднения.

Учебно-познавательный интерес (Л)

Сравнение, аналогия (П)

Использование знаково-символических средств (П)

- Если эти слова связаны с числами, можно ли их все заменить числами?

(Столетний, пятерки)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Самоопределение (Л)

Постановка познавательной цели (П)

Познавательная инициатива (Р)

Построение логической цепи рассуждений (П)

Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

- Что необходимо, чтобы отличать эти слова?

(узнать о числительном как части речи)

 - Озвучьте тему урока и задачи урока.                                  

Тема: Имя числительное как часть речи                              Слайд 3

Задачи:                                                                                       

  1. познакомиться с понятием «числительное»;
  2. узнать морфологические признаки числительного как части речи, синтаксическую роль в предложении;
  3.  уметь отличать числительное от других частей речи с числовым значением; различать количественные и порядковые числительные.

- Оформите запись в рабочих листах                                                    Слайд 4

  1. Реализация построенного проекта

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Познавательная инициатива (Р)

Поиск необходимой информации (П)

Установление причинно-следственных связей, доказательство (П)

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

  1. Для начала, ребята, давайте узнаем что же такое числительное, определение числительного. Для этого посмотрите на первую картину (кол-во предметов), на вторую (число), на третью (порядок предметов при счете).

Вывод: Имя числительное - часть речи, который обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.            Слайд 5

  1. Для того, чтобы узнать на какие вопросы отвечают числительные, рассмотрим следующие предложения.

В коробке осталось (сколько?) пять помидоров.

Он сел на (какой?) третий стул.                                   (запись на доске)

Вывод: Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?

                                                                                                      Слайд 6

  1. Исходя из вышесказанных вопросов числительные делятся на количественные (сколько?) и порядковые (какой? который?).         Слайд 7

Задание на слайде 8

- Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают восьмое место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!

- Разделите выделенные слова на 2 группы. Самостоятельно определите принцип, по которому вы классифицируете эти слова.   Слайд 9

- Кто догадался?  Назови 1 слово 1-й группы.

- Почему именно так ты произвел распределение?        

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ

ПОРЯДКОВЫЕ

СКОЛЬКО?

КАКОЙ?

  1. Десять
  1. Двадцать первое
  1. Двадцать
  1. Две тысячи семнадцатого
  1. Полтора
  1. Второй
  1. Четырнадцать
  1. Четвертой
  1. Сорок
  1. Седьмое

- Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле… Мы перечисляем предметы, кабинеты, года, присваивая им порядковые номера. При этом мы употребляем числительные, отвечающие на разные вопросы: СКОЛЬКО? – количественные числительные; КАКОЙ? - порядковые числительные.

  1. Чтобы узнать какими членами в предложении могут быть имена числительные давайте, ребята, сделаем синтаксический разбор следующих предложений.

Два мальчика подошли к школе.

Дважды два - четыре.

Мы живем на втором этаже.

Занятия начинаются в девять часов.

Ученики разделяли шесть на три.

Вывод: имена числительные могут быть разными членами предложения.

                                                                   Слайд 10

Проверим.                                                       Слайд 11, 12              Приложение 1

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Отвечает на вопросы

Сколько?

Какой? Который?

Обозначает

Количество предметов, число и порядок при счете

Разряды по значению

1. количественные

2. порядковые

Синтаксическая роль

Могут быть разными членами предложения

Изменяются по  

По падежам

  1. Первичное закрепление. Включение в систему знаний

Использование приемов решения задач (П)

Выведение следствий (П)

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

Планирование и реализация учебного сотрудничества (К)

Построение речевых высказываний (П)

Смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П)

Управление поведением партнера (К)

Использование знаково-символических средств (П)

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

- Ребята, наш сегодняшний урок  - мечта многих школьников. За 40 минут мы побываем на 4 уроках. Между уроками будут перемены, которые мы должны будем провести с пользой.                                                Слайд 13

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  Слайд 14

Выполните задания:

«Третий лишний» - работайте в группе, найдите лишнее слово в каждом ряду. Ответ обоснуйте.

  1. Один, одинокий, одиннадцать.
  2. Пятерка, пятый, пять.

ПРОВЕРКА (по одному учащемуся от группы)

«Исследование»- подберите к указанным числительным однокоренные слова.

                                                                               Слайд 15

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Два

двойка

двойной

удвоить

Три

тройка

тройной

утроить

ПРОВЕРКА (по одному учащемуся от группы)

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус  (мир)                                     Слайд 16

УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ             Слайд 17, 18

Выполните упражнения

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – пора нам продолжать.

ПЕРЕМЕНА

Прочитайте фразу                                                          Слайд 19

УРОК ГЕОГРАФИИ                     Слайд 20

Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе дикторов телевидения. 2017 год объявлен годом экологии в России. В течение года происходили события, о которых нужно сообщить телезрителям. Перед вами тексты. Вам необходимо прочитать их, по возможности без ошибок. На подготовку  1 минута.

Мне понадобятся эксперты, которые будут оценивать чтение, они же выберут лучшего диктора. Ознакомьтесь с текстами. Подготовьтесь слушать конкурсантов.

ТЕКСТ 1:                                                         Слайд 21

31 октября отмечается Международный день Черного моря. В 2017 году его справляют 22 раз. Известно, что средние показатели глубины Черного моря равняются 1240 метрам, а самая глубокая отметка составляет 2210 метров. В Черном море насчитывается 270 видов многоклеточных водорослей, около 600 видов водорослей в составе планктона, осуществляющего фотосинтез и более 2500 видов животных.

ТЕКСТ 2:

29 ноября – День образования Всемирного общества охраны природы. В этот день в 1948 году был основан Всемирный Союз Охраны Природы, который является крупнейшей международной природоохранной организацией. Союз объединяет в уникальное мировое партнерство 82 государства, 111 правительственных учреждений, более 800 неправительственных организаций и около 10 000 ученых и экспертов из 181 страны мира.

ВЫСТУПЛЕНИЯ ДИКТОРОВ (по одному учащемуся от группы)

ОЦЕНИВАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ (эксперты проверяют правильность чтения)

- Вопрос к «дикторам»: что вам показалось наиболее сложным? (правильное произношение числительных).

- Что нужно, чтобы произносить числительные без ошибок? (научиться их правильно склонять, употреблять в речи).

ПЕРЕМЕНА

Разгадайте ребус  (освещается)                     Слайд 22

УРОК МАТЕМАТИКИ          Слайд 23

- Пора нам обратиться к царице наук – математике. Я предлагаю вам решить задачи.

  1. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на три. (15)
  2. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел. (11)                                                           Слайд 24                      

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л)

Анализ, сравнение, классификация (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Познавательная инициатива (Р)

Осуществление самоконтроля по результату и способу действия (Р)

Достижение договоренности и согласование общего решения (К)

ТЕСТ                

- Сегодня на уроке мы начали знакомиться с новой частью речи – именем числительным. Далее, на последующих уроках вам предстоит узнать еще немало интересного и важного об этой части речи, о правописании числительных, о правильном употреблении их в речи. А сейчас я предлагаю вам выполнить тестовые задания, они помогут нам узнать, как вы усвоили материал урока.

                                                                         

К каждому вопросу есть 2 варианта ответа. Найдите правильный и запишите его.      (работа в тетрадках/взаимопроверка)

                                                                                             Слайд 25                         

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Внутренняя позиция школьника (Л)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

- Что вам особенно запомнилось из урока? Что показалось интересным? Что вызвало затруднения?                                                                  Слайд 26

Посчитайте количество полученных стикеров (с веселыми смайликами).

Выставление оценок     

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ                                                    Слайд 27

  1. Выучите стихотворение, пословицу, поговорку или скороговорку, куда входят числительные.
  2. Задание «Мама, бабушка, помоги!»:
  • Напишите кулинарный рецепт вашего любимого блюда. Объясните, почему необходимо использование числительных в данном тексте. При подготовке к работе вам помогут книги по кулинарии, советы мамы, бабушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.Задачи:Дать представление о разрядах числительных.Формировать умение находить чис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».

Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Методическая разработка открытого урока по теме "Имя числительное как часть речи".(Конспект,презентация,приложения к уроку)...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему«Имя числительное как часть речи»...