из опыта работы Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс)

Прилепина Ирина Александровна

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.

Цель заседания: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации, всероссийской проверочной работе.

Задачи: определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Однажды буддийский монах пришел к Великому Мастеру и спросил:

- Где искать ключ к познанию тайн мира?

На что тот ответил:

- Ясным солнечным днём загляни в воды чистого горного озера, и ты увидишь, где его нужно искать.

Ответ понятен: человек должен заглянуть в себя, поставить перед собой определённую цель и идти к ней, накапливая знания и жизненный опыт.

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа. 

Цель заседания: описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к итоговой аттестации, всероссийской проверочной работе.

Задачи: определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.

Работу по подготовке к ОГЭ начинаю с пятого класса. В своей деятельности особое внимание уделяю формированию орфографических , пунктуационных  навыков. У учащихся, начиная с 5 класса, заведены тетради-справочники, где дети записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицах, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Весь материал, содержащийся в справочнике, регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке.

В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.  Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?

1. «Взаимопроверка усвоения правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры). Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.

 2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.

3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль и т.д

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. 

Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами. Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы)( в качестве домашнего задания –найти нужную орфограмму в произведении, выписать СПП,ССП,БСП- объяснить пунктограммы).

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ОГЭ.

Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.

Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков. Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.

Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки предлагаю сильным учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных слабыми учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. Ребята получают на дом тесты, заранее сгенерированных мной. В тесте от 30 до 50 заданий (в зависимости от громоздкости задания) на данное изученное правило.

 Есть и определённые минусы: 1. Может не быть доступа в Интернет 2. Не у всех есть компьютеры и выход в Интернет 3. Тест может за ученика выполнить кто-то другой, что невозможно проверить. Как я "обхожу" эти "подводные камни"? Если ученик перед уроком сказал, что он не выполнил тест, так как не работал его провайдер, то я не ставлю отрицательный балл, а прошу в ближайшее время выполнить задание. Также советую начинать выполнять задание сразу в тот же день, когда оно было задано. В запасе у ученика есть 1-3 дня, чтобы выполнить его. С третьей же проблемой бороться невозможно. Мы можем только надеяться, что наши обучающиеся уже достаточно понимают необходимость постепенно и целенаправленно готовиться к экзаменам. Здесь всё зависит от их сознательности.

Для дифференцированного обучения используется специально подобранный раздаточный материал, который проектируется на экран. Выполнив задания, учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания; задания же, с которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина затруднения.

Также важен и момент рефлексии. Здесь она не чисто номинальная, формальная, как мы часто видим, не просто "Нарисуй своё настроение", "Выстави себе оценку", а конкретная: "Что я не знаю?" "Где мои слабые места?" "Что надо сделать, чтобы скорректировать ответ?" В ходе такой планомерной, неспешной, поступательной работы происходит незаметная подготовка к экзаменам.

 Итак, какие же технологии я применяю в своей работе?

 Во-первых, развивающее обучение. Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ-технологий. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту.  Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы  и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»

Удачи нам всем и нашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему " Методы и приёмы работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА....

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках русского языка как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Роль ситуации успеха в социализации детей. Приемы, позволяющие создать ситуацию успеха на уроках русского языка....

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Обобщение опыта по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

Мастер-класс "Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку".

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.Задачи:• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, мето...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Методы и приемы визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы.

Актуальность темы исследования определяется применением на практике визуальных форм усвоения учебной информации, которые позволяют изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщен...

Методы и приемы активизации устной речи на уроках русского языка у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Развитие устной и письменной речи занимает значительное место. Почти треть уроков по русскому языку отводится на уроки развития речи. Это объясняется  более или менее выраженными отклонениями в р...