Урок русского языка с использованием технологии "Формирующее оценивание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Максименко Лариса Михайловна

Урок русского языка с использованием технологии "Формирующее оценивание" по теме "Буквы З-С на конце приставок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc497 КБ

Предварительный просмотр:

Тема :   Буквы з-с на конце приставок

  • Цели: познакомить обучающихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
  • формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;

 Планируемые результаты:

Личностные:  формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определять тему урока,  цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.


Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.

Ход урока

I. Организационный  этап.

- Добрый день. Рада приветствовать вас сегодня, 28 января, в нашем классе, на нашем уроке. (Показываю на доске). Запишите в тетрадь.

ТБ

 Не загромождать проходы сумками и портфелями.

Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.

Нельзя без разрешения учителя передвигаться по кабинету.


Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова, прочитайте их

(сначала про себя, затем вслух выразительно)

Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!

Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен. Я буду усердно трудиться на уроке”.

Желаю вам успеха.

А оценивать нашу деятельность мы будем, используя цветные символы: зелёный - с заданием справился успешно, синий – с заданием справился частично, красный – требуется помощь.

Лист достижений

Зелёный - с заданием справился успешно,

синий – с заданием справился частично,

красный – требуется помощь.

Фамилия, имя

Орфографический диктант

Картинки по запросу круг фигура фото

Исследовательская работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Самостоятельная работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Работа с текстом

Картинки по запросу круг фигура фото

Итог урока

Картинки по запросу круг фигура фото

II  Проверка домашнего задания:

1.   Сначала мы  проведём небольшую разминку.

  1. Над каким разделом лингвистики мы работаем? (морфемикой)
  2. Что такое морфемика? (морфемы, значимые части слова)
  3. Какие морфемы вам  известны? (приставки, корни, суффиксы, окончания).
  4. Что такое корень?
  5. Что такое приставка?
  6. С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке?  (приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения). Назовите их.

2. Работу начнем с орфографического диктанта.

Предлагаю вам представить себя в роли учителя, продиктовав по одному слову с неизменяемой приставкой, а весь класс будет записывать.

ПРОВЕРКА через ДОКУМЕНТ-КАМЕРУ.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?

2-й шаг. Удалось получить результат?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Определи свой уровень успешности и поставьте себе оценку. 

(Оценки выставляются в лист достижений).

I этап – количество зелёных и синих – НА ДОСКЕ.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

-   Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока. Раз вы у меня такие умные, даю более трудное задание.

Попрошу вас вставить нужные буквы красным фломастером. (ИД)

Бе...покойный

Бе...вестный

Ра...толковать

ра...водить

чре...мерный

чере...чур

- Что у вас получилось? (Показать). Было ли вам трудно? А что вызвало затруднение?

А что это за слова? Хотите узнать? 1. Что хотите узнать? 2. А зачем вам нужно знать правописание приставок, зачем вообще изучать орфографические и пунктуационные правила? (Грамотность, подготовка к ВПР)

СФОРМУЛИРУЕМ тему нашего урока. Записать на доске.

«Буквы з и с на конце приставок»

Послушайте сказку.  

В некотором царстве, орфографическом государстве,

Жили-были согласные, звонкие и глухие.

Дружно жили, не тужили. Но однажды …    

Заспорили звонкий З и глухой С…

Кто главней?

Кому стоять на конце приставок?

З кричал, что звучит сильнее,

С убеждал, что без него тоже не обойтись.

Дело чуть не дошло до драки…

А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,

 Которые всё на свете знали и даже писали правила

Для жителей государства.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Ребята, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит  разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.

Тема исследования совпадает с темой урока. (Показать)

- Определите объект исследования. Еще раз назовите объект исследования. (Слова с приставками)

- Предмет исследования?   (Буквы  з-с на конце приставок)

Приступаем?

1. Запишите слова в два столбика. Сравните, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.

 (В I – приставки оканчиваются на З, а во втором – на С.)

безграничный                   бескрайний

разбросать                         распустить

известить                           испортить                

вздыхать                            вспомнить

- Какой вывод можно сделать?

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

                     

- Давайте теперь составим алгоритм, который поможет нам в работе над этим правилом. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

1. Выделить в словах приставки.

2. Определить, какой согласный стоит после приставки,  и подчеркнуть его двумя чертами.

3. Определить согласный на конце приставки и подчеркнуть его одной чертой.

- Давайте сверим наши выводы с правилом, которое предлагают нам авторы учебника  (материал стр. 30). Упр.437 (устно)

Обратимся к самым первым словам. Распечатаны НА ДОСКЕ.

II  этап НА ДОСКЕ.

V. Физкультминутка

VI. Этап первичной проверки понимания изученного.

- Итак, что мы уже узнали о правописании З и С на конце приставок?

Сбежать (Прикрепить на доску)

Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?

- В чём коварство приставки С? (Это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь

  Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.) УЧЕБНИК НА СТР 31.

 2.  Самостоятельная работа. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

  1. ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;
  2. бе..примерный,  .. беречь,  ..дание;
  3. ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный.

Взаимопроверка.

1.  1

2.  3

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?

2-й шаг. Удалось получить результат?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Определи свой уровень успешности и поставьте себе оценку. 

III  этап НА ДОСКЕ. Вы сегодня настоящие МУДРЕЦЫ!

 (ВПР стр.143, последний абзац).

- Что мы делаем в первом задании? Работа у доски и в тетради.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании?

Какие правила мы повторили?

3. Разноуровневые задания

«Низкий уровень сложности»

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и обозначьте изучаемую орфограмму.

Образец: без плана – бесплановый.

Без заботы – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

«Высокий уровень сложности»

Используя схему, составить слова, записать и обозначить изучаемую орфограмму.

VII. Этап подведения итогов урока

- Над какой орфограммой  мы  работали сегодня на уроке?

- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?

 

IX. Этап рефлексии

Обратитесь к листку достижений.

Зелёный - с заданием справился успешно,

синий – с заданием справился частично,

красный – требуется помощь.

Благодаря чему мы смогли добиться  хороших результатов?

Давайте снова обратимся к  девизу нашего урока

Лист достижений

Зелёный - с заданием справился успешно,

синий – с заданием справился частично,

красный – требуется помощь.

Фамилия, имя

Орфографический диктант

Картинки по запросу круг фигура фото

Исследовательская работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Самостоятельная работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Работа с текстом

Картинки по запросу круг фигура фото

Итог урока

Картинки по запросу круг фигура фото

Лист достижений

Зелёный - с заданием справился успешно,

синий – с заданием справился частично,

красный – требуется помощь.

Фамилия, имя

Орфографический диктант

Картинки по запросу круг фигура фото

Исследовательская работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Самостоятельная работа

Картинки по запросу круг фигура фото

Работа с текстом

Картинки по запросу круг фигура фото

Итог урока

Картинки по запросу круг фигура фото


Бе...покойный

Бе...вестный

Ра...толковать

ра...водить

чре...мерный

чере...чур


З

С


Сбежать

Сделать


Самостоятельная работа. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;

2) бе..примерный,  .. беречь,  ..дание;

3) ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный.

Самостоятельная работа. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;

2) бе..примерный,  .. беречь,  ..дание;

3) ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный.

Самостоятельная работа. Тестовые задания.

I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется

буква З.

1) ра..жевать,  ра..бушеваться,  бе..донный;

2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать;

3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить.

II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.

1) ра..сечь,  ра..цвёл, во..стать,  ..доровье;

2) бе..примерный,  .. беречь,  ..дание;

3) ..бегать,  ра..щепить,  бе..просветный.

«Низкий уровень сложности»

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и обозначьте изучаемую орфограмму.

Образец: без плана – бесплановый.

Без заботы – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

«Низкий уровень сложности»

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и обозначьте изучаемую орфограмму.

Образец: без плана – бесплановый.

Без заботы – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

«Низкий уровень сложности»

От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и обозначьте изучаемую орфограмму.

Образец: без плана – бесплановый.

Без заботы – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …

«Высокий уровень сложности»

Используя схему, составить слова, записать и обозначить изучаемую орфограмму.

«Высокий уровень сложности»

Используя схему, составить слова, записать и обозначить изучаемую орфограмму.

«Высокий уровень сложности»

Используя схему, составить слова, записать и обозначить изучаемую орфограмму.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Урок русского языка с использованием ЭОР

Урок разработан в соответствии с правилами использования ЭОР.Цель урока -дать представление о полной и краткой форме  прилагательного, о грамматических особенностях кратких    прилагате...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )

обобщить и систематизировать  знания по разделу «Имя существительное»;- развить  речь у  учащихся (письменную  и устную);- воспитать интерес  к русскому языку...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...