Выступление на муниципальном МО учителей русского языка и литературы.
материал по русскому языку
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
Какое это счастье — быть грамотным!
Жизнь могут двигать только очень грамотные люди…
М. Горький «В людях»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
Какое это счастье — быть грамотным!
Жизнь могут двигать только очень грамотные люди…
М. Горький «В людях»
Формирование орфографического навыка является одной из ведущих проблем в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать.
Как и многих учителей меня волнует проблема безграмотного письма учащихся; неумение «видеть» орфограммы.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания, поэтому, изучая орфографию, дети должны осознать, что списывание, диктант – это не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Существует ряд отрицательных факторов в обучении правописанию:
- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного, существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то её снижение – одна из причин неблагополучия в правописании.
- понижение уровня познавательного интереса учащихся. Система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстает перед учащимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.
1. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
2. Письмо с проговариванием.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
5. Письмо по памяти.
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают по одному предложению и самостоятельно его записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
7. Списывание.
Алгоритм списывания:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его, не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Выборочное списывание - подготовительная работа к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
8. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
9. Диктанты.
- Предупредительный диктант.
- Объяснительный диктант.
- Выборочный диктант.
- Свободный диктант.
- Самодиктант.
- Зрительно-слуховой диктант.
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова, а затем записывают.
- Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
- Словарный диктант.
В этом году работаю с очень слабыми ребятами и выделила для себя несколько значимых видов работы над орфографической зоркостью.
1. Орфографические минутки.
Очень важно формировать умение опознавать орфограммы. В любой письменной работе учащиеся графически выделяют орфограмму, в устных работах обязательно называют её. Здесь очень помогает справочник на форзаце учебника, которым с первых же дней ученики должны научиться пользоваться
2. Карточки с индивидуальными заданиями.
Индивидуальные карточки очень помогают повышать грамотность.
Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.
Устный опрос по карточкам - эффективный вид опроса. Очень результативна работа по карточкам с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму.
- Работа со словарями.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить писать эти слова без ошибок.
Эффективность словарной работы на уроках русского языка зависит от следующих условий:
а) осуществления комплексной работы над словом;
б) проведения систематического лексического анализа языковой единицы;
в) формирования орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа;
г) использования лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка.
Одним из важнейших рычагов повышения грамотности является формирование у учащихся умения пользоваться орфографическим словарём. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Пользоваться словарём нужно во время любой классной работы, диктантов, изложений, сочинений.
В начале урока даю ученикам группу словарных слов (до 7 слов в 5-6 классах). На следующий урок – проверка слов под диктовку.
- Списывание. С досадой обнаружила, что некоторые ученики, пришедшие из начальной школы, не умеют списывать и допускают ошибки даже в тех словах, где нет пропущенных букв. С тех пор я провожу контрольное списывание, предупреждая учеников, что за одну ошибку при списывании ставится неудовлетворительная оценка. Результаты первой работы были очень плохими. Но постепенно дети становились более внимательными.
5.На каждом уроке проводится словарно-орфографическая работа. Это или "По следам ошибок", когда вызываются двое-трое учащихся (поочередно) и получают задание записать слова, в которых ранее были допущены ошибки; или работа над новыми словами, которые даны в учебнике для заучивания; или словарные диктанты (два в четверть).
В словарные диктанты включаю слова, над ошибками в которых класс работал, слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. Это помогает увидеть, над какими ошибками надо работать, какие новые слова еще не усвоены.
Если ученики получают за словарный диктант "2", то они имеют возможность через несколько дней переписать его, но оценка при этом на балл снижается. Если ученик не готовился к работе повторно, значит, двойка остается, но на уроках я с ним работаю индивидуально, подключая его к работе "По следам ошибок".
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно при списывании выделить орфограммы и объяснить их.
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
Каждый урок должен заканчиваться подведением итога. В конце урока, минут за 5—7 до звонка, взяв в руки тетрадь, ученики должны вспомнить все орфограммы, с которыми они встретились на уроке, начиная с "разминки". Каждый, кого вы спросите, отвечает, что он повторял во время "разминки". Затем упоминаются орфограммы, с которыми ученики работали кто у доски, кто в тетрадях, когда выполняли индивидуальную работу; если была работа с перфокартами, то с какими частями речи работали (это мог быть синтаксический разбор предложения, разбор по составу, фонетический или морфологический разбор). А какие орфограммы были записаны при работе над ошибками? И, наконец, с какими новыми орфограммами познакомились при объяснении нового материала? За эти 5—7 минут будут перечислены десятки орфограмм. Повторение и закрепление способствует активизации мышления учащихся и повышению сознательности усвоения материала.
Главное - работа над орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически, из урока в урок, на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Что ж оно будет, коли все грамотными станут?
Александр Козачинский «Зелёный фургон»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как с уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю. А. С. Пушкин Какое это счастье – быть грамотным! Жизнь могут двигать только очень грамотные люди. М . Горький. «В людях»
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С.Рождественский Как помочь учащимся писать грамотно? Как развивать орфографическую зоркость? Как добиться грамотного письма у детей?
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.
Отрицательные факторы в обучении правописанию. Снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то её снижение – одна из причин неблагополучия в правописании Понижение уровня познавательного интереса обучающихся. Система правил трудна, не всегда осмысленна, нередко предстаёт перед обучающимися как набор разрозненных правил, мало связанных между собой, не имеющих единого обоснования и поэтому трудных.
списывание Комментированное письмо диктант Письмо по памяти Приёмы Какографические упражнения Скоростное письмо
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даёт положительные результаты: - обучающиеся усваивают основные виды орфограмм. - достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости; - возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Что ж оно будет, коли все грамотными станут? А.Козачинский «Зелёный фургон»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "
Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме "Воспитание толерантности в общении с учащимися на уроке литературы".
о воспитании толерантности учащихся...
Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Выступление на заседании кафедры учителей русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Работа с Интернет- ресурсами»
В статье рассматривается проблема использования ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....