Обособленные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl._obosoblennye_chleny_predlozheniya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Тема

Обособленные

члены предложения

  1.  К беседке вела дорожка, расчищенная в снегу.

 Сквозь можжевельник, корявый, неопрятный, проросла роскошная медуница.

  1.  Сергей, любимый сын, всегда заступался за мать.

  1. Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась.

            Цель урока:

повторить правила постановки знаков

препинания при обособленных определениях, приложениях, обстоятельствах и научиться применять их, выполняя типовые задания ЕГЭ

(№ 17)

Обособление определений

  1. Сумерки, быстро перешедшие в ночь, окутали сад.

  1.  Ночь, звездная, холодная, опустилась на землю.

  1. А он, мятежный, просит бури…

  1. Измученные трудным переходом, туристы разбили лагерь.

  1. Уставшие от долгой дороги, путешественники все же продолжили свой путь.

  Обособление приложений

  1. Мы, студенты пятого курса, готовимся к защите диплома.

  1. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.

  1. Мастер своего дела, отец быстро добивался успеха.

  1. Треугольная шляпа, ровесница хозяина, тоже висела на стене.

  1. Уроженец Петербурга, отец все же не очень хорошо знал свой город.

Обособление обстоятельств

  1. Блестя на солнце, снег лежит.
  2. За чертой, не всходя, томилось солнце.
  3. Несмотря на плохую погоду, путники двинулись дальше.
  4. На берегу озера, у самой воды, важно вышагивали утки.

1. Скрепя сердце он пошел на мировую.

   2. Отец не торопясь вышел на крыльцо.

      Комментарий предложений

  1. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
  2. По степи, еще не остывшей за ночь, тянуло теплом.
  3. Человек, не помня прошлого, лишает себя будущего.
  4. Опытный механик, Иванов не всегда мог найти неполадки в технике.
  5. Отвернувшись, он все еще продолжал всхлипывать.
  6. Уже немолодая женщина, вдова капитана, слабела от горя с каждым днем.
  7. Вода, чистая, холодная, струилась по скале.
  8. Несмотря на засуху, семена дали дружные всходы.

                                       Тест

Выписать № предложений с     обособленными членами

  1. Они работали спустя рукава.
  2. Я ушел с собрания  молча.
  3. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.
  4. Несмотря на усталость мы не стали устраивать привал.
  5. Там в вышине уже светило солнце.
  6. Сегодня на школьном стадионе состоится торжественная линейка.
  7. Ее муж капитан парохода привез щенка.
  8. Коваленко сидел на всех надувшись и молчал.
  9. Алексей Баталов  известный актер.
  10. Геолог он исколесил всю Сибирь.
  11. Уроженец Москвы Николай снова вернулся в свой город.
  12. Пораженные красотой природы туристы поминутно останавливались.
  13. Уставшие от бессонной ночи рыболовы все же  не расходились по домам.
  14. Довольные счастливые они обменивались впечатлениями.
  15.  Цветы душистые ароматные росли на клумбе.

 Ответы

3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15

            Обособленные члены предложения,        соединенные сочинительными союзами

1.Светлана молчала, глядя в окно и   отвернувшись  от меня.

2. Светлана помолчала, поглядев  в окно, и, повернувшись ко мне, заговорила вновь.

                       Задание 17.ЕГЭ

         Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

1. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

 

2. Над ещё не улёгшимся  (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

 3. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

 4. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4) части старого парка.

 5. Владимир (1) махавший косой не переставая (2) резал траву (3) не выказывая (4) ни малейшего усилия.

 6. Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

Ответы

1 – 23,  2 – 4,   3 – 1234,   4 – 12,   5 – 123,   6 – 3

   

Исправьте ошибки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

 

 1. Отважен был пловец (1) решившийся в такую ночь,  (2) пуститься через пролив, (3) на расстояние двадцати верст, и важная должна быть причина, (4) его к тому побудившая!


2.  . Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации , (3) мы остановились, (4) наслаждаясь ароматом.


3.   Сова ухнула ,(1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями, (4) полетела во тьму.


4. Старички принялись обсуждать последние события, (1) значительно поджимая губы ,(2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.


5. Я без особого труда дотянулся до перил ,(1) покрытых слоем пыли (2) и (3) убедившись в их надёжности, (4) стал медленно подниматься по лестнице.


6.Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я, (3) заинтересованный, (4) подошёл поближе.


                                          ОТВЕТЫ

  1. 14
  2. 34
  3. 1234
  4. 1234
  5. 1234
  6. 1234

Задание 17, 1 вариант.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

1. Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.

 

2. Боец (1) быстро подхватив ружьё (2) и (3) вложив ногу в узкое стремя (4) сел в седло.

3. Работая (1) над текстом комедии Я. Б. Княжнина (2) В. А. Пашкевич проявил себя (3) удивительно одарённым (4) музыкантом

  1. Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3) мыслившие (4) во вселенских масштабах.

 

  1. За полем (1) засеянным (2) только что зацветшею (3) рожью (4) виднелась небольшая деревенька.

 

6. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в молодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.

 

 

7. Нет ни одного русского живописца, который (1) побывав у моря (2) не пытался бы изобразить морскую стихию (3) пронизанную лучами (4) восходящего солнца.

 

8. Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.

9. Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

 

10. У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.

 

11. Арагва (1) обнявшись с (2) шумно вырывающейся из полного мглою ущелья (3) речкой (4) тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуёй.

 

12. Среди развалин древнего Херсонеса (1) висит (2) раскачиваясь над морем (3) колокол (4) установленный на невысоких прочных столбах.

13.Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.

 

Задание 17, 2 вариант

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

1. Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.

2. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) закрывающей запад (4)  народ собрался у белой старинной церкви.

 

3. Не растерявшийся и в этой ситуации Остап (1) уклонился вправо (2) отыскивая глазами лодку (3) с сидящим в ней  Ипполитом Матвеевичем.

4. Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

5. Вечером заря жёлто-зелёной лентой перехватила свод (1) отделяя (2) уходящий день от (3) выбегающей из-за гор (4) ночи.

6. Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.

 

7. Остап неслышно приблизился (1) к укрытому листами фанеры (2) стулу и (3) разобрав прикрытие (4) вспорол плоскогубцами обшивку.

 

8. Искусствоведы убеждены, что (1) работая над образом поэта Николая Алексеевича Некрасова (2) художник Крамской использовал (3) созданные им ранее (4) этюды и даже автопортреты поэта.

 

9. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка — представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

10. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3) походившие (4) на невиданные зимние грибы.

11. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

12. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) поросшим осокой (4) полям.

13.Отец Фёдор (1) выбравшись из фиолетового тумана (2) напущенного автомобилем (3) пришёл в совершенное расстройство и проделал остаток пути пешком.

 

                                                                    ОТВЕТЫ

   1в.                                                  2в.

  1.                                      1-12
  1.                                      2-1234

  3- 2            3-2

  4-3            4- 14

5- 14            5- 1

  6- 123           6- 34

         

7- 123                                              7- 34

8- 12           8- 12

9- 24           9- 4

10-134          10- 13

11- 14        11- 1234

12- 234        12- 12

13- 123        13-123

                дом. зад.

1) составить тест из 10 заданий в формате  зад. 17 ЕГЭ

  2) п.85-87, упр. 399


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс

Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....