Рабочая программа. Русский язык. 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Козловская Лилия Михайловна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._russkiy_yazyk._6_klass.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК

6  класс

Рекомендована педагогическим советом (протокол № 11  от   30.08.2018)

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  на основе  нормативных документов:

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки ДНР от 30.07.18. № 678.
  2. Русский язык: 5-9 кл.: примерная программа для общеобразовательных организаций (основное общее образование)/ Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н. – 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018.
  3. Учебный план МОУ… на 2018-2019 учебный год.

Научно-методическая проблема района: «Обеспечение эффективного методического сопровождения педагогических кадров и продуктивной системы поддержки образовательных учреждений района в условиях реализации Государственных образовательных стандартов как стратегического ориентира деятельности и развития системы образования района».

Научно-методическая проблема школы:  «Управление профессионально-личностным ростом педагогов как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях внедрения  Государственных образовательных стандартов».

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: русский язык является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их освоения, а в дальнейшем на качество овладения  профессией. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества, а также основой формирования этических норм поведения учащегося в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Изучение русского языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Учебный предмет «Русский язык», входящий в предметную область «Филология»,  имеет познавательно-практическую направленность. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Направленность курса русского языка на формирование данных компетенций отражена в структуре Примерной программы основного общего образования по русскому языку  для общеобразовательных организаций ДНР (Донецк, 2018) и полностью сохранена в данной рабочей программе.

Базисным учебным планом для образовательных учреждений ДНР предусмотрено обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 660 часов, в том числе в 6 классе – 165 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 165 учебных часов (5 часов в неделю, 33 рабочие недели в 2018-2019 учебном году), на изучение языкового материала отведено 140 часов, уроки развития речи и текстоведения – 15 часов (10 + 5), выполнение контрольных работ – 10 часов.

В 6 классе  изучается разделы «Словообразование», «Орфография», «Культура речи», «Фразеология», «Лексика», «Морфология» («Имя существительное», «Имя прилагательное», «Числительное», «Местоимение», «Глагол»), формируется орфографические навыки. В начале и в конце учебного года специальные часы выделены на повторение. В рабочей программе полностью сохранено содержание тем учебного курса и распределение учебных часов, рекомендованные Примерной программой. Для обеспечения равномерности обучения связной речи и предотвращения перегрузки учащихся темы по развитию речи  и текстоведению  объединены в смысловые блоки и пропорционально распределены между грамматическим материалом. 

Ведущие формы и методы обучения

  • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

  • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);

  • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).

Формы организации обучения:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • парная;
  • коллективная.

Предполагаемые результаты освоения учебного курса

 Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы по русскому языку являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной образовательной программы по русскому языку является:

- владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

Говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

 способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;

умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения учащимися основной образовательной программы по русскому языку являются:

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как одного из государственных языков Донецкой Народной Республики, языка межнационального и международного общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- освоение базовых понятий лингвистики (лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи);

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- овладение орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами современного русского языка;

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

- формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Система  и критерии оценивания учебных достижений учащихся

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся проводится как в процессе изучения всей темы (текущий контроль), так и после изучения раздела или темы в целом (периодический контроль). Для проведения текущего и периодического контроля учащихся устанавливаются следующие виды контроля: поурочный и тематический.

Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.

При осуществлении поурочного контроля оцениваются процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.

Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённых тем.

Письменные контрольные  работы в 6 классе

Виды контроля

1-е полугодие

2-е

полугодие

Контрольный диктант

1

1

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

1

Контрольное изложение

1

Контрольное сочинение

1

Тестовые контрольные задания

3

3

                         Всего

5 + 1

5 + 1

                                                             Итого за год

10 + 2

Контрольный диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов  используются связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся 9 класса.

Требования к тексту диктанта

Класс

Количество

слов
(самост., служебных)

орфограмм

пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами

6

100-110

16

3-4

7

Диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами. 

Нормы оценивания диктантов

Нормы оценивания (количество ошибок)

Вид диктанта

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Контрольный

  • 0\0;
  • 1 негрубая орфографическая или пунктуационная:  

0\1 негрубая,

1 негрубая\0;

  • 1 негрубая орфографическая

+1 негрубая пунктуационная: 1\1.

0\0, 0\1, 1\0, 1\1 (если ошибки негрубые)

2 орфографические +

2 пунктуационные;

• 1 орфографическая +

3 пунктуационные;

• 0 орфографических +

4 пунктуационные

2/2, 1/3, 0/4,3/0,3/1 (если ошибки однотипные)

• 4 орфографические + 4 пунктуационные;

• 3 орфографические + 5 пунктуационных;

• 0 орфографических + 7 пунктуационных;

• 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)

4\4, 3\5, 0\7, 5\4 в 5 классе; 6\6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

• 7 орфограф. +7 пунктуационных

• 6 орфограф. +8 пунктуационных;

• 5 орфограф.+9 пунктуационных;

• 8 орфограф. + 6 пунктуационных

7\7,6\8,5 \9,8\6*

Примечания:

  • при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
  • при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 грубые орфографические ошибки, для «3» — 4 грубые орфографические ошибки, для «2» — 7 грубых орфографических ошибок;
  • отличная отметка не выставляется при наличии трёх и более исправлений грубых ошибок (пошол на пошел, пресел на присел и т.д.);
  • при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена до неудовлетворительной.

Оценка дополнительного задания к диктанту

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляется одна отметка (общая за всю работу, которая является средним показателем двух отметок).

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Отметка

Отметка «5»

Отметка «4»

Отметка «3»

Отметка «2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнено не менее 3/4 всех заданий

Правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Не выполнено более половины заданий

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
  • навыки правописания — орфографические и пунктуационные.

Изложение

Материалом для изложения может быть

  • текст, который читается учителем;
  • предварительно проработанный текст;
  • самостоятельно прочитанный материал из газеты, журнала;
  • эпизод кинофильма или телепередачи;
  • рассказ другого человека об определённых событиях, народных традициях и др.

Когда материал читается непосредственно перед контрольной работой, объем текста для подробного изложения в 6 классе (ориентировочно) составляет 150-200 слов.

Сочинение

Материалом для сочинения могут быть:

  • тема, сформулированная на основе предварительно обсужденной проблемы, жизненной ситуации, прочитанного и проанализированного художественного произведения; а также предлагаемые для отдельных учеников вспомогательные материалы.

Примерный объём сочинения в 6 классе –  1-1,5 страницы.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

  • соответствие содержания работы заявленной теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • наличие фактических ошибок;
  • последовательность изложения.
  • разнообразие лексики и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочётов.
  • Число допущенных ошибок:
  • орфографических;
  • пунктуационных;
  • грамматических.

За письменное высказывание выставляется одна отметка, которая является средним показателем набранных баллов за содержание и за языковое оформление.

Критерии оценивания сочинения

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Высокий уровень учебных достижений

«5»

  • Учащийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей.

Достаточный уровень учебных достижений

«4»

  • Учащийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логично и последовательно излагает содержание;
  •  сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию;
  • допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырех речевых недочётов.

Средний уровень учебных достижений

«3»

  • ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
  • обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырех недочётов в содержании и пяти речевых недочётов

Начальный уровень учебных достижений

«2»

  • ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  •  характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Недостаточный уровень учебных достижений

«1»

  • ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
  • содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Критерии оценивания изложения

Отметка

Критерии оценивания учебных достижений учащихся

Высокий уровень учебных достижений

«5»

  • Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу, выражает своё мнение, сопоставляет его с другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочёты в языковом оформлении.  
  • Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает своё мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении – учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той или иной позиции с учётом необходимости решения определённой жизненной проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим единством, грамматической правильностью.
  • Учащийся самостоятельно создаёт яркое, оригинальное по замыслу высказывание в соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, осознаёт необходимость использования той или иной информации для решения определённых жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. *

Достаточный уровень учебных достижений

«4»

  • Учащийся, не опираясь на вспомогательные материалы, создаёт достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочёты в структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания; но в работе есть отклонения от темы и недочёты в соотношении основной и второстепенной информации; главная мысль выражена и определённым образом аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены отдельные ошибки в языковом оформлении.

Средний уровень учебных достижений

«3»

  • Учащийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен, высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста.

Начальный уровень учебных достижений

«2»

  • Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении.
  • Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения, пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении.

Недостаточный уровень учебных достижений

«1»

  • Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.), не строит высказывание; даже в отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1». 

Оценивание языкового оформления письменного монологического высказывания

При оценивании грамотности письменных изложений и сочинений учитывают:

  • ошибки, нарушающие речевые и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы;
  • ошибки, нарушающие стилистическое единство текста;
  • орфографические и пунктуационные ошибки.

Нормы оценивания сочинений и изложений

Отметка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
  3. Содержание работы излагается последовательно.
  4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
  6. Допускается 1 недочёт в содержании.

Допускается:

  • 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 0 грамматических.
  • 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка.
  • 0 орфографических + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка.
  • 1 негрубая орфографическая + 0 пунктуационных + + 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

  1. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  5. Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.
  • 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.
  • В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а орфографических — двух.

«3»

Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

  1. Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки.
  2. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
  3. Допущено нарушение последовательности изложения.
  4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
  5. Встречается неправильное употребление слов.
  6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.
  • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учётом повторяющихся и негрубых);
  • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;
  • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует заявленной теме.

  1. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста
  2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
  3. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
  4. Нарушено стилевое единство текста.
  5. Допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов.
  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  •  8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических.
  • Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

«1»

Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Примечания: 

  1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения учащегося, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2.  Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3.  Если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно, отметка за содержание не может быть выше отметки «2».
  4.  На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. «Оценка диктантов»).

Тестовые задания

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю. Учителю дают возможность объективно оценить знания и умения обучающихся в баллах по единым для всех критериям.

Количество тестовых заданий должно быть кратно 5.

При выставлении отметки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:

90%–100% – отметка "5"

75%–89 % – отметка "4"

60%–74 % – отметка "3"

45%–59 % – отметка "2"

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  • степень самостоятельности учащегося;
  • этап обучения;
  • объем работы;
  • четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда учащийся не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать умение обучающегося применять определения языковых понятий, соблюдать нормы русского литературного языка. При оценке ответа обучающегося следует руководствоваться следующими критериями:

  • полнота, правильность, логичность и точность ответа;
  • степень осознанности изученного; фактическая точность;
  • подтверждение теоретических сведений примерами (языковое оформление ответа).

При оценке устных ответов учащегося надо руководствоваться следующими критериями:

Отметка «5»

  • учащийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4»

ставится, если учащийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3»

ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2»

отмечает такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1»

ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учащимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Учебно-тематический план  курса русского языка в 6 классе

Наименование разделов и тем

Колич. часов

В том числе

Изучение языков.  матер.

Уроки развития

 речи (РР)

Тексто

ведение

(ТВ)

Контрольные работы

(КР)

1

Введение. Повторение изученного в пятом классе.

9

5

1

2

1

(диктант)

2

Лексика. Фразеология. Культура речи.

16

13

1

1

1

(тест)

3

Словообразование. Орфография. Культура речи.

26

21

2

1

2

(изложение

 тест)

4

Имя существительное  

21

18

1

2

(тест, диктант с гр. з.)

5

Имя прилагательное

22

20

1

1

(диктант с гр. з.))

6

Имя числительное 

19

16

1

1

1

(сочинение)

7

Местоимение 

21

19

2

(диктант, тест)

8

Глагол

29

26

1

2

(тест)

Всего

163

138

8

5

12

Содержание  тем  учебного  курса

Введение. Язык. Речь. Общение (2 часа)

Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Повторение изученного в 5 классе (3 часа + 1р.р. + 1к.д. + 2т.)                                        

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Синтаксический разбор предложения. Прямая речь. Диалог.

РР Ключевые слова к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

ТВ Текст и его признаки: тема и основная мысль, заглавие. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Отработка навыка. Создание текстов по начальному и конечному предложению.

Смысловые части текста. Отражение их в простом и сложном плане. Работа с «рассыпавшимися текстами». Редактирование. Составление плана для пересказа.

Лексика. Культура речи (10 часов) Фразеология. Культура речи (3 часа)

(16 ч: 13+1р.р.+1к.р.+1т.)

     Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова. Устаревшие слова. Словари.

     Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

РР  Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа. Рассказ «Что в имени тебе моем?»

ТВ Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная. Лексические средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слов, синонимы, однокоренные слова.

Словообразование. Орфография. Культура речи (22 часа)

(26 ч: 21 + 2р.р. + 1к.и.+1т + 1т.к.р.)

     Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Буквы А и О в корне -кас- – -кос-. Буквы А и О в корне -гар- – -гор-.  Буквы А и О в корне -зар- – -зор. Гласные в корнях с чередованием. Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные О и Е в сложных словах. Сложносокращенные слова.  Род сложносокращенных слов. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

РР  Описание помещения. Лексические особенности построения текста при деловом и художественном описании.

Описание помещения. Изложение (например, по «Станционному смотрителю» А.С.Пушкина).

ТВ  Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи и его жанры.

Имя существительное (18 часов)

(21 ч: 18 + 1р.р. + 1д.г.з + 1т.к.р.)

     Имя существительное как часть речи (повторение изученного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буквы Е в суффиксе -ен- существительных на -мя.  Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных  -чик- (-щик-). Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

РР  Описание природы. Художественные средства выразительности. Описание природы. Изложение.

Имя прилагательное (19 часов)

(21 ч: 19+1р.р.+1к.д.г.з. )

Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе). Разряды имен прилагательных по значению.  Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень имен прилагательных. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. НЕ с прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

РР  Описание как тип речи. Разновидности описания: описание местности, состояния природы, человека и его внешности.

Имя числительное (16 часов)

(19 ч: 16 + 1р.р.+1т.+1к.с.)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного.

РР  Сочинение-описание «Вид из окна моего дома».

ТВ  Рассуждение. Теория. Практикум. Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.

             Местоимение (19 часов)

(21 ч: 19 +1к.д.+1т.к.р.)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения.

 

Глагол (20 часов)

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (2 часа)

(29 ч: 26 + 1р.р. + 1т.к.р + 1т.к.р.)

Глагол как самостоятельная часть речи (повторение изученного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах.

РР  Повествование. Рассказ на основе услышанного. Практикум.

Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся  6  класса  должны

Знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка и языка межнационального общения,  международное значение русского языка;

- стили речи, признаки  текста, средства связи предложений;

- фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах;

- предмет изучения лексикологии, функций слова в языке, основные способы толкования лексического значения слова, содержания понятий: словарный состав, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов, омонимы, синонимы, антонимы, толковый словарь, профессионализмы, исконные и заимствованные слова, неологизмы, историзмы, архаизмы, приемов отбора, систематизации и оформления материалов к сочинению;

- содержание понятий фразеологизм, лексическое значение и грамматический строй фразеологизмов, источники происхождения фразеологизмов;

- особенности устной и письменной речи, компонентов речевой ситуации, их роли в построении высказывания; умение выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения;

- определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий;

- пунктуационные правила, определяющие постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях;

- основные нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Уметь:

- осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств, работать индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем;

- определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его, характеризовать тексты по форме, виду и типу речи, выделять ключевые слова, соблюдать нормы построения текста, создавать повествовательный текст, исправлять недочеты в выборе средств связи между предложениями в тексте, составлять заявление и объяснительную записку по образцу;

- умения толковать лексическое значение слова разными способами, находить и исправлять ошибки, связанные со смешением профессионализмов и общеупотребительных слов, разграничивать заимствованные и исконно русские слова, находить и исправлять с помощью толкового словаря ошибки в толковании современных слов, разграничивать историзмы и архаизмы, определять роль устаревших слов в художественных текстах, составлять словарные статьи, собирать материалы к сочинению, осуществлять анализ готового материала;

- части речи ( их характеристики по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли),

- выполнять все виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический разборы), синтаксический разбор словосочетаний и предложений различных конструкций;

- соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- адекватно воспринимать и воспроизводить содержание прослушанного и прочитанного текста полностью и по частям (подробно, выборочно, сжато) в устной и письменной форме;

- оценивать речевое высказывание с точки зрения соответствия его коммуникативным требованиям, языковым нормам;

- создавать различные виды высказываний (устные и письменные, монологические и диалогические) в соответствии с ситуацией общения, учебной задачей, собственные тексты разных типов и стилей в жанрах, предусмотренных программой;

- самостоятельно искать необходимую информацию, извлекать её из разных источников и преобразовывать, используя основные виды информационной переработки текста (составление тезисов, конспекта, написание реферата);

- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить рассуждение и делать выводы, ставить перед собой цели и определять пути их достижения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе школьного образования;

- осознания необходимости владения нормами русского речевого этикета, культурой межнационального и международного общения; формирования способности адекватно участвовать в речевом общении;

- осуществления речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения, стремления к совершенствованию собственной речи;

- осуществления гражданского и культурного выбора в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учащихся

  1. Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. организаций/. Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Тематические тесты. Русский язык: 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: «Вако» 2016.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  4. Универсальный словарь русского языка. – СПб. – ИГ «Весь», 2010.
  5. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991

Литература для учителя

  1.         Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами,
  2. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
  3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс. / авт.-сост. Н.В. Егорова – Москва «Вако» 2014.
  5. Разработки уроков / авт.сост. В.Н.Пташкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2011.
  7. Русский язык в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс», 2010.
  8. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 11-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2011.
  9. Русский язык. Диагностические работы к УМК под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. 6 класс. Львов В.В.
  10. Русский язык. Методическое пособие. 6 класс. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.
  11. Русский язык. Орфография. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 6 класс» под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 6 класс Ларионова Л.Г.
  12. Русский язык. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку к учебнику под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. 6 класс. Львов В.В.
  13. Универсальный словарь русского языка. – СПб. – ИГ «Весь», 2010.

Дополнительная литература

  1. Антонова Евгения Станиславовна. Русский язык и культура речи: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 8-е изд., испр. – М.: Академия, 2009. – 316 с. – (Среднее профессиональное образование). – (Общеобразовательные дисциплины).
  2. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады/ С. В. Водолазькая. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 185 с. – (Библиотека учителя).
  3. Кузнецова, Надежда Владимировна. Русский язык и культура речи: учебник. – 3-е изд. – М.: Форум, 2009. – 359 с. – (Профессиональное образование).
  4. Мартынова Ольга Васильевна. Основы редактирования: учеб, пособие / О. В. Мартынова. – 5-е изд., перераб, и доп. – М.: Академия, 2009. – 138 с. – (Начальное профессиональное образование).
  5. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: учеб. пособие. – СПб: Сага; М.: Форум, 2009. – 214 с.
  6. Слово и предложение. Исследования по русскому языку и методике преподавания: сб. науч. ст. в честь 70-летия проф. В. П. Проничева/ сост. Н. Е. Синичкина. – СПб: Филолог. фак. С.-Петерб. гос. унив., 2007. -408 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramota.ru/ – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
  2. http://schoollibrary.ioso.ru/i – школьная библиотека
  3. http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm – Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык
  4. http://www.pycckoeslovo.ru/ – Репетитор по русскому языку
  5. http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. http://www.academic.ru – словари и энциклопедии
  7. http://slova.ndo.ru/ – Крылатые слова и выражения.
  8. http://www.gramma.ru/ – Русский язык: говорим и пишем правильно.
  9. http://www.slovari.ru/ – Электронные словари.
  10. http://www.svetozar.ru/"Светозар". Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. Олимпиада проводится Правительством Москвы. Принять участие в ней могут учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ России, стран СНГ, Балтии и любой другой стране мира. На сайте представлены календарь олимпиады, анкета участника, задания заочных туров.
  11. http://www.ug.ru/"Учительская газета». На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.
  12. http://rus.1september.ru/ Все для учителя русского языка. Электронная версия газеты "Русский язык" издательского дома "1 сентября" и сайт для учителей русского языка "Я иду на урок русского языка" с методическими материалами
  13. http://ps.1september.ru/ Газета «Первое сентября». На сайте размещены статьи и публикации для учителей-предметников, административных работников учебных заведений, школьных психологов, родителей, а также оперативные материалы.
  14. http://www.gumfak.ru Электронная гуманитарная библиотека. Крупнейшее собрание электронных учебников.
  15. http://window.edu.ru/Единое окно доступа к образовательным ресурсам Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет–ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.

Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"

В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...