Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему "Здоровье не купишь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Газалиева Зулфия Магомедовна

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему    «Здоровье не купишь»                  (5-й класс)

Цели:

обучающие: учить школьников строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения, высказывать и обосновывать свое мнение;

развивающие: развивать умение осуществлять речевой самоконтроль; подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения: дальнейшее формирование знаний о структуре сочинения-рассуждения; развитие устной и письменной речи, мышления обучающихся;

воспитательные: воспитывать внимательность и аккуратность, прививать языковое чутье, формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: слайды о структуре текста-рассуждения, дидактический и раздаточный материал, видеопроектор.

.

                                                ХОД УРОКА

І. Оргмомент. 

II. Актуализация опорных знаний.

    Формируемые УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему и цели урока.

    Используемые технологии: ИКТ.

Беседа

- Как вы считаете, актуальна ли выбранная тема? (Ответы учащихся)

- Что мы можем узнать в ходе обсуждения и нужно ли работать над этой темой?

- Мы подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, а напишите вы его дома (запись в тетради даты и темы).

ІII. Работа над темой урока

  1. Словарная работа.

Формируемые УУД:  владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; самостоятельно выполнять работу, производить самоконтроль в процессе работы и взаимооценивания после ее выполнения.

- Прежде чем мы будем работать над структурой текста-рассуждения, давайте вспомним орфографию: разберите по составу слово “рассуждение” и обозначьте в нем все орфограммы (один ученик у доски, остальные в тетради.)

Итак, вы верно обозначили корень в слове и нашли вариант этой морфемы – корень “суд”, значит, сегодня мы будем судить, рассуждать, выяснять, чья точка зрения верна. А чья может быть подвержена сомнению.

2. Словарный диктант.

Комментарий. На столах у каждого ученика лежат карточки со словарным диктантом, в котором пропущены буквы.

Сформулировать задание. (Вставить пропущенные буквы.) Выполните его

Фу..бол, зд..ровье, г..мнастика, хок..ей, тен..ис, ал..ергия, т..емпература, баск..тбол, кросс.. .

Взаимопроверка (правильный вариант учитель выводит на экран)

Выставление оценок (ученикам друг другу)

   

 3. Структура текста-рассуждения.

Используемые технологии: технология проблемного обучения.

 Как связаны темы урока и слова из диктанта?

       (Учитель самостоятельно или совместно со школьниками формулирует тему сочинения:   «Здоровье не купишь» ).

 Согласны ли вы с таким мнением?

 Докажите свою точку зрения (работа в парах).

- Вспомним, как строится текст-рассуждение? (Ответы: тезис, аргументы, вывод).                 Слайд 3. 

- Что такое тезис?

- Что представляет собой 2-я часть рассуждения (должно быть не менее 2-х аргументов).

- Что нужно отразить в выводе?

   4. Создание шаблона текста.

Мы вспомним структуру текста – рассуждения и речевые конструкции, которые вы сможете использовать при создании текста. С чего начнем создание текста? (Нужно сформулировать тезис)

- Давайте посмотрим, какие речевые конструкции можно использовать при составлении аргументации? (Повторение правил об обособлении вводных слов и знаков препинания в СП)

Таблица 1

- Посмотрим, какие речевые конструкции мы можем использовать при оформлении вывода.

Таблица 2

   5. Физкультминутка (Проводит заранее подготовленный ученик)

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии.

    6. Дебаты по теме урока (в группах)

Формируемые УУД: строить связные монологические высказывания; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы, работать в группе, паре; договариваться и приходить к общему решению  процессе совместной деятельности; осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Используемые технологии: элементы технологии «Дебаты».

Комментарий.

Прочитайте тезис, придумайте два аргумента и два контраргумента, используя слова во-первых, во-вторых:

1-я группа – «В здоровом теле – здоровый дух»;

2-я группа – «Самое большое богатство – здоровье»;

3-я группа – «Спортом нужно заниматься»

Проверка работы групп (заслушивание ответов участников группы). Остальные группы задают вопросы, высказывают мнение по обсуждаемой теме.

 IV. Домашняя работа. Итоги. Оценивание.

Напомню, что вам дома нужно написать сочинение – рассуждение на предложенную тему.

Сегодня на уроке мы много сравнивали, сопоставляли, делали выбор. Дело в том, что человек очень отличается от всего, созданного на Земле именно тем, что он постоянно должен выбирать, и от его выбора зависит судьба, причем не только одного человека. Нужно очень обдуманно принимать решения и не отказываться от советов взрослых, не рекомендующих, например, долго сидеть за компьютером, смотреть некоторые фильмы, тем более что они могут негативно воздействовать на психику; ну и, конечно же, не торопиться стать заложником вредных привычек. А для этого нужно знать, что всегда можно найти альтернативу.

Когда вы будете писать сочинение, помните то, что сказал когда-то М. Горький: “Прежде, чем писать, подумай, о чем писать, как писать и для чего” (слайд 14).

V. Рефлексия

Интерактивный прием «Микрофон»

Каким было ваше настроение в начале урока?

Изменилось ли оно к концу урока?

Способствует ли такая форма проведения урока укреплению здоровья?

Спасибо за урок.

Таблица 1.Аргументация

Вводные конструкции

Союзы, союзные слова

Речевые обороты

Во-первых,

во-вторых,

по-моему,

например,

видимо,

скорее всего,

как мне кажется,

на мой взгляд,

по моему убеждению.

Так как,

в результате чего,

потому что,

поскольку,

благодаря тому что,

если,

хотя,

несмотря на…

Причина состоит в следующем…

Укажем на причины…

Это объясняется тем, что…

Это зависит от…

Это связано с тем, что…

Допустим, что…

Попытаемся разобраться…

Таблица 2. Выводы

Вводные конструкции

Союзы

Речевые обороты

Таким образом,

Следовательно,

Итак,

… , т ак как…

… , поскольку…

Из этого следует, что…

Я уверен (а) в том, что…

Получается, что…

Мне хочется сделать вывод о том, что…

Я могу с уверенностью сказать, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( задание 15.3)» с использованием ИКТ...