Конспект и презентация по русскому языку на тему: «Публичная речь в защиту полярных медведей», 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Козачанская Алевтина Андреевна

Паспорт урока

Учитель: Козачанская Алевтина Андреевна

Школа: МБОУ СОШ №4 г.Сальска

Предмет: русский язык

Класс:9 «А»

Тема урока: «Публичная речь в защиту полярных медведей»

Тип урока: урок развития речи

Форма урока:урок-призыв

Цель урока: обучать публичному выступлению перед аудиторией.

Задачи урока:

ü  способствовать формированию умения готовить публичное выступление на заданную тему;

ü  повторить орфоэпические, грамматические, речевые нормы русского языка;

ü  развивать устную монологическую речь;

ü  воспитывать активную гражданскую позицию у обучающихся.

Планируемые результаты:

 

Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.

 

Метапредметные  УУД:

Коммуникативные:

владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, речевыми нормами родного языка.

Регулятивные:

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе подготовки к публичной речи.

 

Предметные: знать особенности публицистического стиля; знать орфоэпические, грамматические, нормы русского языка, уметь работать с паронимами; знать структуру публичной речи.

 

Технология: технология развивающего обучения, элементы здоровьесберегающей технологии.

 

Формы работы:фронтальная, индивидуальная

 

Методы работы: проблемный метод, поисковый метод, эвристическая беседа, иллюстративный метод

 

Приёмы обучения: практические упражнения, доклад, выступления, игра «Да-нет»

Оборудование: презентация, видеоролик, памятка оратора

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon publichnaya_rech_v_zashchitu_polyarnyh_medvedey.zip1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность на уроке

1.Организационный этап.

1.Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и, чтобы вы не волновались, давайте подарим друг другу улыбки! Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям. Спасибо! Садитесь!

2.Запись в тетради (число, классная работа)

- Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите? Настоящая зима, белый пушистый снег. День сегодня морозный, красивый, да и дата особенная. Запишите в маршрутных листах число. Сегодня 27 февраля.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Итак, я уже сказала, что сегодня особенная дата. Для того чтобы узнать, что же особенного в сегодняшнем дне, нам предстоит отправиться… в Арктику. Внимание на экран.

(Просмотр видеоролика «27 февраля – День полярных медведей»)

3. Определение темы урока. Целеполагание.

1.Эвристическая беседа:

 - Ребята, я вижу, что вы удивлены так же, как и наши гости. Урок русского языка… При чем здесь медведи? Как они могут быть связаны с нашим уроком?

- Сегодня 27 февраля, а из видеоролика мы узнали, что это день защиты белых медведей.

- Мне кажется, мы тоже можем внести свой вклад в защиту медведей.

- Интересная мысль. А как с помощью русского языка мы можем помочь этим замечательным животным?

- Наверное, мы можем написать статью или выступить с речью в защиту полярных медведей.

- Ну конечно же. В наших руках такое мощное средство, как слово. Мы можем попытаться в течение сегодняшнего урока убедить наших гостей, убедить друг друга, что защищать медведей да природу в целом нам просто необходимо! Итак, как вы думаете, какова тема урока?

- «Публичная речь в защиту полярных медведей»

- Запишите тему.

2.Целеполагание.

- Ребята, как вы думаете, для того чтобы публичная речь была успешной, что нам необходимо сделать?

  • Вспомнить сведения о публицистическом стиле, ведь мы будем выступать.
  • Мне кажется, мы должны узнать, как правильно строится публичная речь.
  • Повторить орфоэпические, грамматические и речевые нормы русского языка. Наша речь должна быть грамотной.

- Хорошо, молодцы!

4. Актуализация знаний. Работа по теме урока.

- С повторения норм русского языка мы и начнем. Давайте вспомним, как называются нормы произношения?

- Орфоэпические.

- Предлагаю вам следующее задание: у вас написаны слова, расставьте в них ударение.

Орфоэпическая разминка.

ЛыжнЯ, новостЕй, создалА, углубИть, мЕстностей, воспринялА, насорИт, понЯв, срЕдства, нАчал, нефтепровОд, красИвейший, прозорлИва, торОсы.

-Слово торосы вызвало затруднения. Кто знает, что такое торосы?

- Торо́сы – нагромождение обломков льда до 10-20 метров в высоту, которые образуются в результате сжатия ЛЕДОВОГО покрова

- Посмотрите внимательно на слайд. Всё ли вас устраивает в определении?

- Мне кажется, что правильно будет сказать не ледовый покров, а ледяной.

- Молодец, правильно! А как называются такие слова, сходные по звучание, но разные по лексическому значению?

- Паронимы.

- Хорошо. Поработаем с паронимами-прилагательными. Ваша задача – правильно определить лексическое значение паронимов, подобрать к ним существительные.

Работа с паронимами.

1.Ледовый –находящийся, расположенный на льду; происходящий во льдах (завал, дворец, дорога, экспедиция)

Ледяной – прилагательное к существительному лёд; состоящий изо льда, покрытый льдом; очень холодный; в переносном значении – крайне сдержанный, презрительно-холодный, уничтожающий (глыба, покров, ветер, вершины, волна, тон, взгляд)

(Я называю: пальцы, глыба, экспедиция, тон, дворец, покров, завал)

2.Экологичный – не оказывающий вредного влияния на природу, живую среду; соответствующий нормам экологии, безвредный (экологичный транспорт, экологичный дом)

Экологический – свойственный экологии – совокупности понятий и явлений, связанных с окружающей средой, характерный для нее (экологический стандарт, экологическая чистота, экологический материал)

(Я называю: транспорт, чистота, дом, стандарт)

- Молодцы! А теперь поработайте самостоятельно: составьте словосочетания со следующими паронимами:

3.Бедный – человек, дом, ужин, содержание

Бедственный–положение, состояние

4.Бережливый – человек, хозяин

Бережный – забота, использование

5.Благотворительный – фонд, концерт, акция

Благотворный–воздействие, влияние

- Молодцы! Ребята, мы повторили орфоэпические нормы, различение паронимов относится к речевым нормам, давайте ещё поработаем с грамматическими нормами. Вам нужно исправить ошибки.

1.Вопреки распространённого мнения, полярные медведи не впадают в спячку. – Вопреки распространённому мнению, полярные медведи не впадают в спячку.

2.У белых медведей более развитее обоняние. – У белых медведей более развитое обоняние.

3.В зимний период медведи залегают в расположенные берлоги на материковой или островной части. - В зимний период медведи залегают в берлоги, расположенные на материковой или островной части.

4.Летом популяция полярных медведей перемещаются в сторону полюса. - Летом популяция полярных медведей перемещается в сторону полюса.

5.Более шестьдесят лет назад охота на полярного медведя была запрещена. - Более шестидесяти лет назад охота на полярного медведя была запрещена.

Элементы здоровьесберегающей технологии

- Ребята, мы отлично поработали, а теперь предлагаю вам отдохнуть. Закрыли глазки, откинулись на спинку стула и расслабились… Представьте, что мы попали на север, в Арктику. Чувствуете прохладу? Оглянитесь вокруг. Что вы видите? Нас окружают ледяные покровы, белый чистый снег. Вот на льдине резвятся медвежата. Они такие же белоснежные, как и всё вокруг… Как здорово оказаться наедине с природой, вдали от городского шума. К сожалению, нам пора возвращаться назад! Открываем глаза… Мы отдохнули, а значит готовы работать дальше.

5. Учебно-познавательная деятельность.

- Итак, ребята, в начале урока кто-то сказал, что мы должны поговорить о публицистическом стиле. Для начала предлагаю вспомнить, какие же стили русского языка вы знаете.

- Стили языка делятся на книжные стили и разговорный стиль. Книжные стили, в свою очередь, делятся на художественный, официально-деловой, научный и публицистический.

- Правильно. Остановимся с вами на публицистическом стиле. Что мы о нем знаем? Я попросила Аню подготовить небольшой доклад о публицистическом стиле. Пожалуйста!

Доклад подготовленной ученицы.

Публицистический стиль широко используется в публичной речи. Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренными со словом «публицистический» являются слова публицистика и публицист. Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистических высказываний — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера использования публицистического стиля — общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, речь защитника или адвоката на суде, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад на общественно-политические, нравственно-этические темы, публичная речь.

Для публичной речи и публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства: чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

- Спасибо, Аня!- Итак, ребята, мы повторили с вами признаки и жанры публицистического стиля. Теперь я предлагаю вам выполнить задание, которое называется «Да/нет». На карточках написаны виды речи. Ваша задача – определить, относится ли данный вид речи к публицистическому стилю.

(Я хожу между рядами, в руках карточки с предложениями. Ребенок выбирает карточку, читает и определяет, относится ли вид речи к публицистическому стилю)

Карточки

  1. выступление кандидата на выборах перед избирателями (да);
  2. объявление одноклассникам о завтрашней экскурсии (да);
  3. разговор директора школы  с вами в его кабинете (нет);
  4. разговор с родителями о делах в школе (нет);
  5. представление классу  почётного гостя (да);
  6. рассказ дворовым друзьям  о происшествии во время экскурсии (нет);
  7. выступление, в котором вы поздравляете с праздником своих учителей (да);
  8. выступление депутата (да);
  9. инструкция, как играть в какую-либо игру для детей в лагере отдыха (нет);
  10. речь о вреде курения перед учащимися (да).

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Скажите, теперь вы готовы к написанию своей речи в защиту полярных медведей и к выступлению? Что ещё необходимо знать? (Как строится публичная речь)

Структура публичной речи:

  • Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи.
  • Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее.
  • Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.

- Итак, ребята! Перед тем, как вы начнете работать, я бы хотела поделиться с вами одним маленьким секретом! Часто бывает такое, что речь человека грамотная, он выражает правильные мысли, но при этом публика не верит ему, не идет за ним. В чем же дело? А вот в чем! Выступающий должен располагать к себе внешним видом, эмоциями. Существует даже специальная наука, которая называется кинесика.

 Кинесика – это совокупность телодвижений (жестовмимики), применяемых в процессе человеческого взаимодействия. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм), пространственный рисунок (перемещения говорящего), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которые могут быть решающими в интерпретации произносимых высказываний.

- У вас на столах лежат памятки оратора. Можете подсматривать в них при  создании своей речи. Также у вас есть карточки, на которых вы можете найти важную информацию о причинах исчезновения белых медведей, некоторые статистические данные, т.е. всё то, что поможет вам при создании публичной речи.

- Напишите, пожалуйста, 8-10 предложений в защиту полярных медведей, все-таки сегодня их день!

Памятка оратора

  • Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать).
  • Определи цель выступления.
  • Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны.
  • Не говори быстро, не бойся пауз.
  • Не маши без надобности руками.
  • Помни, что главное для оратора – внимание слушателей.
  • Речь должна быть интересной.

Написание публичной речи и выступления обучающихся.

6.Итог урока. Рефлексия.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Всех ли целей мы достигли?

  • Вспомнили сведения о публицистическом стиле.
  • Повторить орфоэпические, грамматические и речевые нормы русского языка.
  • Выступили в защиту полярных медведей.

Выставление оценок.

7.Домашнее задание.

Задание на выбор:

  1. Я предлагаю вам упр.№222
  2. Я предлагаю вам подготовить публичную речь в защиту любого другого животного Арктики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Конспект урока и презентация по русскому языку на тему "Раздельное написание не с деепричастиями", 7 класс

Материал состоит из конспекта и презентации. Конспект урока в в форме таблицы, в которой помещены к каждому этапу урока УУД, деятельность учителя и деятельность ученика. В презентации урока есть алгор...

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение" (5 класс)...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме " Типы речи", 11 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык"  по теме " Типы речи", 11 класс, 2018г....

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. , для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание глаголов  на -тся, -ться", 8 класс, 2022г. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....