Урок в 8 классе "Обобщающие слова при однородных членах предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Макушкина Евгения Ивановна

Урок из 2 блоков: повторение орфографических правил; обобщающие слова при однородных членах предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchie_slova.doc32 КБ
Office presentation icon obobshchayushchie_slova.ppt227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе

«Обобщающие слова в предложениях с однородными членами и пунктуация при них»

Цели: отработка умения находить обобщающие слова при  однородных членах; формирование устойчивого навыка 1) правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;2) составлять сзхемы подобных предложений и составлять предложения по данной модели;3)употреблять обобщающие слова в текстах научного стиля;4) повторить изученные в 5-7 классах орфограммы.

Оборудование: учебник , индивидуальные оценочные листы, презентация к уроку, конспект.

Общая концепция построения урока:              время урока—45 минут;

                                                                     1 блок—повторение орфографических правил и  отработка навыков;

 2 блок—закрепление изученного об

 обощающих словах и пунктуации

при них( в научном стиле в частности).

План урока.

Этапы урока                                                                Время1

. Приветствие, настраивание класса на работу.                2 мин

Объявление целей и задач урока.                              

  1. Повторение  правил и закрепление                            20 мин:
  2. орфографических навыков.
  • Синтаксический разбор предложения.                              3 мин
  •  Составление схемы. Устный анализ предложения.
  • Выявление использованных орфограмм.

  • Отработка навыклв по правописанию                            3+4 мин
  • производных предлогов, работа со схемой,
  • орфографическая диктовка с самопроверкой.

  • Отработка навыков по правописанию О-Ё                         4+ 6 мин
  • после шипящих  во всех частях речи,
  • работа со схемой, осложнённое списывание
  • с задачей: просеять по стролбцам
  •  предложенные слова с самопроверкой.

  1. Обобщающие слова в предложениях                                 19 мин:
  2. с однородными членами и пунктуация при них.

  • Синтаксическая разминка—                                                    4 мин
  • составление предложения из частей
  •  данных с самопроверкой и дополнительным
  •  заданием:  дополнить предложение
  •  и дописать его.

  • Сообщение учителя о роли                                                     3 мин
  • обобщающих слов в текстах научного
  •  стиля, работа с учебником, создание
  • предложения по заданной модели.

  • Осложнённое списывание предложений                                    6 мин
  • с задачей: дописать неоконченные
  • предложения так, чтобы они соответствовали
  • заданной модели, составить схему.
  • Работа по вариантам и самопроверка.

4. Домашнее задание.                                                                 3 мин

???  5 .Резервное задание: составление                                 ( 7 мин примерно)

 предложений по заданным схемам.

  1. Итоги урока. Подведение итогов по                                           2 мин
  2. индивидуальным оценочным листам. Рефлексия.

                                                      Ход урока.

  1. Приветствие. Объявление целей и задач урока, беседа об оценочных листах и методе их  заполнения( только если задание выполнено абсолютно безошибочно—ставим плюс во вторую графу напротив задания.    Тема урока—слайд № _____

2 . Синтаксический разбор предложения . Слайд №_____

(В)следстви(Е,И)  глупой ошибки мы (в)последстви(Е,И) перепутали ч(О,Ё)рные  Ж(О,Ё)лтые и кумач(О,Ё)вые флажки.

  • Спишите предложение в тетрадь, раскрывая скобки и расставляя знаки.
  • Проверьте себя по слайду№____ , и если вы всё сделали верно, поставьте в оценочный лист + напротив  задания 1.
  • Выделите основу предложения и те однородные члены предложенеия, которые вы  там видите. Объясние свою точку зрения.
  • Дайте устный анализ предложения.
  • Составьте его схему(  один из учеников —у доски).
  • Назовите, какие виды орфограмм мы отрабатывали.

                                  Первый блок урока.

  1. Отработка  орфографических навыков. Работа со схемой слайд №________

Расскажите   по схеме, как мы должны писать большинство производных предлогов, что она означает.  В чём разница между « вследствие» и «впоследствии» помимо их правописания?

  1. 4. Орфографическая диктовка:
  2.   *Учился в течение года.
  3.  В заключение своей речи скажу.
  • Вследствие плохого поведения  был исключён.
  • В довершение ко всему упал.
  • Впоследствии поступил в институт.
  1. Самопроверка. Прверьте себя по слайду№__________ и выставьте + в оценочный лист, если всё правильно—графа 2.
  2. Отработка орфографических навыков.  Работа со схемой слайд №_____
  3. - Проанализируйте схему, объясните, каков алгоритм действий при написании слов с О-Ё после шипящих во всех частях речи.
  4. -Назовите по одному примеру для каждой позиции.
  5. Задание. Осложнённое списывание слайд№_____ с заданием: распределить на три колонки списываемые слова , соотнеся их со схемой.
  6.   Самопроверка по слайду №____________
    Выставьте + в оценочный лист, если вы всё сделали правильно в графу 3.

         Второй блок урока.

  1. 11.  Составьте предложения, используя те части данных вам на слайде №__________, которые я назову.
  2.    Из первого предложения возьмём обстоятельство места, из второго—сказуемое, из третьего—подлежащее.
  3. 12.Проверьте себя по слайду №_________, выставьте +, если всё верно в графу 4.
  4. Дополните  это предложение, используя слово «всё» как обобщающее.
  5. 13.Поговорим о роли обобщающих слов.  Тезисы:
  6. * ДО этого момента мы в основном  видели обобщающие слова в предложениях из худ. литературы, вернее,  именно на них мы обращали внимание.
  7. * Но в текстах научного стиля обобщающие слова играют не менее важную роль. Там они работают как синтаксическое средство создания текста, позволяющее систематизировать и обобщить лданную информацию.
  8. * Посмотрим  в учебник—стр. 61. Обратите внимание. Как построен текст правила со слов «Лексические средства» и далее. Мы видим типичное предложение с обобщающим словом( кстати, это слово или сочетание слов?) в научном стиле. Иногда однородные члены даже нумеруются по порядку.
  9. 14.Мы и сами в состоянии создать предложение в научном стиле подобного типа.

Работа со слайдом №______________

-Продолжите начатый ряд, используя начало предложения и расставьте знаки препинания.Не забывайте о нумерации.

 

  1. 15. Осложнённое списывание.
  2.  Обратите внимание на доску—Слайд №____________предполагает, что вы продолжите данные вам предложения, так, чтобы они  стали предложениями с обобщающим словом при однородных членах, расставите знаки и сумеете их объяснить. Работаем по вариантам.
  3. 16 -Проверьте себя по слайду№______________
    выставьте+, если всё верно в графу 5.
  4. 17 Домашнее задание.
  5. Упражнение 472(2)--правописание О-Ё после щипящих.
  6. --по выбору: упражнение 452 или 453. Задания там связаны с составлением предложений с обобщающими словами и их схем.

???? Резервное задание. Составить предложения по схемам на слайде №_____________.

Первая схема—ответ—тот, кто  отвечает верно ,ставит  + в графу 6. Предложение записываем.

Вторая схема—ответ—тот, кто отвечает верно, ставит + в графу 6 и т. д.
Итоги урока.

  1. Итак , урок  почти окончен.
  2. - Что касается ваших оценок—они уже перед вами,это  оценочные листы.
  3. Вы видите теперь, какое задание вызвало у вас затруднение. Есть ли среди вас те, кто не выполнил какое -либо одно из заданий?Это четыре балла. Есть ли те, кто выполнил все 5 основных?( это безусловно, пятёрки) У кого набралось 6 плюсов? ( тем более пятёрки)
  4. -Передайте оценочные листы на первые парты, теперь уж я их посмотрю.
  5. -Спасибо за работу на уроке.

Оценочный лист учени____ 8 А класса_____________________________

 ЗАДАНИЕ+ ( если всё верно)1. Предложение и его разбор.2. Правописание производных предлогов.3. Правописание О-Ё после щипящих4. Составление предложения из частей других предложений5. Списывание предложений и их продолжение по данной модели..6. Составление предложений по схемам. Доп. задание

Оценочный лист учени____ 8 А класса_____________________________

 ЗАДАНИЕ+ ( если всё верно)1. Предложение и его разбор.2. Правописание производных предлогов.3. Правописание О-Ё после щипящих4. Составление предложения из частей других предложений5. Списывание предложений и их продолжение по данной модели..6. Составление предложений по схемам. Доп. задание

Оценочный лист учени____ 8 А класса_____________________________

 ЗАДАНИЕ+ ( если всё верно)1. Предложение и его разбор.2. Правописание производных предлогов.3. Правописание О-Ё после щипящих4. Составление предложения из частей других предложений5. Списывание предложений и их продолжение по данной модели..6. Составление предложений по схемам. Доп. задание

Оценочный лист учени____ 8 А класса_____________________________

 ЗАДАНИЕ+ ( если всё верно)1. Предложение и его разбор.2. Правописание производных предлогов.3. Правописание О-Ё после щипящих4. Составление предложения из частей других предложений5. Списывание предложений и их продолжение по данной модели..6. Составление предложений по схемам. Доп. задание

.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ.

Слайд 2

(В)следстви(Е,И) глупой ошибки мы (в)последстви(Е,И) перпутали ж(О,Ё)лтые ч(О,Ё)рные и кумач(О,Ё)вые флажки.

Слайд 3

Вс ледстви е глупой ошибки мы вп оследстви и перепутали ж ё лтые, ч ё рные и кумач о вые флажки.

Слайд 4

Е В РОДНОЙ------------МНОГО В течениЕ В продолжениЕ В заключениЕ В отличиЕ В дополнениЕ

Слайд 5

Е ВследствиЕ

Слайд 6

ВПОСЛЕДСТВИИ

Слайд 7

1. Учился в течение года. 2. В заключение своей речи скажу. 3. Вследствие плохого поведения был исключён. 4. В довершение ко всему упал. 5. Впоследствии поступил в институт.

Слайд 8

ДЕЙСТВИЯ НЕТ ДЕЙСТВИЯ ТОЛЬКО Ё В КОРНЕ Ё под ударением Кроме искл. О без ударения ШЁПОТ ШОРОХ(искл.) ШОФЁР( безуд.) ЗА КОРНЕМ ТОЛЬКО О ЧУЖОЙ СТАРУШОНКА ДВОРЦОВЫЙ Бережёт Жжёт Разлучён Тушёнка

Слайд 9

Вооруж...н, под луч...м, холщ...вый,переуч...т, ш...лковый,душ...нка, окруж...нный,стереж...т, камыш...вый,переж...г, реш...нный,реш...тка, моч..ный,девч...нка, ш...колад,крыж...вник.

Слайд 10

Действия Нет действия ВООРУЖЁН ТОЛЧЁНЫЙ ПЕРЕУЧЁТ ОКРУЖЁННЫЙ ШЁЛКОВЫЙ РЕШЁТКА ШОКОЛАД КРЫЖОВНИК. ЛУЧОМ ХОЛЩОВЫЙ ДУШОНКА КАМЫШОВЫЙ ДЕВЧОНКА СТЕРЕЖЁТ ПЕРЕЖЁГ РЕШЁННЫЙ МОЧЁНЫЙ

Слайд 11

*Неопытному человеку легко заблудиться в лесу. *Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. *В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце.

Слайд 12

В лесу поражает всё...

Слайд 13

Однородными могут быть различные члены предложения 1)______________ 2)________________3)_____________4)________________5)________

Слайд 14

Однородные члены соединяются сочинительными союзами разных групп а) соединительными(и, да=и) б)................... Большинство сочинительных союзов нейтрально к стилю речи, но в книжном стиле, особенно в поэтической речи, часты повторяющиеся союзы и-и,........... …..............

Слайд 15

Составить предложения по схемам( используйте слова из 2 части упр. ....):

Слайд 17

Домашнее задание: Упражнение 472(2)--для всех. На выбор: упражнение 452 или 453. Желаю удачи))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Данная презентация использовалась на уроке открытия новых знаний в 8 классе...

Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".

Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....

Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  русского языка снимает напряжение  и усталость.На каждом уроке  присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...

Урок "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Презентация "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Урок проводился в 11 классе по программе Гольцовой. На уроке ребята самостоятельно готовили материал по теме и объясняли его для всех....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...