Открытый урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рощупкина Татьяна Григорьевна

Открытый урок русского языка "Повторение изученного по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" в 6 классе.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение   изученного  по разделу « Словообразование. Орфография. Культура речи»

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока:повторение и обобщение изученного материала по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Задачи:

1)обучающая: вспомнить и закрепить полученные знания по темам:

-«Основные способы образования слов в русском языке»,

 -«Гласные в корнях с чередованием»,

-«Гласные в приставках  ПРЕ- и ПРИ-«,

-«Соединительные гласные в сложных словах»,

-«Буквы Ы-И  после приставок»,

-«Морфемный и словообразовательный разбор слов»;

2) развивающая: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость; развивать речь учащихся.

 3) воспитывающая: воспитывать культуру речи; поддерживать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты (предметные):

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – лаг-лож, раст-ращ-рос, кас-кос, гар-гор, зар-зор-, букв Е-И в приставках пре- - при-, букв И-Ы после приставок; овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием, букв Е-И в приставках;

- овладение умением группировать изученные орфограммы;

-овладение умением производить морфемный и словообразовательный разбор.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные: проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении цели, понимать необходимость внимательного  отношения к природе, понимать значение изучения курса «Русский язык».

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, уметь оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, уметь осуществлять анализ  информации  с выделением главного.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою точку зрения, рассуждать и анализировать, оценивать себя и работу  одноклассников.

Личностные:

-смыслообразование,т.е.установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.

Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения.

Оборудование: 

  1. Учебник  «Русский язык.6 класс» (Просвещение, 2015г.)
  2. КИМ Русский язык .6 класс.Москва, 2017г.
  3. Компьютер, проектор, мультимедийная доска.
  4. Видео «Прогулка по осеннему лесу».
  5. Видео «Физкультминутка».
  6. Карточки с заданиями, сигнальные карточки.

                                                                                              Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) 

Цель этапа: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности  включения в учебную деятельность 

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво ,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Так начнем урок, друзья!

Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!

Откройте тетради, запишите число.

Приветствие гостей.

Записывают в тетради.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 Ребята, на календаре уже 28 ноября, а это значит, что заканчивается последний месяц осени. Чем вам запомнилась осень?

Хорошо. Давайте  вспомним осень  и совершим осеннюю прогулку. (Включаю видео)

Уходящая осень оставила  в  нашем классе  листочки, на которых что-то написано. Давайте посмотрим  вместе! (работа в группе)

-Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. (человек, в, слова,разбирается, грамотный,  структуре)

-Выполним синтаксический разбор предложения у доски.

Варианты ответов обучающихся

Просмотр видеоролика

Знакомятся с информацией на листочках.

Отвечают: 

Грамотный человек  разбирается в структуре слова

Один обучающийся выполняет синтаксический разбор у доски. По цели высказывания предложение -повествовательное, по интонации- невосклицательное,по структуре-простое,по наличию второстепенных членов-  распространённое.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Ориентация в системе знаний.

III.Самоопределение к деятельности.

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

-Ребята, а какой раздел русского языка изучает состав слова?

-С какими  разделами русского языка  связан раздел морфемика.

Морфемика. 

 Со  словообразованием

 С орфографией.

Регулятивные:

Установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

отвечать на вопросы учителя, выделять нужную информацию.

Коммуникативные:

учебное сотрудничество.

IV. Формулирование темы урока, целеполагание.

Ребята, эти разделы русского языка вам знакомы или нет?

Тогда сформулируем  тему  урока.

Тема нашего урока «Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

Запишем тему урока в тетрадь.

(вешаю на доску)

-Что  мы будем повторять  сегодня на уроке?

Проговорим вместе:

Знакомы

Варианты ответов.

Записывают тему урока в тетрадь.

-повторим основные понятия по теме « Словообразование», вспомним некоторые орфографические правила, морфемный и словообразовательный разборы.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

V. Повторение  и обобщение изученного материала.

Цель: повторить и систематизировать изученный материал.

-Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение и нам легко работалось, я  предлагаю вам совершить виртуальное путешествие  по станциям. И первая станция называется «Старт».

Конечно, без теоретических знаний нам  будет трудно путешествовать, поэтому давайте вспомним некоторые определения.  Напишем  терминологический диктант.

1 станция «Старт».

 

1).Терминологический диктант.

- это раздел науки о языке, в котором изучается, из каких частей состоит слово.

-это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.

-это изменяемая  часть слова, которая образует форму слова .

 

-это часть изменяемого слова без окончания.

-это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

-это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

-это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

- А теперь проверим. Какие термины написал …..?

-Молодцы!

-Мы успешно дошли до станции 2 «Словообразовательная»

Станция 2. «Словообразовательная»

1)Игра «Собери слово».

-Ребята, давайте поиграем в игру «Собери слово» , сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем.  Работаем в тетрадях. Кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт ответ.

От глагола понёс взять приставку

От глагола дарить -корень

От существительного кружок – суффикс

-Какое слово получилось?

- Ребята, вы любите получать подарки? А дарить? Вы не забыли поздравить своих мам с Днём матери? Когда этот праздник был в этом году?

От глагола побелел  взять корень ,

От прилагательного  маленький- суффикс

От прилагательного синий-окончание

Какое слово получилось?

От глагола пришёл взять приставку,

От глагола улетел взять корень,

От глагола бежит -окончание

Какое слово получилось?

Морфемный разбор слов.

-Ребята, запишем ещё 2 слова:

Стекло (сущ), стекло (глагол). Разберём по составу.

- Какой вывод сделаем?

А какой ещё вид разбора мы знаем?

- Какие  способы образования слов нам известны?

-Хорошо.Молодцы!

3)Словообразовательный разбор.

  А теперь определим,  как образованы следующие слова. Работаем у доски. Кто желает?

Развесёлый

Овражек

Бег

Лесовоз

Кресло-кровать

Молодец,…!

-А теперь поработаем с учебником.

4).Работа с учебником.Упр.237.

-Ребята, откройте учебники на странице 128, упражнение 237.

Прочитаем текст о том, как поёт жаворонок. Найдём 3-4 примера  формы одного и того же слова. Работаем самостоятельно.

-А теперь проверим.

Физкультминутка.

А теперь отдохнём.

Сегодня у нас в гостях герой из мультфильма «Смешарики»  Крош.

Теперь слушаем его и выполняем за ним движения.

5) Работа с  стихотворным текстом.

-Ребята,  в начале урока мы  сказали, что словообразование связано с орфографией. Внимание на экран !

 Перед вами стихотворный текст.

Прочитайте выразительно текст.

Живут слова единою семьёй

И от родных корней берут начало.

Растёт язык наш бесконечно молодой.

Так будет впредь, так исстари бывало.

Докажите, что это стихотворный  текст.

Как называется такая рифма?

-А ещё какие есть?

- В какой строчке выражена основная мысль?

 

Ребята, а вы заметили, что  в словах подчёркнуты буквы. Почему?

-Правильно!

И наша следующая станция «Орфографическая».

Станция 4 «Орфографическая».

-Вспомним. Что такое орфограмма?

Вспомним, правописание изученных орфограмм.

1.Чередующиеся гласные.

6)Орфографический диктант.

Запишите под диктовку, выделите орфограммы. Работа в тетради.

 Г..реть синим пламенем, утренняя з…ря, прик…саться к  стене, имя прил…гательное, богатая р…стительность.

Ребята, а что значит гореть синим пламенем?

Как мы называем такие устойчивые выражения?

-Какой орфограммой объединены эти слова?

7).Игра «Хлопок».

А сейчас я предлагаю вам повторить правописание приставок пре- и при-.

-Ребята, вы любите загадки?

Сейчас я буду вам загадывать загадки, в которых встретятся слова с приставками пре- и при-.Как только вы их услышите, хлопаете в ладоши. Ещё нужно отгадать загадку.

Итак, внимание!

1.На речку пошла за водою сестра

И вскоре приносит два полных ведра.

Ни капельки не было ей тяжело.

Скажи, что вёдра нести помогло? (Коромысло)

2.Букву «П» перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получили …

(букву «ц»).

3.У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Он имел предлинный нос

Что за сказка? — Вот вопрос. («Золотой ключик» Алексей Николаевич Толстой).

4.Не галстук он и не жабо,

   Но с ним тепло зато.

   Он помогает всем, всегда,

   Когда приходят холода.

(Шарф)

8). Работа с сигнальными карточками.

А теперь  вспомним правило о правописании букв ы-и после приставок.

Приготовим сигнальные карточки с буквами ы  и  и .

Я называю слово, вы поднимаете карточку с буквой, которую нужно писать после приставки.

Сверх..нтересный

Под..тожить

роз..грыш

меж..нститутский

небез..звестный

без..сходный

И вот мы прибыли на станцию «Финиш»

Я хочу узнать, с какими результатами мы финишировали.

Станция 4 «Финиш».

9). Самостоятельная работа (тест).

- А сейчас поработаем самостоятельно. Откройте КИМЫ на стр.24-25.Тест 8. Вариант 1выполняет…

Вариант 2выполняет…

Самопроверка (правильные ответы на экране).

-Кто ответил без ошибок?

-У кого 2 ошибки?

Выполняют  в тетрадях.

Морфемика

Словообразование

Окончание

Основа

Корень

Суффикс

Приставка

Отвечает.

Подарок.

Беленький.

Прилетит

Стекло, стекло.

-При разборе слова по составу  важно знать, к какой части речи оно относится.

Словообразовательный

Суффиксальный

Приставочный

Приставочно-суффиксальный

Бессуфиксный.

Сложение основ

Сложение слов

Сложение сокращенных основ

 Переход одной части речи в другую

 

Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

Овражек ← овраг. (суффиксальный)

 Бег← бегать (бессуффиксный)

Лесовоз ← лес, возить. (сложение основ)

Сложение слов.

Читают текст. Выполняют задание.

Серебряный- серебряным,

Бубенчик- бубенчиком.

Читают текст

Строки рифмуются (первая с третьей, вторая с четвёртой)

Перекрёстная.

Парная и кольцевая.

Растёт язык наш бесконечно молодой.

Это орфограммы.

 

Орфограмма- написание по орфографическому  правилу.

 

Гореть синим пламенем, утренняя заря , прикасаться к  стене, имя прилагательное, богатая растительность.

Попасть в чрезвычайно трудное положение.

Фразеологизмы.

-Чередующиеся гласные в корне слова.

Варианты ответов обучающихся.

Подытожить,

розыгрыш,небезызвестный,

безысходный.

Межинститутский,сверхинтересный.

Выполняют тест.

Проверяют.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 

Итог урока

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Ребята, как вы думаете, важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Составим синквейн по теме урока

Ключевое слово

Словообразование

А ещё синонимом слова «словообразование» является слово ДЕРИВАЦИЯ (вешаю на

доску).Запомните это слово.

Продолжите фразу: Продолжите фразу:

Я сегодня узнал…

Я сегодня повторил…

Варианты ответов обучающихся

Познавательные:

умение выделять главное, обосновывать свой ответ.

Домашнее задание

Запишите домашнее задание в  дневник: составить  словарный диктант на тему «Чередующиеся гласные в корне слова»

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: осознают поставленную задачу.

Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

-Ребята, за окном с нами прощается осень. Она оставила  нам  осенние листочки.

Покажите, какое у вас настроение от нашего урока?

Если прекрасное , поднимите желтый листочек, если немного грустно, поднимите коричневый. Если совсем грустно, поднимите красный.

 Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке и получили оценки…. Урок окончен.Спасибо за рабо

Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Светофор»

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение оценивать себя и окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...