ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Правописание согласных в корне слова. Омофоны
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Надежда Чеботарева
Цель  урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.
Задачи:
- обучающие:  организовать деятельность учащихся по знакомству с новым языковым явлением (омофоны), обеспечить закрепление изученного материала (правописание согласных в корне слова), содействовать формированию  коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции через анализ языкового материала и системно-деятельностный подход на учебном занятии.
- развивающие: способствовать развитию мыслительных операций обучающихся через анализ языкового материала и сопоставление познавательных объектов (слова с разными орфограммами, слова-омофоны);  содействовать формированию креативности через организацию работы с ЭОР.
- воспитательные: содействовать осознанию обучающимися практической ценности изучаемого материала; способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи через разнообразие языкового материала на уроке; способствовать воспитанию интереса к процессу учения через использование информационно-компьютерных технологий.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc71 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Правописание согласных в корне слова. Омофоны

ФИО (полностью)

Чеботарева Надежда Николаевна

Место работы

МБОУ Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7 Ростовской области

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема

Тема «Орфография»

Базовый учебник

С.И. Львова, В.В. Львов Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. — М.: Мнемозина, 2011

Цель  урока: создать условия для закрепления правил написания непроизносимых и удвоенных согласных в корне слова; осознать терминологическую выкладку данных орфограмм; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями в ходе анализа языкового материала.

Задачи:

- обучающие:  организовать деятельность учащихся по знакомству с новым языковым явлением (омофоны), обеспечить закрепление изученного материала (правописание согласных в корне слова), содействовать формированию  коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции через анализ языкового материала и системно-деятельностный подход на учебном занятии.

- развивающие: способствовать развитию мыслительных операций обучающихся через анализ языкового материала и сопоставление познавательных объектов (слова с разными орфограммами, слова-омофоны);  содействовать формированию креативности через организацию работы с ЭОР.

- воспитательные: содействовать осознанию обучающимися практической ценности изучаемого материала; способствовать воспитанию культурно-ценностного отношения к русской речи через разнообразие языкового материала на уроке; способствовать воспитанию интереса к процессу учения через использование информационно-компьютерных технологий.

  1. 10. Тип урока: урок закрепления изученного материала с использованием ЭОР

11. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР (электронный учебный модуль), учебник С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 5 класс», 1-я часть

13. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организацион-ный момент

Приветствует об-учающихся. Соз-даёт комфортную рабочую обста-новку в классе, проверяет готов-ность к уроку.

Настраиваются на работу.

1 мин.

2

Повторение пройденного материала «Правописание непроизноимых согласных в корне слова»

Авторская презентация, слайды 2-3: распределительный диктант

Руководит деяте-льностью обуча-ющихся: распре-делить слова по колонкам «Согла-сный не слышится, буква пишется», «Согласный не слышится, буква не пишется». Местный

Ненастный

Несчастный

Окрестный

Поздний

Уместный

Чувствовать Опасный

Ужасный

Несносный

Участвовать

Чудесный

Небесный

Интересный

Записывают слова под дик-товку, распре-деляя их по со-ответствующим графам таблицы. Осуществляют самопроверку.

4 мин.

3

Постановка задач урока

Организует работу по постановке задач урока сами-ми обучающимися

Ученики ставят задачи урока: вспомнить орфографиче-ские правила на-писания соглас-ых в корне сло-ва, закрепить полученные зна-ния

1 мин.

4

Практическая работа

Авторская презентация, слайды 4-5, электронные учебные модули практического типа

Организует работу по выполнению практический заданий (упражнений 210, 212), работу с модулями «Непроизносимые согласные в корне слова», «Двойные согласные. Орфография. Орфоэпия».

№210. Прелестный – прелесть, празднично – празден, местность – место, окрестность – крест, поздняя – опоздать, грустную – грусть, шествуя – шёл, уздцы – узда.

Модуль «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 страница.  Ненастный, лестница, чувствовать, сочувствие, капустница, проездной, тростник, вестник, областной, праздничный.

Упражнение №212.

Программа

Коллектив  

Бюллетень

Коллега

Троллейбус

Класс  

Туннель  

Аттестат  

Суббота

Коллекция

Хоккей

Кросс

Корреспондент

Теннис

Дрессировка

Иллюстрация

Рассказ

Ванная

Задаёт вопросы:

- Какие слова скрываются за определениями?

- Что общего в написании данных слов?

- Какие из этих слов вам не-знакомы?

Модуль «Двойные согласные. Орфография. Орфоэпия», страница.

Выполняют     упр. №210 по образцу на слай-де 4: выпи-сывают из стихотворных фрагментов слова с орфо-граммой «Непроизносимые согласные в корне слова», подбирают проверочные слова. Осуществляют самопроверку (слайд 5).

Модуль, 3 стра-ница: выписы-вают слова, к которым нельзя подобрать проверочные слова. Осуществляют взаимопроверку.

Отвечают на вопросы учи-теля: план дей-ствий — про-грамма, товарищ по работе — коллега и т. д. Все эти слова на одну орфограмму «Двойные согласные». Записывают незнакомые слова: бюллетень, аттестат, туннель и др., подчёркивают удвоенные согласные.

Модуль  «Двойные согласные», страница 2: вставляют в стихотворные фрагменты слова с удво-енными согласными: терасса, Кирилл, Филипп, Римма, суббота.

5 мин.

3 мин.

3 мин.

5 мин.

5

Физкульминут-ка

Проводит гимнастику для глаз.

Выполняют упражнения гимнастики («Пчела», «Восьмёрка» и т.п.)

2 мин.

6

Знакомство с видом омони-мов — омофо-нами

Авторская презентация, слайд 6

Организует работу по статье учебника  (фронтальный опрос):

- что такое омо-фоны?

- как не ошибиться при написании омофонов?

Читают материал учебника (с.80), отвечают на вопросы: омофоны — слова, совпадающие в написании, но различающиеся произношением. Чтобы не оши-биться в на-писании омофонов, необходимо подбирать проверочные слова в со-ответствии с ле-ксическим значением.

3 мин.

7

Закрепление

Авторская презентация, слайд 6

Организует работу по закреплению навыка различения омофонов на письме (презентация, упражнение №215).

Авторская презентация, слайд 6 (фро-нтальный опрос):

- какие омофоны «спрятаны» на картинках?

- подберите к каждому омофону проверочное слово в соответствии с его лексическим значением.

Упражнение №215. Проживал — прожевал, зализал — залезал, посидел — по-седел, разрядил — разредил, увидал — увядал, спеши — спиши.

Рассматривают картинки, называют омофоны: лиса — леса, по-ласкать — по-лоскать. Подбирают проверочные слова: лис, лес, ласка, полощет.

Упражнение №215. Выписывают слова с про-пущенные буквами, подбирают проверочные слова (само-стоятельно)

2 мин.

5 мин.

8

Подведение итогов

Авторская презентация, слайд 7

Задает итоговые вопросы:

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?

- Что такое омофоны? Что нужно делать, чтобы правильно их написать?

- Как не оши-биться в напи-сании слов с удвоенными согласными?

Отвечают на вопросы, приводят примеры

4 мин.

9

Домашнее задание

Авторская презентация, слайд 8

Объясняет домашнее задание: упражнение №217 (1 задание). Спи-сать текст, выде-ляя корни  в сло-вах с пропу-щенными буквами, объяснить их на-писание.

Индивидуальное домашнее задание  №216(2 задание): написать юмористический рассказ, используя слова-омофоны (для сильных уче-ников).

Слушают объяснения учителя, записывают домашнее задание.

2 мин.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Повторение пройденного

Авторская презентация

Демонстрация

Заполнение таблицы, самопроверка

2 мин.

2

Постановка цели

Авторская презентация

Демонстрация

Ответы на вопросы

1 мин.

3

Практиче-ская работа

Авторская презентация, электронные учебные модули практического типа

Демонстрация

Самопроверка, выполнение заданий типа «Вставь под-ходящее под рифму слово» и др.

6 мин.

4

Знакомство с новым языковым явлением

Авторская презентация

Демонстрация

Ответы на воп-росы

1 мин.

5

 Закрепление

Авторская презентация

Демонстрация

Анализ омофонов, ответы на воп-росы

2 мин.

6

Подведение итогов

Авторская презентация

Демонстрация

Ответы на воп-росы

1 мин.

7

Домашнее задание

Авторская презентация

Демонстрация

Запись д/з

1 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание согласных в корне слова Урок-закрепление

Слайд 2

Распределительный диктант Согласный не слышится, буква пишется Согласный не слышится, буква не пишется

Слайд 3

Распределительный диктант Согласный не слышится, буква пишется Согласный не слышится, буква не пишется Мес т ный Ненас т ный Несчас т ный Окрес т ный Поз д ний Умес т ный Чу в ствовать Опа сн ый Ужа сн ый Несно сн ый Уча ст вовать Чуде сн ый Небе сн ый Интере сн ый

Слайд 4

Упражнение №210. Образец: прелес т ный – прелес т ь. Праз д нично – праз д ен, мес т ность – мес т о, окрес т ность – крес т , поз д няя – опоз д ать, грус т ную – грус т ь, шес т вуя – шё л , уз д цы – уз д а.

Слайд 5

Упражнение №212. Програ мм а – план действий. Ко лл ектив – группа людей. Которые работают вместе или учатся. Бю лл етень – больничный лист. Ко лл ега – товарищ по работе. Тро лл ейбус – вид городского транспорта. Кла сс – помещение в школе. Ту нн ель – сквозной проезд, прорытый под землёй. А тт естат – свидетельство об окончании учебного учреждения. Су бб ота – день недели. Ко лл екция – собрание каких-либо предметов. Хо кк ей – популярная игра на льду. Кро сс – спортивный бег. Ко рр еспондент – сотрудник газеты, журнала. Те нн ис – один из видов игры в мяч. Дре сс ировка – обучение животных. И лл юстрация – рисунок в газете, журнале, книге. Ра сс каз – то, что рассказывают. Ва нн ая – помещение, в котором моются .

Слайд 6

Работа с материалом учебника (с.80) Что такое омофоны? Как не ошибиться при написании омофонов?

Слайд 7

Подведение итогов Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? Что такое омофоны? Что нужно делать, чтобы правильно их написать? Как не ошибиться в написании слов с удвоенными согласными ?

Слайд 8

Д/з: №217 ( 1). №216(2) – на дополнительную оценку в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...

Двойные согласные в корне слова

Презентация по русскому языку по теме "Двойные согласные в корне слова". Презентацию можно использовать на уроке русского языка в 10 классе....

Кроссворды по темам "Словарные слова. Животный мир", "Двойные согласные в корне слова"

Игра - любимое занятие детей. Кроссворды по темам: "Словарные слова. Животный мир" и "Двойные согласные в корне слова" могут быть использованы учителем на уроках и внеклассной работе  по предмету...

План - конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные" 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  "Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные"....