Разработка базисного минимума по русскому языку для обучающихся 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Алексеева Людмила Анатольевна

В данной разработке представлены основные требования к обучающимя 6 класса по русскому языку для проверки их знаний, умений и навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №4»города Чебоксары

Обязательный минимум основных умений и навыков  

по русскому языку для учащихся 6 класса

                                                            Составила учитель русского языка

                                                     и литературы Алексеева Л.А.

Учащиеся 6 класса должны усвоить теоретический материал из следующих разделов языка:

  • лексика
  • фразеология
  • словообразование
  • морфология

Основные темы, которые содержатся в каждом из разделов:

  • лексика
  1. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова.
  2. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
  3. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
  4. Устаревшие слова. Неологизмы.
  • фразеология
  1. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.
  2. Основные признаки фразеологизмов
  3. Источники фразеологизмов.
  4. Фразеологические словари.
  • словообразование
  1. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов; аббревиация (сокращение слов и словосочетаний).
  2. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов.
  3. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-.
  4. Правописание гласных в приставках пре- и при-.
  5. Буквы ы и и после приставок на согласные.
  6. Правописание соединительных гласных о и е.
  • морфология
  • имя существительное
  1. Склонение существительных на –мя.
  2. Несклоняемые существительные.
  3. Текстообразующая роль существительных.
  4. Словообразование имён существительных
  5. Не с существительными.
  6. Правописание гласных в суффиксах –ек и –ик.
  7. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онок,-онк.
  8. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
  • имя прилагательное
  1. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

2    Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения.

3    Словообразование имён прилагательных.

4    Не с именами прилагательными.

5    Буква о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

6    Правописание гласных и согласных в суффиксах –ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах      прилагательных.

7    Различение на письме суффиксов –к- и –ск-.

8     Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

  • имя числительное
  1. Имя числительное как часть речи.

2    Синтаксическая роль имён числительных в предложении.

3    Количественные и порядковые числительные.

4     Простые и составные числительные.

5     Текстообразующая роль числительных.

6     Склонение количественных числительных.

7     Правописание гласных в падежных окончаниях.

8     Буква ь в середине и на конце числительных.

9     Слитное и раздельное написание числительных.

10   Склонение порядковых числительных.

11   Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

  • местоимение
  1. Местоимение как часть речи.
  2. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
  3. Разряды местоимений.
  4. Склонение местоимений.
  5. Текстообразующая роль местоимений.
  6. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
  7. Буква н  в личных местоимениях 3-го лица после предлогов.
  8. Образование неопределённых местоимений.
  9. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
  10. Не в неопределённых местоимениях.
  11. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
  • глагол
  1. Переходные и непереходные глаголы.
  2. Изъявительное, условное и повелительное наклонения.
  3. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении.
  4. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении.
  5. Разноспрягаемые глаголы.
  6. Безличные глаголы.
  7. Текстообразующая роль глаголов.
  8. Словообразование глаголов.
  9. Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева(ть) и –ыва(ть), -ива(ть).

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 6 класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
  •  определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам;
  • пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов;
  • согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени;
  • правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя;
  • правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода;
  • определять значения суффиксов имён существительных;
  • правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных;
  • употреблять в речи прилагательные в переносном значении;
  • употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
  • выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного;
  • употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения.
  • правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста;
  • производить словообразовательный разбор с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
  • находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки;
  • правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе;
  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
  • составлять сложный план;
  • подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
  • описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению;
  • уметь грамотно и чётко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме;
  • уметь  выразительно читать письменный текст.

Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку.
Оценка «3» ставится:

  1. за словарный диктант, в котором допущено 3-4 ошибки;
  2. за текстовый диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
  3. за тест, в котором правильно выполнено не менее половины заданий.

Перечень словарных слов, изучаемых в 6 классе.

А                                        Л                                           пригодиться                  трибуна

арматура                           лейтенант                             приготовить                  триста

атмосфера                                                                       придумать                      троллейбус

Б                                        М                                           прийти                            

багряный                          маляр                                     приказать                       Ф

бассейн                             миллиард                              приключение                 фасоль

бахрома                             миллион                               прилежный                      

бетон                                                                                пример                           Ц

биография                        О                                             примерять                     центнер

бирюзовый                      общественно                          примирять

богатырь                          полезный                                приобрести                       Ч

бордовый                         общественно-                         природа                             четыреста

В                                       политический                         присмотреться

великолепный                 обыкновенный                       приспособить                    Ш

велосипед                        одиннадцать                           присутствовать                  штукатур

ветеран                             орнамент                                притворить (дверь)

Г                                        П                                              причина                            Э

гараж                                паркет                                      приятный                         экземпляр

генерал                             педаль                                      профессия                        экономить

Д                                       перила                                     Р                                        экскаватор

двести                              подзаголовок                           ракета

девяносто                         подражать                               реформа                             Ю

З                                        поражение                              ровесник                            юный

заглавие                           поскользнуться                       румяный

зелёный                            пребывать (на работе)           С                                         Я

И                                       превратить                              салат                                  январский

изжелта-красный            предмет                                   салфетка

иллюстрация                   презирать                                свиной

искусный                         прекратить                              синий

искусство                         преобразовать                        солдат

иссиня-чёрный                преодолеть                              состязание

К                                       препятствие                            Т

карниз                              претворить (мечту в жизнь)   талант

квартира                           прибыть (на работу)               телеграмма

коллекция                        привет                                       терраса

командир                         привыкать                                 типография

конвейер                          пригласить                               торопиться

                                     

1.Словарный диктант.

Б..гряный, п(о,а)р..жать, б..рдовый, п..рила, т(е,и)(р,рр)а(с,сс)а, с..лдат, р..форма, п..ркет, пр..дмет, б..гатырь, пр..вр..тить, пр..ключение, в..лик..лепный,пр..пя(т.д)ствие, сост..зание, м..ринист, пор..жение, и(с,сс)ку(с,сс)тво, л..йт..нант, г..н..рал, с..лфетка,б..хр..ма, кв..ртира, тро(л,лл)ейбус.

2. Работа с текстом.

С утра было св.. тло и тихо. Ни..кое со.. нце бл..стел(а, о) (а, о)сл..пит..льно. Белый  х..лодный туман зат..плял реку. Белый дым та..л в  солнеч(ь)ных лучах над(крышами) из(б, п) и ух.. дил в б..рюзовое небо.

На(п..лянах), в солнеч(ь)ном блеск.., св..ркали п..утины и н..п(а, о)движно рдели светло-з..л..тые клёны. Ре..кий крик др..здо.. иногда н..рушал т..ш..ну. Листья, пр(е, и)гретые со..нцем, слабо к..леблясь, пад..ли на тёмные, сырые д..ро(ш, ж)ки. Сад пустел и д..чал; д..л..ко  в..ден  был в(нём)  полур(о, а)(с,з)крытый п..кинутый ш..лаш с..довн..ка.

Выполните задания:

1)  вставить пропущенные буквы;

2)  расставь знаки препинания;

3) фонетический разбор слов ельник, песня.

4) морфемный разбор слов разг..релся, окрес..ность, приморский

5) произвести словообразовательный разбор слов гвоздичный, пренеприятный, выход, пароходный

6) Составьте предложения по схемам

     1.           ,                 .                           3.             , но           .    

 

     2.           , и           .                        4             , когда             .

Выполнить тестовые задания.

1. Вставить пропущенные буквы. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку при-:

а) пр_мирить, пр_забавный, пр_увеличить;

б) пр_сесть, пр_винтить, пр_спокойный;

в) пр_брежный, пр_ползти, пр_скакать.

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) Р_стов, подр_сли, сл_гать;

б) выр_сти, предпол_гать, ог_рок;

в) р_сточек, заг_реть, к_снуться;

г) выр_щенный, р_стовщичество, изл_гать.

3.Найди слова, образованные бессуффиксным способом:

а) нарукавник;                            г) надпись;

б) испытать;                                д) пристроить;

в) зелень;                                     е) переспросить.

4. Укажи сложносокращённые слова:

а) пароход;               г) волнорез;

б) ледокол;               д) глазомер;

в) гороно;                 е) МТС.

5. Выбери ряд, в котором все существительные пишутся с не слитно:

а) (не) удача; (не) примиримость; ( не) радость, а горе;

б) (не) доброта, а грубость; (не) приятель; (не) взгоды;

в) (не)приятность; (не)здоровье; (не) годование.

6. Вставь пропущенные буквы. Укажи «третий лишний»:

а) перебеж_ик, спор_ик, налад_ик;

б) руб_ик, камен_ик, автоответ_ик;

в) донос_ик, обход_ик,паром_ик,

7. Укажи ряд, в котором все слова имеют суффикс –ик:

а) петушоч_к, молоточ_к, стол_к, носоч_к;

б) винт_к, зонт_к, дружоч_к, бант_к;

в) кирпич_к, карандаш_к, ларч_к, нос_к.

8. Отметь ряд, в котором во всех словах пишется о:

а) мяч_м, ш_в, береж_т, еж_нок;

б) плеч_м, ж_сткий, щ_лка, обж_ра;

в) больш_го, свеч_й, друж_к, девч_нка;

г)свеж_го, медвеж_нок, ч_рствый, пряж_й.

9.. Не пишется слитно с прилагательными:

а) (не) красивый поступок;

б) ничуть (не) интересно;

в) вовсе (не) опасное предлжение;

г) (не) ряшливый ученик;

д) (не) учтивый человек;

е) (не) опрятный ,а грязный;

ж) (не) ожиданное происшествие;

з) (не) мягкий, а жёсткий диван;

и) река (не) широка;

к) (не) дорогой, но удобный портфель.

10. Укажи прилагательные, пишущиеся с н:

а) ю__ый чемпион;

б) румя__ый малыш;

в) кухо__ый гарнитур;

г) своевреме__ое напоминание;

д) сви__ое сало;

е) берестя__ая грамота;

ж) тыкве__ый сок;

з) костя__ые украшения;

и) безветре__ая погода;

к) ветря__ая оспа.

11. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

а) бумажная душа, восточный регион, волчье логово;

б) золотой браслет, золотая осень, утиная лапка;

в) хрупкая чашка, низкий рост, осенний день.

12.Укажи прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) казахский;

б) узкий;

в) адмиралтейский;

г) зверский;

д) вязский;

е) энгельский;

ж) московский;

з) одесский;

и) исследовательский;

к) президенткий.

13. Отметь ряд, в котором все сложные прилагательные пишутся слитно:  

а) ярко(жёлтый), бело(ствольный), научно(технический);

б) четырёх(этажный), шахматно(шашечный), польско(русский);

в) сельско(хозяйственный), трёхъ(ярусный), лево(бережный),

14. Вставь, где необходимо ь:

а) одиннадцат_;                         д) шест_десят_;    

б) девят_сот;                               е) восем_десят_:

в)пят_надцать;                           ж) сем_сот;

г) четыр_мя;                               з) девят_надцать.

15. Найди соответствия.

а) семеро                                  составное, колич., целое

б) двадцати двух                              простое, колич., собират.

в) две пятых                                      простое, колич., целое

г) восемнадцать                                 составное, колич., дробное.

16. Укажи числительные, в которых допущены ошибки:

а) о семидесяти двух томах;

б) с восемьюдесятью тремя страницами;

в) прочитал двадцать пятую страницу;

г) о девяносто километрах автопробега;

д) пятидесятью двумя литрами;

е) к двумстах участкам.  

17. Укажи местоимения, пишущиеся раздельно:

а) (ни)(у) кого;

б) (не) кем;

в) (ни) кто;

г) (ни)(о) ком;

д)(не)(к) кому;

е)что(нибудь).

18. Вставь буквы е или е.

а) н_сколько не стеснялся;

б) н_ на кого не обижался;

в) н_ в чем выйти;

г) н_ на кого рассчитывать;

д) н_кто не узнал;

е) н_кого  обвинять;

ж) н_кого не боялся;

з) н_ у кого не спрашивал;

и) н_ от кого не скрывал;

к) н_ с кем поговорить.

19. Укажи слова с ошибкой:

а) носятся по берегу;

б) борятся с засухой;

в) вертится колесо;

г) держутся за поручни;

д) дремлит на солнце;

е) закрываете ставни;

ж) шепчутся  друг с другом;

з) настроится на новую волну.

20. Вставь пропущенные буквы в суффиксах глаголов. Отметь «третий лишний»:

а) испыт_вать, рассчит_вать, преобраз_вать;

б) устра_вали, ноч_вали, потч_вали;

в) огрнич_вались, прсвеч_вались, танц_вали.

                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка. Конспекты уроков русского языка для 10 класса по теме: "Неопределённо-личные предложения". Для глухих обучающихся.

Конспекты уроков, раздаточные материалы, проверочная работа, таблички и презентации РР по теме: "Неопределённо-личные предложения".Серия уроков расчитана на 4 урока + 1 урок контроля знаний....

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...