Научно-методическая разработка «Методика освоения жанра булериас.»
методическая разработка по музыке на тему

В научно-методической разработке рассмотрен один из возможных выариантов освоения жанра булериас в музыке фламенко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_osvoeniya_zhanra_bulerias.docx22.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В.А.Перегудов

Методика освоения жанра булериас.

В настоящее время жанр (стиль) булериас (bulerias) в музыке фламенко занимает одно из ведущих мест. Происхождение его связано с другим распространенным стилем – солеарес (soleares) – когда еще в конце 19 в. гитаристы фламенко (tocaores) в аккомпанементе пению (cante) и танцу (baile) стали использовать более быстрый (фактически удвоенный в конце солеареса) темп.

Постепенно – в процессе исторического развития – булериас  приобретал  ряд региональных (Jerez, Cadiz, Triana) и авторских особенностей и превратился в самостоятельный жанр народной музыкальной традиции южной Испании - Андалусии. На данный момент существует два направления в исполнении булериаса – аккомпанемент пению и танцу и сольное гитарное исполнительство. Оба направления имеют свои особенности и предъявляют к гитаристу высокие требования как в музыкальном, так и техническом плане.

Отсутствие до недавних времен возможности – в силу определенных причин – получить необходимые знания и навыки из первых рук непосредственных носителей этой традиционной  музыкальной культуры, особое метроритмическое, ладо-тональное , гармоническое, композиционное (формообразующее ) строение, включающее влияние неевропейских музыкальных культур, исполнительская реализация (предельно быстрый темп и своеобразные приемы игры), отсутствие сложившейся единообразной нотной фиксации – все это   создавало и создает  большие проблемы в освоении жанра булериас начинающими и продвинутыми гитаристами.

Среди существующего многообразия стилей (жанров) музыки фламенко булериас относится к группе с двенадцатидольной метроритмической структурой – так называемым компасом (уд.на 2-ом слоге). Разнообразие акцентировки в рамках  этого 12-ти дольного компаса создает значительные трудности в его освоении даже в сравнении с другими жанрами, входящими в данную группу. Так,  например, традиционный булериас имеет акценты на 3,6,8,10,12 долях. В современном булериасе акцентируются 3,7,8,10,12 доли компаса.  На практике существует 4 типа реализации 12-ти дольного компаса булериаса:

1 тип: отсчет долей начинается с первой доли и завершается на 12-ой, являющийся ускоренным вариантом солеареса.Акценты на 3,6,8,10,12долях. Эта система в основном используется традиционными гитаристами.

2 тип: здесь отсчет долей происходит с 12-ой доли и заканчивается на 11-ой.

3 тип: отсчет с 12-ой доли и акцентируются 12,2,4,6,8,10 доли компаса.

4 тип: отсчет также с 12 доли, но акценты приходятся на 12,3,6,9,доли.

Второй, третий и четвертый типы могут делиться – каждый – на 2 шестидольных полукомпаса (медио компас) с 12-ой по 5-ую (медио компас с усл. обозн. А- с акцентами на 12-ой и 3-ей долях) и с 6-ой по 11-ую доли (медио компас с усл.обозн.В- с акцентами на 6,8,10 долях), имеющими самостоятельное значение в аккомпанементе пению и танцу. Полный 12-ти дольный компас  будет иметь следующие варианты метроритмической структуры: АА, ВВ, АВ, и, реже, ВА. Структура АА отражает 3-х дольность строения, ВВ – 2-х дольность, АВ – совмещение 3-х и 2-х дольности. Акцент на 7-ой (вместо 6-ой) доле компаса в современном булериасе – еще более усложняет наработку «чувства компаса» и приводит к еще одной разновидности медио компаса В –В1 – с акцентами на 7,8,10долях, и на 1,2,4 в случае соединения –В1В1.

Музыкальная форма жанра булериас в сольном гитарном исполнительстве выстраивается как  последовательность 12-ти дольных компасов в виде чередования аккордовых и мелодических построений. Аккордовые  построения  выполняют роль вступления (entrada), интермедий (paseo, llamada), завершения (cierre, remate) мелодических последовательностей (falsetas), заключения всей музыкальной формы (desplante).  Типичная аккордовая последовательность строится обычно так: АВ…АВ и представляет собой т.наз. льямаду (llamada – вызов), которая занимает от одного до 2-х – 3-х компасов и при очередном повторе может быть изложена вариативно. В сольной гитарной композиции она разграничивает мелодические построения  - фальсеты (falsetas), представляющие собой микрокомпозиции протяженностью от одного-двух до семи-восьми, иногда и более компасов.  Они выстраивается как АА…АВ, ВВ…ВВ, ВВ…АВ или АА…ВВ. Также в мелодических построениях возможна структура 12-ти дольного компаса в варианте ВА. Иногда в завершении той или иной фальсеты может встречаться расширенный компас структуры АВВ. Необходимо помнить важное правило: границы компаса могут не совпадать с границами мелодических фраз. В традиционном булериасе  типичной ситуацией было начало фразы с первой доли компаса и завершение на 10-ой, или с 12-ой и на 6-ой соответственно.Оставшаяся часть компаса завершалась аккордовой последовательностью с 7-ой по 11-ую доли (cierre) и требовала виртуозного владения  особым техническим приемом ,присущим гитаре фламенко – росгеадо (rasgueados), активно использующимся во вступлении(entrada), аккордовых интермедиях(paseo,llamadas), завершении мелодических фраз внутри фальсет (cierre) и заключении всей формы(desplante). Еще одним –типично «фламенковым» исполнительским  приемом является альсапуа (alzapua) , применяемым при построении некоторых фальсет и создающим эффект перкуссии. Часто завершение фразы в фальсете может быть мелодическим (remate). Современный булериас характеризуется более свободным построением мелодической  фразировки - теоретически – с любой доли компаса, используя паузирование, но сохраняя его 6-ти или 12-ти дольную структуру.Также в рамках фальсет могут присутствовать и аккордовые эпизоды. Комбинирование, включение новых, варьирование ранее сочиненных фальсет или их исключение в предстоящей  к исполнению композиции создает характерную импровизационность присущую данной форме музыки.

Широкое использование синкопированной ритмики в современных образцах этого жанра также является серьезной проблемой для исполнителя. В этой ситуации большую помощь может оказать  фут контроль (foot control) –использование ударов ноги на определенных долях компаса. Тренинг такого рода  значительно облегчает наработку постоянного ощущения компаса и обеспечивает стабильность исполнения  на протяжении всей формы в целом.

Гармоническая,  ладовая и тональная структура современного булериаса очень разнообразна и отражает многочисленные  влияния современной музыки практически всех направлений, сохраняя при этом традиционную основу. В творчестве современных гитаристов фламенко проблема соотношения традиции и новаторства в данном жанре решается весьма успешно и может служить ярким примером развития фольклорной – в своей основе музыки, т.к. традиционное обучение токаоров ( toce – искусство игры на гитаре фламенсо) предполагает овладение навыками сочинения фальсет.

В связи с этим –по мнению автора, для решения даже далеко не всех вышеперечисленных проблем, необходимо всесторонне и глубоко изучить эволюцию жанра в контексте как всей традиции искусства фламенко так и отдельных региональных и авторских стилей. Особенно актуально изучение и всесторонний анализ лучших образцов сочинений мелодических построений – фальсет. При современном уровне развития информационных и музыкально – компьютерных технологий это становится вполне возможным. Предлагаемый подход поможет дать ответы на большинство проблем и вопросов музыкального и технического плана, возникающих в процессе освоения жанра булериас как начинающими, так и уже имеющими определенный уровень подготовки  гитаристами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Метод проектов - как одна из форм организации творческой деятельности учащихся"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в  1920-е годы нынешнего столетия в США. Русских педагогов метод проектов привлек еще в начале XXвека и активно ис...

Научно-методическая разработка

Научно-методическая разработка  Влияние стретчинга на развитие гибкости и методические приёмы его использования в условиях общеобразовательной школы....

Научно-методическая статья "Методика групповой деятельности на уроке"

Описание опыта работы в группах на уроках литературы в старших классах...

Научно-методическая статья:"Методика развития силы у детей среднего школьного возраста"

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста. силовые способности. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей. Методика развития силовых способностей....

Методическое сообщение на тему "Освоение жанров симфонии и сонаты, форм сонатное allegro и сонатно-симфонического цикла в курсе музыкальной литературы в ДМШ".

Методическое сообщение на тему "Освоение жанров симфонии и сонаты, форм сонатное  allegro и сонатно-симфонического цикла в курсе музыкальной литературы в ДМШ"...

"Новое использование исследовательских работ обучаемых на уроке и дома". Статья в разделе "Методика" стр. 7-9 научно-методический журнал "Физика" №11-12 (984) 2017г.

Исследовательские работы на уроках физики можно применять в целом ряде аспектов:– в качестве наглядного экспериментального материала, подтверждающего справедливость теоретических научных положений;– в...