Внеурочная деятельность
рабочая программа по русскому языку (6, 7 класс)

Элина Валерьевна Гарейшина

Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Сергеева В.Е.

--------------2021

Согласовано

Руководитель ШМО

__________________

Попова Д.С.

  -----------2021

Утверждено

Методическим советом

МАОУ «Средняя школа №5»

Протокол  №    от ___/_____ 2021

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности

«Загадки русского языка»

для 6 класса

на 2021-2022

Количество часов: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5часов

Учитель русского языка и литературы

Гарейшина Элина Валерьевна

первой  квалификационной категории

согласно ЕТС

Когалым, 2021 г.

                                                     1.Пояснительная записка

Программа «Загадки  русского языка» разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.) в 5-9 классах (М:Дрофа, 2017 г)

    Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.

Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .

Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:

- формирование коммуникативной культуры школьников;

- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;

- выявление и поддержка лингвистически одаренныхобучающихся;

- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

          Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий, активная работа с аудио и видеоматериалами.

Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане       

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 6-х классов предложен курс «Загадки русского языка». Курс рассчитан на 17 часов: 0,5 ч. в неделю, 34 учебных недель. Срок реализации программы 1 год.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические(лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиямив учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностныхкачеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты,  аукцион знаний, практикум.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся

.

3. Планируемые результаты.

Личностные результаты

-        эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-        эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-        чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-        любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;

-        интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-        интерес к изучению языка;

-        осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-        самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-        составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-        работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-        пользоваться словарями, справочниками;

-        осуществлять анализ и синтез;

-        устанавливать причинно-следственные связи;

-        строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

-        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-        высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-        слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-        задавать вопросы

Предметные результаты

-        формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного  пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального самосознания;

-        представление о языке как о явлении национальной культуры  и средства человеческого общения;

-       овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

-      формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;

-      обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;

-      использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;

-      расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей  его уровней и единиц;

-     формирование навыков проведения различных видов анализа слова

-     формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.

4.Содержание курса «Загадки  русского языка»

6 класс

ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)  - 3 часа

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа    года. Реформа 1917 года

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

 1.Создатели  славянской азбуки

2. История одной  буквы

3. Алфавит будущего

ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 3 часа

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление  интонационных особенностей на письме

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Ростовской области. Особенности говоров наших сел.  «Справочник диалектов наших  сел». ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Так говорят наши бабушки.

2.Кто у нас окает?

ТЕМА 3. Лексика («Тайны  русского слова») -   7 часов

Знакомство с личностью  В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари  писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия».  Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимы  наших сел. Из истории названий наших сел.

Понятие «диалектологии».  Диалекты южных областей. Диалекты северных областей  России

Фразеологические сочетания,  фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы,  фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и  «Беседой любителей русской словесности».  «Опознавательные»  знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий  месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.

6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие  в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

11. Диалектные слова в речи моих односельчан.

ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») –  3 часа

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы  словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
  3. О чем расскажут части слова…
  4. Слово о слове…

ИТОГОВЫЕ  ЗАНЯТИЯ  - 1час

5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

Дорога к письменности – 3 часа

1

Из истории письменности

1

Лекция учителя, работа с презентацией.

Творческая мастерская

Самостоятельная работают с информационными карточками Составляют карточки с рисуночным письмом.  Готовят сообщения для одноклассников.

2

Особенности славянского алфавита

1

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

3.

Обойдемся ли мы без алфавита?

1

Беседа о практическом значении алфавита

Игра-соревнование

«поиск слов в словарях», справочниках

Секреты устной речи – 3 часа

4

Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково.

1

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика»

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

5

Известные лингвисты

1

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученого,  игра «угадай словечко»

6

Учимся слушать. «Окаем или акаем»?

1

Лекция. Прослушивание записей. Анализ. Работа со статьями

Самостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ  частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора

Тайны русского слова– 7 часов

7

Что в имени тебе моем?

1

Лекция учителя.  Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

8

О чем рассказали названия…

1

Лекция, беседа.

Работа над пополнением словарика.

9

Путешествие по России. Диалектные слова

1

Лекция учителя. Работа с презентацией  Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И.Даля

10

Удивительный мир русской фразеологии

1

Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов.

Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни»  фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

11

Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака?

1

Лекционный материал. Работас  презентацией.

Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.

Лингвистические игры.

12

В гостях у братьев-месяцев.

1

Лекция учителя. Работа с презентацией.

Анализируют  древние названия месяцев, вникают в этимологию слов.

13

Жизнь слова в художественном тексте..

1

Работа с презентацией.

Работают с карточками-заданиями, определяют  виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией.

Строим слова – 3 часа

14

Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.

1

Практикум по определению состава слова,  значения отдельных морфем.

Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах.

15

Морфемы-иностранки

1

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

16

Как  образуются слова?

1

Лекция учителя о способах словообразования

Практическая работа.

Повторение - 1 час

17

Конкурс знатоков

1

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

1

2

3

4

5

6

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.,  Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

 Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.

1

1

1

1

1

1

1

        

Технические средства обучения

1

2

3

Компьютер

Проектор

 Интерактивная доска

1

1

1

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

2

3

4

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.interqu.ru

http://www.meqaslov.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Сергеева В.Е.

--------------2021

Согласовано

Руководитель ШМО

__________________

Попова Д.С.

  -----------2021

Утверждено

Методическим советом

МАОУ «Средняя школа №5»

Протокол  №    от ___/_____ 2021

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности

«Тайны русского языка»

для 7 класса

на 2021-2022

Количество часов: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5часов

Учитель русского языка и литературы

Гарейшина Элина Валерьевна

первой  квалификационной категории

согласно ЕТС

Когалым, 2021 г.

  1. Пояснительная записка

                     Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» рассматривается как неотъемлемая часть целостного образовательного процесса по основной образовательной программе основного общего образования и имеет большое значение в развитии и формировании обучающихся.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования:

  • обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
  • создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Внеурочная деятельность углубляет, расширяет, конкретизирует те знания, которые ученики получают на уроках. Другими словами, можно сказать, что внеурочная деятельность – это практикоориентированные занятия с ребенком в рамках образовательной программы или отработка умений и навыков тех знаний, что ребенок получает на уроке.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности в рамках комплексной программы заключается в координирующей роли взаимодействия между педагогическими работниками для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.

        Организация  внеурочной  деятельности в  5-9 классах в  МАОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 5»  г. Когалыма в  рамках  реализации  основной  образовательной  программы  основного общего образования опирается на следующие нормативные документы:

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

- Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);

- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016);

- Федеральный закон от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Об  утверждении  и  введении  в  действие  Федерального  государственного

образовательного  стандарта  основного  общего  образования».   Приказ  Минобрнауки

России от 17.12.2010г. No 1897.

- Об  организации  внеурочной  деятельности  при  введении  Федерального образовательного стандарта общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. No03-296;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 No 1089 «Об  утверждении  федерального  компонента  государственных  образовательных стандартов  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  (полного)  общего образования»

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных  учреждениях.  СанПиН2.4.2.2821-10».

Постановление  Главного государственного врача РФ от 29.12.2010г. No189.

- Устав МАОУ "Средняя кола № 5"г. Когалыма;

- Программа развития МАОУ "Средняя школа № 5 " на 2014-2020 гг.

- Программа деятельности МАОУ "Средняя школа № 5" по реализации системы духовно-нравственного воспитания  учащихся на 2014-2020гг.

Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

          Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий, активная работа с аудио и видеоматериалами.

Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

2. Описание места учебного предмета в учебном плане       

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 7-х классов предложен курс «Тайны русского языка». Курс рассчитан на 17 часов: 0,5 ч. в неделю, 34 учебных недель. Срок реализации программы 1 год.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические(лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиямив учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

-  технология развития критического мышления

-  технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностныхкачеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты,  аукцион знаний, практикум.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся

.

3.Содержание разделов программы

ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности»)  - 3часа

Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты

Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.

Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа    года. Реформа 1917 года

Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.

Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.

Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

 1.Создатели  славянской азбуки

2. История одной  буквы

3. Алфавит будущего

ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 3 часа

Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

Интонация. Роль интонации. Оформление  интонационных особенностей на письме

Русские говоры. Московские и петербургские говоры.

Особенности говоров Ростовской области. Особенности говоров наших сел.  «Справочник диалектов наших  сел». ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Так говорят наши бабушки.

2.Кто у нас окает?

ТЕМА 3. Лексика («Тайны  русского слова») -   7 часов

Знакомство с личностью  В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари  писателей. Словари синонимов и омонимов.

Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия».  Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.

Топонимы. Гидронимы. Топонимы  наших сел. Из истории названий наших сел.

Понятие «диалектологии».  Диалекты южных областей. Диалекты северных областей  России

Фразеологические сочетания,  фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы,  фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.

Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и  «Беседой любителей русской словесности».  «Опознавательные»  знаки заимствованных слов.

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе

Из истории старинных названий  месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

1.Тайна моего имени

2. История одной уличной фамилии.

3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.

4. Прозвища моих сверстников. История их появления.

5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.

6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.

7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?

8. Исчезнувшие  в толщах времени…

9.История названия моего села (деревни)

10. Как у наших улиц появились названия?

11. Диалектные слова в речи моих односельчан.

ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») –  3 часа

Состав слова. Морфема

Грамматическое значение слова.

Морфемы иноязычного происхождения.

Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова

Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов

Словообразование. Способы  словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

  1. Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
  2. Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
  3. О чем расскажут части слова…
  4. Слово о слове…

ИТОГОВЫЕ  ЗАНЯТИЯ  - 1час

4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Основные виды деятельности и планируемые результаты

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения

школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

  • потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию.

  • владение        поисковым,  просмотровым  видами        чтения. Умение пользоваться ресурсами интернета. Тренировать умение поискового чтения.
  • применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений.

Метапредметные.

  • извлечение        необходимой        информации        из        текста;        осознанное        построение        речевого высказывания.
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • умение пользоваться ресурсами интернета
  • тренировать умение поискового чтения.
  • умение создавать высказывание на заданную тему

Предметные.

  • Знать такое словесность;

уметь работать со  словарями  различных  типов;  уметь  сравнивать  произведения  искусства  слова и изобразительного искусства.

  • уметь видеть содержание, выраженное в определенной словесной форме.
  • знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация.
  • знать теоретические

сведения по разделу программы, уметь выполнить практические задания.

  • знать стилистические возможности лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста.
  • знать стилистические

возможности частей речи; знать, что такое.

  • понимать смысл использования чужого слова в произведениях, уметь передать этот смысл.

5. Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть

Практическая часть

Дорога к письменности – 3 часа

1

Из истории письменности

1

Лекция учителя, работа с презентацией.

Творческая мастерская

Самостоятельная работают с информационными карточками Составляют карточки с рисуночным письмом.  Готовят сообщения для одноклассников.

2

Особенности славянского алфавита

1

Лекция учителя, работа с презентацией

Работают с литературой по языкознанию.

3

Реформа русской азбуки

1

Лекция учителя, работа с презентацией

Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита

Секреты устной речи – 3 часа

4

Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково.

1

Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика»

Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности.

5

Ты знаешь…

Ты знаешь?

Ты знаешь!

1

Лекция учителя

Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений

6

Известные лингвисты

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученого,  игра «угадай словечко»

Тайны русского слова– 7 часов

7

Где живут слова?

1

Сообщения учащихся.  Лекция учителя.

Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для  последующей работы на уроках.

Грамматические игры. Шарады.

8

Что в имени тебе моем?

1

Лекция учителя.  Знакомство с типами словарей.

Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий.

9

О чем рассказали названия…

1

Лекция, беседа.

Работа над пополнением словарика.

10

Путешествие по России. Диалектные слова

1

Лекция учителя. Работа с презентацией  Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.

Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И.Даля

11

Удивительный мир русской фразеологии

1

Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов.

Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни»  фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи.

12

Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака?

1

Лекционный материал. Работас  презентацией.

Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.

Лингвистические игры.

13

Жизнь слова в художественном тексте..

1

Работа с презентацией.

Работают с карточками-заданиями, определяют  виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией.

Строим слова – 3 часа

14

Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики.

1

Практикум по определению состава слова,  значения отдельных морфем.

Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах.

15

Морфемы-иностранки

1

Практическое занятие

Игра «Грамматическое лото»

16

Морфемы-труженики

1

Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов.

Практическая работа.  Задания с опознавательной функцией.  Задачи с объяснительной функцией.

Повторение - 1 час

17

Конкурс знатоков

1

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся на базе кабинета русского языка и литературы, где для успешной реализации программы создан учебно-методический комплекс, дидактический материал, иллюстрированный материал.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

1

2

3

4

5

6

Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.-М.: Просвещение, 2012.

Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.,  Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

 Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.

1

1

1

1

1

1

1

        

Технические средства обучения

1

2

3

Компьютер

Проектор

 Интерактивная доска

1

1

1

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

2

3

4

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.interqu.ru

http://www.meqaslov.ru




Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________ Сергеева В.Е.

--------------2021

Согласовано

Руководитель ШМО

__________________

Попова Д.С.

  -----------2021

Утверждено

Методическим советом

МАОУ «Средняя школа №5»

Протокол  №    от ___/_____ 2021

Рабочая программа учебного курса

по внеурочной деятельности интеллектуально-познавательной направленности

«Тайны русского языка»

для 8 класса

на 2021-2022

Количество часов: 17 часов

Количество часов в неделю: 0,5часов

Учитель русского языка и литературы

Гарейшина Элина Валерьевна

первой  квалификационной категории

согласно ЕТС

Когалым, 2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа является составной частью образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» (ФГОС ООО).

Внеурочная деятельность в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» рассматривается как неотъемлемая часть целостного образовательного процесса по основной образовательной программе основного общего образования и имеет большое значение в развитии и формировании обучающихся.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Цели организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования:

  • обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в школе,
  • создание благоприятных условий для развития ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

Внеурочная деятельность углубляет, расширяет, конкретизирует те знания, которые ученики получают на уроках. Другими словами, можно сказать, что внеурочная деятельность – это практикоориентированные занятия с ребенком в рамках образовательной программы или отработка умений и навыков тех знаний, что ребенок получает на уроке.

Основное преимущество организации внеурочной деятельности в рамках комплексной программы заключается в координирующей роли взаимодействия между педагогическими работниками для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребёнка, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.

  Новизна программы - в подборе тем, создающих условия для повышения качества

образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.

  Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, практических занятий, речевых ситуаций и так далее.

  Практическая значимость программы заключается в следующем:

1. Программа помогает постичь основы курса «Тайны русского языка», сделать первые шаги по исследованию текстов и информации различного характера.

2. Благодаря программе у обучающихся формируются основы гражданственности,

любви и уважению к родному языку.

3. Программа учит быть не просто пассивными читателями, но учиться проводить

исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться

своими знаниями с окружающими, работать с литературой, рассказывать, исследовать

демонстрационный наглядный материал. При помощи него обучающиеся воспринимают,

осознают и фиксируют в памяти информацию педагога.

  Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения

обучающимися навыков и умений и обогащения знаний.

Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой

инициативы обучающихся.

Проектный метод используется при организации научно - исследовательской деятельности обучающихся, решении конкретных задач.

Исследовательский метод используется для развития умения учащихся работать с

различными источниками информации, вычленять проблемы для организации исследования, искать пути реализации этих проблем.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: чтение и анализ материалов, беседы, решение тестов, выполнение творческих проектов и

научноисследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы:

- развитие связной речи, повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 8 классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ в будущем году

Задачи:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

  Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели - 17 часов (0,5 час в неделю). Данная программа реализуется для учащихся в возрасте 14-15 лет.

  На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций

учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

  Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

  Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и

уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

 

Методы, формы работы, используемые технологии.

Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

Метапредметные

Формирование сознания того, что русский

язык – важнейший показатель культуры

человека. Развивать любовь и уважение к

Отечеству, его языку как выразителю

национального самосознания народа.

Овладение языковыми нормами,

лингвистической компетенцией

оценивания параметров сочинения.

Формирование устойчивой мотивации к

изучению и закреплению нового.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности, овладение

лингвистической компетенцией находить и

формулировать главный тезис, подбирать

аргументы. Овладение лингвистической

компетенцией распознавания фактических

ошибок. Овладение лингвистической компетенцией распознавания речевых и грамматических ошибок. Осознавать роль языка в формировании мышления, расширять объем употребления грамматических средств выражения мыслей и чувств, чувствовать эстетическую ценность родного языка, потребность сохранять его красоту и богатство. Овладение лингвистической компетенцией выявления синонимии как языкового явления.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности.

Формирование устойчивой мотивации к

самостоятельной и коллективной

аналитической деятельности.

Коммуникативные:

пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управлять поведением партнеров (контроль, коррекция,

оценка действия партнера, умения убеждать), формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, пользоваться разными видами чтения, слушать и слышать друг друга, с точностью и полнотой

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать, выделять и преобразовывать необходимую информацию, проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста, объяснять

языковые явления, процессы, связи и

отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон.

Тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Речевая культура – часть общечеловеческой

культуры. Культура языка. Культура речи.

4

2

Типология норм.

4

3

Нормы речи.

4

4

Синтаксис.

5

Итого

17

Содержание программы внеурочной деятельности

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. (4 часа)

Язык и речь. Языковая норма как историческая категория. Понятие нормы в современной

лингвистике. Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. Понятие

вариантов норм. Написание сжатого изложения. Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи.

Типология норм. (4 часа)

Ошибки грамматические и речевые. Качества хорошей речи. Основные качества хорошей

речи. Общая характеристика. Правильность как основа хорошей речи. Содержательность

хорошей речи. Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность

хорошей речи. Точность речи. Техника речи. Понятие техники речи в современной

лингвистике.

Нормы речи. (4 часа)

Орфоэпические нормы. Лексика. Лексические нормы. Словообразовательные нормы.

Морфологические нормы и их особенности. Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

Синтаксис. (5 часов)

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. Употребление вводных

слов, обращений и междометий в речи. Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Синтаксический минимум. Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Уровень результатов работы по программе:

овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической

компетенции;

научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы

компрессии текста;

научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

владеть формами обработки информации исходного текста;

работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать

формулировку задания и вникать в её смысл;

четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

уметь работать с бланками экзаменационной работы;

сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание темы

Количество часов

Дата проведения

1

Речевая культура – часть

общечеловеческой культуры.

Лекция учителя:

«Значимость речевой

культуры для духовной

жизни общества».

1

2

Формирование норм литературного  языка. Признаки нормы.

Лекция учителя: «Норма -

одна из составляющих

национальной культуры».

Практическая часть:

1

3

Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

Лекция учителя:

«Императивные (обязательные) и

диспозитивные (вариантные)

нормы».

Практическая часть:

«Задание 1. Написание

сжатого изложения по

незнакомым текстам».

1

4

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных

стилей речи

Лекция учителя: «Первый

закон экономии языковых

средств». «Второй закон

языковых средств – закон

аналогии или унификации

(уподобления)».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3.

Критерии оценки заданий.

Структура сочинения».

1

5

Типология норм. Ошибки грамматические и речевые.

Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи».

Практические упражнения

«Поразмышляем вместе».

Задание 15.1,15.2,15.3

Учимся формулировать тезис

1

6

Качества хорошей речи.

Лекция учителя: «Понятие

речи. Общая характеристика.

Особенности».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3.

Учимся аргументировать».

1

7

Основные качества хорошей речи.

Общая характеристика.

Семинар на тему:

«Правильность, чистота,

богатство, содержательность,

точность, логичность,

выразительность, уместность

- основные качества

хорошей речи».

Практическая часть:

«Задание 15.1,15.2,15.3

Учимся писать вывод

сочинения на

лингвистическую тему

(15.2)».

1

8

Правильность как основа хорошей речи.

Лекция учителя: «Виды

правильности речи.

Окказиональность «как

особая правильность» в

художественном тексте».

Практическая часть:

«Отработка навыка

написания сочинения на

лингвистическую тему

(15.2)».

1

9

Точность речи.

Лабораторная работа:

«Фактические ошибки

Речевые и грамматические

ошибки. Поиск и

исправление недочетов».

Тестирование в формате

ОГЭ (изложение, сочинение)

1

10

Орфоэпические нормы.

Тексты разных стилей.

Лекция учителя:

«Становление

орфоэпической нормы. Особенности формирования

произносительной

литературной нормы.

Орфоэпия как совокупность

правил произношения.

Основные фонетические

законы гласных и согласных

современного русского

литературного языка.

Источники отклонений от

литературной нормы.

Степени нормативности

системы литературного

произношения».

Практическая часть:

«Понимание текста.

Отработка Задания 2».

1

11

Лексика. Лексические нормы.

Лекция учителя: «Лексика

как системная организация

языка. Лексические нормы

как правила употребления

слов в языке. Нарушения

лексических норм».

Практическая часть:

«Средства выразительности

речи. Отработка Задания 3»

1

12

Словообразовательные нормы.

Орфография.

Лекция учителя:

«Словообразовательная

система русского языка. Словообразовательная норма

как система правил

построения слов в языке.

Понятие окказиональной

нормы в словообразовании».

Практическая часть:

«Правописание приставок.

Отработка задания 4»

1

13

Морфологические нормы и их особенности.

Практикум: «Правила

согласования, образования и

употребления форм рода.

Числа и падежа.

Правописание суффиксов.

Отработка Задания 5»

Лекция учителя:

«Морфологический

минимум».

Практическая часть:

«Правописание Н – НН в

различных частях речи».

1

1

14

Синтаксис и пунктуация.

Синтаксические нормы и их особенности.

Проектная работа –

презентация

«Словосочетание. Виды

подчинительной связи

(согласование,

управление,

примыкание)».

Практикум:

«Нарушения норм

согласования и

управления. Отработка

Задания 7»

1

15

Речевые ошибки при употреблении

синтаксических средств языка.

Семинар: «Грамматическая

основа предложения.

Нарушения порядка

следования слов,

употребления однородных

членов в простом

предложении, причастных и

деепричастных оборотов,

частей сложносочиненного и

сложноподчиненного предложения, смешение

прямой и косвенной речи.»

Практическая часть:

«Отработка Задания 8,11».

1

16

Функциональные стили.

Стилистические нормы.

Лекция учителя

«Функциональные стили».

Практикум: «Выполнение

тестовых заданий».

1

17

Правописные (орфографические и

пунктуационные) нормы.

Лекция учителя:

«Орфографическая и

пунктуационная грамотность

как неотъемлемая часть

речевой культуры.

Орфография как раздел

лингвистики. Основные

принципы русской

орфографии. Правила

русской орфографии.

Пунктуация как система

постановки знаков

препинания.

Интонационномелодические

законы русской речи.

Правила русской

пунктуации».

Олимпиада «Блиц - турнир

по русскому языку»

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

1. ВПР 2021. Русский язык. 9 класс. Типовые

тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2021.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 8 класс / под ред. И.П.

Цыбулько. «Национальное образование», 2017. - ФГОС. Новый образовательный стандарт.

4. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.:

издательство «Экзамен». 2017.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы

сочинений».

Интернет- ресурсы:

Сайт ФИПИ

unikum.rudn.ru/-онлайн-подготовка repetitor.net/подготовка-к-огэ prouchebu.com›internet_ege_oge


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...