Дидактические материалы к уроку русского языка Вводные слова и предложения
учебно-методический материал по русскому языку

Калашникова Людмила Александровна

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, о

чем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, они характеризуются интонацией водности, на письме выделяются запятыми.

Вводные слова могут выражать уверенность, неуверенность, чувство, источник сообщения, последовательность мыслей, способ выражения, оформления мыслей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Вводные слова и предложения выражают различное отношение говорящего к тому, о

чем сообщается . Вводные слова не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, они характеризуются интонацией водности, на письме выделяются запятыми.

Вводные слова могут выражать уверенность, неуверенность, чувство, источник сообщения, последовательность мыслей, способ выражения, оформления мыслей.

Значение вводных слов

               Примеры

Уверенность

Безусловно, без сомнения, бесспорно,

в самом деле, действительно, естественно, конечно, несомненно, разумеется.

Неуверенность

Вероятно, видимо, возможно. Должно

быть. Кажется, может быть. Наверное,

 очевидно, по-видимому, пожалуй,

по сей день

Источник сообщения

Говорят, по- моему, по словам кого либо,

По чьему-нибудь сообщению, на чей-

нибудь взгляд, помнится

Последовательность мыслей

Во-первых,во-вторых,наконец,следовательно, итак, татаким образом, значит,

 напротив, наоборот, в частности, ска скажем

Способ выражения мыслей

Одним словом, иначе говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, гоггрубо говоря, мягко выражаясь.

Озаглавьте текст. Найдите тезис. Укажите доказательства.

Составьте схемы предложений, укажите     значение вводных слов

1.Друзья мои, читайте книги!

2Книги- наши учителя и помощники, советчики.

3.Они,безусловно, играли и продолжают играть главнейшую роль в развитии нашей цивилизации

4. Во- первых, книги рассказывают о том, что человечество совершило, передумало, чего достигло в далеком прошлом; во- вторых, объясняют настоящее и, наконец, увлекают в мир будущего.

5.Хорошие книги, бесспорно, развивают ум, помогают вырабатывать характер, формируют вкус,

6.Польза от общения с книгами и в том, что они, без сомнения, повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и, конечно, любовь к языку.

               1Укажите сложные предложения.

                2.Найдите предложения с однородными членами.

               3.Найдите предложения с вводными словами.

               Слова, не являющиеся вводными.

Авось, большей частью, будто бы, будто, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, вот , вот

Вообще, вряд ли, единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, раз, лишь, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако же, определенно, особенно,

 Отчасти, по-прежнему, почти, приблизительно, притом, при этом, пускай, пусть, разве, решительно, словно,, тем не менее, только, якобы

                   

                  Слова, которые всегда вводные.

 Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стала быть и др.

Расставьте знаки препинания, выясните значение вводных слов, составьте схемы.

  1. Лошади сани деревья бык привязанный к столбу все было бело  и казалось мягким пушистым.
  2. И плетни и белевшая на дворах скотина и крыши домов                                            и стройные раины все казалось спало тихим трудовым сном.
  3. Пожалуй наиболее примечательные особенности манеры этого писателя простота внимание к незначительным казалось бы деталям.
  4. Сегодня наконец получил Володя твое письмо из Москвы а то мы по своему обыкновению начинали серьезно считать тебя погибшим.
  5. Про вас я не слыхал к несчастью ничего но многое от вас конечно знаю.
  6. Тебе  Евгений я разумеется  предоставлю свой кабинет.
  7. Ружья пробывшие двое суток на морозе и вероятно густо смазанные маслом  дали осечку.
  8. На такой ясный и убедительный довод отвечать разумеется было нечего.
  9. Я   взглянул и в указанном направлении действительно увидел старый след медведя.
  10. У самого края  воды лежала какая-то большая темная масса.
  11. Несомненно это был морской зверь выброшенный  волнами на берег
  12. Птицы по- видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу.
  13. Я отступил тихонько назад обошел птиц стороною и подкравшись к ним возможно ближе выстрелил из ружья.

 1 Найдите сложные предложения.

  2 Укажите предложения, осложненные вводными словами.

  3. Укажите предложения с однородными членами.

  4.Укажите предложения с обобщающими словами.

   5.Найдите предложение с обособленным обстоятельством.

   6.Из 13 предложения выпишите  2 С/С со связью ПРИМЫКАНИЕ.

   7 Из предложений 7-9 выпишите  страдательные причастия прошедшего времени

и определите суффиксы


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Памяти выпускника школы" Дидактические материалы к урокам русского языка для 5-9 классов, посвященные С.Е. Цветкову, Герою РФ.

Дидактические материалы по русскому языку для 5-9 классов, посвященные жизни и подвигу выпускника школы, старшего лейтенанта, Героя РФ, С.Е. Цветкова, погибшему при исполнении воинского долга в Дагест...

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)

Олимпийское движение: страницы истории. Дидактические материалы к урокам русского языка. (5-9 классы)...

Дидактические материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме "Повторение. Орфограммы в корне слова".

Данные материалы можно использовать для организации  самостоятельной работы учащихся на уроке повторения и обобщения сведений об орфограммах в корнях слов. Выполняя задания, учащиеся себя оценива...