Методическая разработка урока "Сочинение в жанре эссе"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Карпенко Дмитрий Александрович

Урок развития речи в 9 классе (русский язык).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок развития речи в 9 классе534.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 9 классе.

Тема урока: Сочинение в жанре эссе.

Цели: 

Образовательные – закрепить сведения о жанре сонета, познакомить с такой формой творческой работы, как эссе; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, обогатить словарь учащихся словами с культурным компонентом, фоновой лексикой, расширить фоновые знания учащихся о классической  музыке, творчестве  Вивальди, Петрарки; ориентировать учащихся на использование изученных синтаксических конструкций, передающих эмоции, чувства, настроение.

Развивающие – развивать у учащихся  творческие способности,  эмоции, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

Создать культурологический фон урока путем музыкального сопровождения, репродукций картин Левитана «Осень», Саврасов  «Грачи прилетели».

Воспитательные: содействовать художественно – эстетическому воспитанию, развитию чувства прекрасного, культуры интеллектуальной  элегантности.

Тип урока: урок – впечатление

Оборудование: Сонеты Петрарки, текст сонета «Лето» Вивальди, аудиозапись опуса Вивальди «Гроза», репродукции картин Левитана (презентация), бумага.

Межпредметные связи: русский язык, зарубежная литература, изобразительное искусство, художественная культура, эстетика.

Ход урока

І Мотивация.

 ( подготовка к основной деятельности)

Учитель предлагает ребятам прослушать некое классическое произведение и высказать свои первые впечатления от услышанного. Эти  впечатления могут быть зрительные (сделать зарисовки по ходу прослушивания); изображенные с помощью  мимики, жестов; словесные.

  1. Прослушивание опуса Вивальди «Гроза» из цикла «Времена года»

  1. Анализ первых впечатлений

Ремарка учителя:  

 учитель сразу же может почувствовать,

увидеть настроение детей,

какими они пришли на урок

Зрительные  зарисовки, сделанные учащимися.

- изображение гнущихся под ветром деревьев;

- изображение взлохмаченного человека;

- попытка изобразить некое смятение, растерянность,

тревогу.

Мимические:

- кто –то показал мечущегося человека;

- кто–то попытался изобразить борьбу, драку, бой.

 Словесные:

- «… меня преследовало  чувство какой-то  необъяснимой тревоги…»,

- «… а мне показалось, что напряжение сменяется чувством покоя ..»,

- « .. странные, необъяснимые впечатления»,

- « .. я трудно воспринимаю классическую музыку»,

- « .. мне понравилось, хотя определенно сформулировать свои чувства не могу»,

- « .. я слышала эту музыку в каком – то рекламном ролике и думала, какая классная композиция, но никогда не могла бы подумать, что это классика!».

- « .. я представила что – то происходящее  в природе: метель, дождь, ураган, сметающий все на своем пути»

2. Рефлексия по первому этапу урока

Ремарка учителя: 

ребята еще не знают ни автора, ни названия опуса.

- Как бы вы озаглавили это произведение?

Примерные ответы учащихся

- «тревога», «смятение», «пробуждение», «гнев природы» и др.

ІІ  Рассуждения, размышления по теме.

Подводя  итог  первой части урока, учитель сообщает тему и цель урока.

Чтение сонета «Лето» Вивальди на фоне звучащего опуса «Гроза»

Учитель выразительно, накладывая слова на музыку, читает сонет  ( Читает именно учитель: детям сложно произвести соответствующее «наложение») 

Приложение 1

  1. Беседа
  • Что общего, на ваш взгляд, в музыкальном и поэтическом произведении?

Примеры ответов учащихся:

- «… явления природы, изображенные в стихотворении ,могут быть переданы музыкой и словом: дождь, гроза, жара перед грозой»;

- «… жаркое лето, ожидание прохлады и дождя, и наконец, шквал ветра, ливень»;

- «… состояние природы и чувства человека».

Вывод: Одна и та же тема передана разными способами, разными видами искусства: словом и музыкой. А можно еще добавить живопись ( картина )

Теперь учитель сообщает , что созданы оба эти произведения одним и тем же человеком, великим итальянским скрипачом Антонио Вивальди. Сонет называется «Лето», а опус - «Гроза» из цикла «Времена года»

  1. Краткое сообщение о личности Вивальди

 ( Приложение 2)                                     

Ремарка учителя:          

Сообщение можно поручить сделать учащимся.

Но в целях поддержания эффекта неожиданности

учителю лучше сделать это самому.

  1. Цикл «Времена года» ( приложение 3)

ІІІ Аналитическая работа

1Жанровый анализ

- Докажите, что это поэтическое произведение – сонет.

(У каждого учащегося текст сонета)                                                                              

  1. Ремарка учителя.

Для выполнения этого задания

ребятам необходимо вспомнить (повторить) признаки сонета:

- 14 – строфная структура;

- пятистопный ямб;

- одна тема;

- система рифмовки.

На доске заготовка для анализа:

В полях лениво стадо бродит.            А

От тяжкого удушливого зноя.            Б

Страдает, сохнет все в природе,        А

Томится жаждой все живое.               Б

Ремарка учителя:

Сонет дан в переводе В.Григорьева

Вывод: это действительно сонет.

2.Рефлексия

- Назовите поэтов ,творивших в жанре сонета? (Петрарка, Шекспир)

3. Композиционно – смысловой анализ.

Поделите сонет и музыкальный опус на части, озаглавьте их, попробуйте сопоставить и описать.

                                                             Ремарка учителя:

Задание можно поделить на этапы:

  1. Части
  2. Заголовок
  3. Сопоставление
  4. Описание
  5. Вывод

Это поможет учащимся подготовиться к письменной работе. Работа ведется на фоне звучащей композиции

Возможный вариант анализа

Сонет «Лето»

Музыкальный опус «Гроза»

Часть первая «Жара» (изнеможение от жары)

Эпитеты: тяжкого удушливого зноя , лениво

бродит

Глаголы – реалии: страдает

                                сохнет

                                томится

Музыка тихая, часто прерывающаяся, как бы «вздыхающая».

Часть вторая «Кукушка» (Птичий разговор и т.д.)

Метафора: «Теплым ветром напоен простор…»,  «нежный разговор щегол и горлица ведет неторопливо..»

Темп музыки усиливается, звучание громче, всем оркестром, резко переходящее в тихие отдельные звуки, как бы передающие порывы ветра.

Звучание отдельных инструментов – голоса птиц

Часть третья «Затишье» («Перед бурей», «Смятение»)

Эпитеты: страстный и могучий борей

Метафоры: «злых мошек тучи .. »  ,

«взрывая тишины покой»

Настроение страха, предчувствие чего – то: «плачет пастушок, застигнутый грозой»;

возвращается чувство истомы от жары

Музыка как бы возвращается к началу ( повтор) произведения

( опять жара).

Звучит одинокий инструмент

( скрипка), в звуках которой слышится интонация жалобы.

Контраст  мелодии: от тихой, затаившейся (пастушок) до резкой, громкой (приближающиеся раскаты грома) и опять тихой, плывущей (затишье).

Четвертая часть «Буря» («Гроза», «Страх»)

Глаголы-реалии:бьют  молнии, грохочет гром.

Метафора: «и спелые колосья вырывает гроза...»

Музыка как бы скачет вверх и вниз, то тает, то растет, то спадает; звук то громче,  то тише.

Завершается опус грозным звучанием всего оркестра

  1. Рефлексия

- Какие инструменты вы услышали, узнали? (скрипка, виолончель, орган, ударные)

- Какие это инструменты: струнные, смычковые, ударные?

- Что вас больше убедило в изображении грозы: поэтический или музыкальный язык?

Ремарка учителя:

  клавесин – старинный музыкальный инструмент

времен Вивальди (17-18 в.)

Примерные ответы учащихся:

- «Слово для меня доступней …»

- «Если бы мы слушали только музыку, я бы скорее всего не понял , что это о грозе …»

- «Для меня слово – это информация о случившемся, а музыка – это чувства, переживания».

IV Творческая интерпретация

  1. Литературоведческая минутка

Эссе (из франц. языка) – литературный жанр, характеризующийся свободной трактовкой темы, проблемы, эмоциональный этюд (словарь иностранных языков)

Ремарка учителя: учащиеся определяют стиль и тип речи будущей творческой работы (художественный стиль, тип речи – рассуждение)

Один из видов рассуждения – эссе

  1. - Какие синтаксические структуры подходят для этого вида работы?                                          Примерные ответы учащихся: восклицательные предложения, простые предложения с вводными конструкциями, сложные предложения, односоставные
  2. Из учебника для русского языка (9 класс) зачитываются образцы эссе.
  3. Рефлексия.

- Чем отличается эссе от других видов письменных работ (сочинение – рассуждение, сочинение – миниатюра)?

Примерные ответы учащихся: определенная ненормированность (объема, выбранной темы и проблемы), эмоциональность, образность, «личностность» и т.д.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе «Слушая Вивальди…»

 V Подведение итогов

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке, работу своих товарищей, учителя:

  • активность
  • познавательность
  • общая атмосфера
  • интерес.        

          Уроки подобного типа помогают учителю не только дать определенные знания, но и получить психологический эффект, по –новому раскрывающий детей и самого учителя. Эти, сначала удивленные, растерянные, а потом загоревшиеся интересом, пытливые, светящиеся догадкой глаза ребят – это ли не результат и счастье учительского труда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Методическая разработка урока «Учимся писать эссе по экономике» (урок экономики в 11 классе)

За заданием С9 традиционно закрепился термин «эссе». Что такое эссе? «Эссе (французское essai)  – опыт, набросок.В литературной энциклопедии эссе определяется как – «небольшое прозаическое сочине...

Методическая разработка «Сочинения разных жанров: отзыв, рецензия, эссе»

В работе можно найти ответы на вопросы:Чем различаются между собой сочинения - рассуждения: эссе, рецензия и отзыв? Как научиться писать такие сочинения? Здесь приводятся примеры изобразительных средс...

Научно-методическая разработка «Методика освоения жанра булериас.»

В научно-методической разработке рассмотрен один из возможных выариантов освоения жанра булериас в музыке фламенко....

Методическая разработка "Рецензия как жанр сочинения"

Урок развития связной речипонятие рецензии и эссе, различие, сходствоКлючевые слова для создания текстаЗадание для работы....

Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)

Методическая разработка занятия-игры "Жанр: сюита" (2-ой год обучения)...