Комплексный анализ художественного текста
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Неснова Тамара Александровна

Дан пример комплексного анализа художественного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный анализ художественного текста

К. Г. Паустовский

Подарок  

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью.

В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека. Но береза в комнате, казалось, все молодела. Мы не замечали у нее никаких признаков увядания.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

Ветра не было, но в саду все падали и падали листья.

Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты: в них было тепло, сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.

Стиль – художественный

Тип речи – повествование с элементами описания

Лексический уровень

Единство текста обеспечивают следующие тематические группы слов:

  1. Тема осени:  поселилась осень, горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград, желтые пряди, признаки увядания, падали листья, пожелтели до самых верхушек, частым и печальным дождем, несколько лимонных листьев, осыпавшихся в холодных лесах, сырых по осени, первая седина. первый мороз.
  2. Время: осень, ночью, первый заморозок, теплые  летние ночи, голубела заря,  в бледном свете зари, через день, помолодела, признаки увядания, первая седина, первый мороз.

Темы осени и времени естественным образом связаны друг с другом, так как осень – это одно из времен года. Однако в тексте тема осени разрастается и обретает особое, самостоятельное значение. О близости  и параллелизме тем говорят пересекающиеся лексические единицы: первая седина – желтые пряди – первый мороз.

  1. Пространство: в комнате у окна,  в саду, за окнами, крыши, (имплицитно)  в небесах  – звезды сверкали.

Внутреннее пространство комнат дома  противопоставлено внешнему пространству сада. Оба пространства как бы восходят к некоему высшему, священному пространству (небо и звезды), где устанавливаются верховные законы, правящие жизнью человека и природы.

  1. Цвет: лексику, связанную с передачей цвета можно условно разделить на 3 группы.

Желтый цвет  и зеленый

Красный цвет

Голубой цвет

листья оставались зелеными и живыми

желтые пряди

пожелтели

несколько лимонных листьев

горели

темным пурпуром

порозовел

голубела заря

в бледном свете зари

звезды сверкали

  1. Звуки: листья шумели, хлопал дверью, захрустел под ногами, от протяжного и приятного звука,  пастуший рожок пел.
  2. Ощущение: в светлой и теплой комнате, было тепло, сонно, в холодных лесах, на сырых полянах.

Примыкает к теме антитезы двух пространств и продолжает её. Тепло и уют, сонное,  размягченное состояние внутреннего пространства обитания человека противопоставляется холоду и сырости осенней природы.

       7.  Чувства: повеселела, в сердцах, обрадовались. 

В приведенном фрагменте использованы следующие тропы и стилистические фигуры:

 Олицетворения:  ветки березы поднялись, вся она повеселела, листья у нее уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью, в саду поселилась осень, береза все молодела, (мороз)  надышал холодом на стекла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами, одни только звезды как будто обрадовались, печальным дождем.

Олицетворение играет в тексте важную роль, это средство художественной выразительности  являются смыслообразующим, так как подчеркивает живую душу природы, единую сущность природы и человека.

Сравнения:  желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека, листья осыпались с них частым и печальным дождем.

Первое сравнение выявляет параллелизм жизни природы и человека. Второе создает  печальное осеннее настроение.

Антитезы: на березах в саду появились желтые пряди –  береза в комнате, казалось, все молодела, у нее никаких признаков увядания; теплая комната – холодные леса, рощи; листья берёзы оставались зелеными и живыми – ссыхался

 дикий виноград на беседке.

Все художественные средства: и олицетворения, и сравнения, и антитезы –  «работают» на  создание образов, помогающих понять основную мысль текста: о единстве всего живого на земле, о законах жизни, которые невозможно изменить или преодолеть, о мудрости природы.

Морфологический уровень

Поскольку перед нами повествование с элементами описания, то доминирующими частями речи в тексте являются глаголы, качественные прилагательные и существительные. Основная часть глаголов – это глаголы прошедшего времени совершенного вида, чья функция состоит в изображении последовательности законченных действий.

Повтор глагола несовершенного вида падали и падали призван выразить длительность действия.

Качественные прилагательные, выступающие в роли эпитетов, создают  яркие, запоминающиеся образы и осеннее настроение текста.

Синтаксический уровень

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения помогают передать повествовательную интонацию и создать сложный образ мира, в котором жизнь человека тесно переплетается с жизнью природы. Бессоюзные предложения создают цельное, динамичное описание: горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке, которое утверждает нас в мысли неизбежности воплощения основного закона жизни.

Безличные предложения, передавая состояние природы (ветра не было) и человека (было тепло сонно), являются художественным средством изображения единства мира человека и природы и на синтаксическом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Комплексный анализ художественного текста в 5 классе. Н.Сладков "Золотой дождь"

Комплексный анализ текста помогает развить творческие способности у учащихся, прививает огромную любовь к русскому языку....

Комплексный анализ художественного текста.

Тема: комплексный анализ художественного текста. Цели: содействовать воспитанию у детей «чуткости к чистоте русской речи и её благозвучию; к меткому и изящному выражению правдивой мысли» на лучших обр...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методические рекомендации к комплексному анализу художественного текста на олимпиаде по литературе

Из опыта работы предлагаю рекомендации к комплексному анализу тескта на олимпиаде по литературе...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Комплексный анализ художественного текста на уроке русского языка (на материале стихотворения А.С. Пушкина «Завидую тебе, питомец моря смелый…»)

Комплексный анализ текста предполагает рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации. Текст помог...