Технологическая карта урока "Простые и составные предлоги" 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Панова Дарья Сергеевна

Открытый урок русского языка в 7 классе в рамках методической недели. Урок составлен по учебнику под ред. Баранова и Т. А. Ладыженской.

Раздаточный материал для открытого урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель

Панова Дарья Сергеевна

Предмет  

Русский язык

Класс

7 класс

Тема урока

Простые и составные предлоги

Дата  проведения  урока

 20.03.2019

Тип урока

 Комбинированный урок

Время

45  минут

Оборудование

Доска, мел, учебник, раздаточный материал,

Цели урока:

 Дать представление о простых и составных предлогах,; проверить знание учащихся по теме «Предлог»; продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Деятельностная

Формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Личностные

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания».

Метапредметные

1.Развитие познавательных УУД:

выделять и формулировать  познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, создавать алгоритм деятельности.

2.Совершенствование коммуникативных УУД:  

формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать  речевые  средства для решения различных коммуникативных задач.

3.Совершенствование регулятивных УУД:  

планировать решение учебной задачи, осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный  и полученный  результат, оценивать продукт своей деятельности.

Предметные

1.  Формировать умения разграничивать  простые и составные предлоги,  правильно писать составные предлоги, развивать навыки орфографической зоркости .

2.  Совершенствовать речевую компетентность, расширять лексический запас учащихся.

Формы и  методы,  технологии обучения  

Наблюдение над языком; проблемный метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Основные понятия  и  термины

Предлоги простые и составные.

Планируемые результаты:

Личностные

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные

Учащиеся смогут совершенствовать универсальные учебные действия:

1) способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

2) выделять существенную информацию;

3) устанавливать причинно-следственные связи;

4) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

5) использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

6) принимать и сохранять учебную задачу;

7) адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Предметные

Знать, какие предлоги являются простыми, а какие – составными; какие предлоги чаще употребляются в речи; уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами

Программно-методическое и материально-техническое обеспечение

Русский язык. 7 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2016г.

Структура урока

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

2. Лингвистическая разминка

3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Целеполагание и построение и построение выхода из затруднения

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Домашнее задание

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Приветствие учеников. «Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня наш урок будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные,  у вас все получится. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, у вас на партах лежат цифры, отложите их пока в сторону, далее я расскажу, зачем они вам нужны (На партах номера вариантов)

 Предлагает прочитать высказывание, записанное на доске, лингвиста В.А. Богородицкого: «Предлоги – это слова «словечки отношений».

- Как вы понимаете это выражение?

- Как вы считаете, какую часть речи мы будем изучать на уроке?

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопрос

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

2.Лингвистическая разминка

Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

- Ты любишь пирожки с яблоко? (с яблоком)

- Сходи в магазин по молоко. (за молоком)

- Спрятался в углом.               (за углом)

- читал за полуночи               (до полуночи)

-вернулся с утру                       (к утру)

Учитель: а сейчас мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии. (при)
  2. Антоним предлога вдоль. (поперек)
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на. (вопреки)
  4. Антоним предлога впереди. (позади)
  5. Синоним предлога через. (сквозь)
  6. Синоним предлога кругом. (вокруг)

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в устном ответе

Личностные: осознают свои возможности в обучении.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

 3. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4. Целеполагание и построение и построение выхода из затруднения

 

 

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Предлагает задания, которые выявляют уровень знаний по изученному материалу.

1. Работа с доской

- На доске вы видите  предложения, в которых отражены данные о предлоге.

 - Дополните  предложения недостающей информацией.

- Я знаю следующие служебные части речи…. (предлог, союз, частица)

- Предлог – это….. , которая…………….в словосочетании и ………….(служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении)

- Производные предлоги – это предлоги, которые….. (это предлоги, которые образовались из других частей речи)

- непроизводные предлоги- это предлоги, которые …… (это предлоги, не образованные от самостоятельных частей речи)

2. Изучение нового материала.

На доске даны 4 иллюстрации к произведению Н. Телешова «Крупеничка».

Ребята, посмотрите на те цифры, которые лежат у вас на партах. Это ваши варианты. Вы будете составлять предложения к иллюстрации с таким же номером.

Обучающимся дается задание: необходимо посмотреть на иллюстрации и составить по 4-5 предложений с предлогами, записанными на доске:

(к-, в-, на-, у-, по-, из-за, из-под) – простые

(вдоль по, не доходя до, несмотря на, по мере, по случаю, в целях)

Ребята, давайте проверим, какие предложения вам удалось составить.

Какие предлоги были употреблены в ваших предложениях? Сейчас мы выпишем их на доске.

Обратите внимание, видите ли вы различия в написании данных предлогов?

Верно. Предлоги могут состоять из одного и из нескольких слов. Откроем стр. 141 учебника, прочитаем правило. Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а предлоги, состоящие из нескольких слов, называются составными. Запишем определение в тетрадь.

 Физкультминутка

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

Только уставать начнём,

Сразу пальцы разожмём,

Мы пошире их раздвинем,

Посильнее напряжём.

(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можно

Крепко-накрепко сожмём.

(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)

- Ребята, я предлагаю вам, пользуясь материалом учебника, выполнить упражнение 344.

 Задание 1 Необходимо заполнить таблицу предлогами из материалов упражнения.

Задание 2. Какие предлогов (простых или составных) больше? Какие предлоги чаще употребляются в научной и деловой речи? Почему?

Дополняют  предложения, повторяют правила, приводят примеры.

Пишут на доске правильные определения лингвистических терминов.

Записывают в тетрадях получившиеся предложения.

Читают получившиеся предложения.

Перечисляют предлоги, один ученик записывает предлоги на доске.

Отвечают на вопрос учителя. Замечают, что есть предлоги, которые состоят из одного и из двух слов.

Усваивают новый материал, записывают его в тетрадь

Выполняют физические упражнения

Принимают участие в работе, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: общеучебные – структурирование знаний; логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: строят  речевые высказывания.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в учебнике.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята, сейчас вы получите карточки с заданием, которое необходимо будет сделать в тетради. Затем, мы поменяемся тетрадями и проверим работы.

(Учитель раздает карточки с упражнениями, объясняет данные задания)

Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Проверяют тетрадь партнера, оценивают работу одноклассника.

Личностные: имеют желание приобрести новые знания и оценить работу товарища.

Познавательные: приобретают умения использовать новые и ранее полученные знания.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу одноклассника

7. Домашнее задание.

Предлагает на выбор  разноуровневое домашее задание

 1) Параграф  55 (всем).

2) Упр.  345  или 

Составить тест по теме «Предлог»  для одноклассников.

(на выбор).

Учащиеся выбирают задание для домашней работы.

Регулятивные:   осознание качества и уровня усвоения.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Какие  ключевые слова звучали на уроке?

 Сформулируйте  тему урока.

Какие задачи  поставили на уроке?

- Удалось решить  эти задачи ?

Выберите любое начало фразы и продолжите ее.

Я узнал сегодня на уроке…

Интересным показалось…

Полезным было…

Мне трудно было…

Я понял…

Я справился с заданиями…

Я выполнил…

Учитель: «Спасибо за урок, ребята. Сегодня тема была сложная, но вы успешно освоили ее».

Выставление оценок за урок.

Записывают ключевые слова  и формулируют тему урока.

Соотносят  задачи и  результаты и  степень их соответствия.

Выбирают фразу и заканчивают её, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: смыслообразование .

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.



Предварительный просмотр:

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

По истечени... срока, возле библиотек…, поверх блузки, был в планетари…, по причине отсутствия, пошел навстречу другу, в связи с не(погодой), переплыл через реч…нку, шёл мимо рощ…, сидел на ел…, плыли (надо)мной, в продолжение года.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

Ошибся по невн…мательности, ждать в течение дня, г…ворили про тебя, по прибытии в(город), шёл мимо рощи, принёс для(Маши), нах…дился в здани…, ок…зался посреди поляны, ушёл после тебя, благод…ря поддержк…, по причине задержки в пути, по поводу дня рождения.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

По истечени... срока, возле библиотек…, поверх блузки, был в планетари…, по причине отсутствия, пошел навстречу другу, в связи с не(погодой), переплыл через реч…нку, шёл мимо рощ…, сидел на ел…, плыли (надо)мной, в продолжение года.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

Ошибся по невн…мательности, ждать в течение дня, г…ворили про тебя, по прибытии в(город), шёл мимо рощи, принёс для(Маши), нах…дился в здани…, ок…зался посреди поляны, ушёл после тебя, благод…ря поддержк…, по причине задержки в пути, по поводу дня рождения.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

По истечени... срока, возле библиотек…, поверх блузки, был в планетари…, по причине отсутствия, пошел навстречу другу, в связи с не(погодой), переплыл через реч…нку, шёл мимо рощ…, сидел на ел…, плыли (надо)мной, в продолжение года.

  1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, подчеркните производные предлоги одной чертой. Обведите составные предлоги в  квадрат.

Ошибся по невн…мательности, ждать в течение дня, г…ворили про тебя, по прибытии в(город), шёл мимо рощи, принёс для(Маши), нах…дился в здани…, ок…зался посреди поляны, ушёл после тебя, благод…ря поддержк…, по причине задержки в пути, по поводу дня рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока физики в 8 классе по теме "Электрическая цепь и ее составные части" к учебнику Перышкина

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме "Простые и составные числа"

Разработка урока математики в 6 классе по теме "Простые и составные числа" с приложением и презентацией...

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме: "Простые и составные числа"

Данный урок -это урок изучения нового материала. Ребята не только узнают что такое простое и составное числа, но и познают простые правила сохранения и укрепления здоровья....