Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Три урока по теме "Спряжение глаголов с безударным личным окончанием" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov_s_bezudarnym_lichnym_okonchaniem.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем тему

«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ»

5 класс

Цели и задачи (ко всем трём урокам по теме «Спряжение глагола с безударным личным окончанием»):

1) познавательные:

- ученики должны знать, как определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (алгоритм);

- ученики должны уметь применять правило / алгоритм в практической работе, т.е. определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, объяснять свой выбор;

2) развивающие:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Урок № 1

Тип урока – урок изучения нового материала.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу:

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)

- А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).

II. Словарная работа. 

Игра «Узнай слово по его лексическому значению».

1.Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (Кроссворд)

2. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)

3. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. (Мозаика)

4. Путь следования. (Маршрут)

5. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзаж)

6. Рассматривать, наблюдать с удовольствием, с восхищением. (Любоваться)

7. Светло-фиолетовый; цвета сирени или фиалки. (Лиловый)

Ученики узнают, о каком слове идёт речь, записывают его в тетрадь (первый угадавший – на доске), подчёркивают орфограммы.

Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: трудный кроссворд, решать кроссворд.

Задание 2. Составить предложение со словом кроссворд. Разбор предложения:

Сегодня я решил трудный кроссворд.

III. Проверка изученного ранее материала (активизация знаний учащихся).

Выборочно-распределительное списывание.

На доске / слайд презентации: записаны предложения. Выписать из них глаголы и распределить в два столбика: в левый – глаголы I спряжения, в правый – глаголы II спряжения.

1. Высоко в небе блестят звёзды. 2. Сегодня соберутся старые друзья. 3. Кто труда не боится, того и лень сторонится. 4. Хороший урожай тому даётся, кто за дело ловко берётся. 5. В погожий солнечный денёк идёшь по лесной тропинке, следишь за белкой. 6. Где вы живёте? 7. Мы вас подождём. 8. Почему вы так кричите? 9. Вот уже целый час мы сидим и молчим. 10. На опушке леса мирно пасутся лоси.

Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант):

I спряжение

Соберутся

Даётся

Берётся

Идёшь

Живёте

Подождём

Пасутся

II спряжение

Блестят

Боится

Сторонится

Следишь

Кричите

Сидим

Молчим

Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают.

- Кто получил «5»? «4»? «3»? А кто не выучил правило и получил «2»?

После этого 1 ученик (из тех, кто получил «5») рассказывает правило вслух.

IV. Новая тема.

Учебник: с.267.

Задание: определите ударение, укажите окончания, назовите глаголы с безударными окончаниями.

Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.

Можно ли на слух или по 3-ему лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Далеко не всегда: бор(ю,я?)тся, езд(я,ю?)т, стро(я,ю?)т.

Как же поступать в этих случаях?

Слайд:

Если у глагола безударное личное окончание, нужно:

1) поставить глагол в неопределённой форме (сохраняя вид!), например, строите – строить;

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

Ко II спряжению относятся (см. слайд):

- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;

- 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;

- 4 глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и другие) относятся к I спряжению.

Читаем правило и образец рассуждения в учебнике на с.267. Орфограмма № 25.

V. Закрепление.

Предупредительный диктант.

Слайд: Пляш..т, бормоч..т, смотр..т, дыш..т, гон..т, гоня..т, слыш..т, слуша..т.

Задание: объяснить выбор гласной в окончаниях глаголов (определить их спряжение). После этого слайд закрывается; учащиеся пишут под диктовку. Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.

Комментированное письмо:

- упражнения: 679 (5 первых слов);

- 680 (4 первых слова).

Морфемный разбор:

- упр. 679: задержим (I вариант), отпилим (II вериант).

Осложнённое списывание.

Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.

Слайд: Ты дремл.., ты не обид..ся, он завис.., ты увид..ся, ты исправ..ся, вы оформ.., они услыш.. .

Самопроверка с доски (правильный вариант).

Составьте с любыми двумя записанными глаголами словосочетания: глагол + сущ., глагол + нареч. Запишите в тетрадь. (По одному примеру записывают на доске, разбирают)

Составьте предложение с обращением. Запишите в тетрадь.

Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?

VI. Домашнее задание: параграф 120, повт. параграф 119; упр. 679 (6 слов), 680 (4 слова).

VII. Подведение итогов урока:

- Что мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие правила вспомнили?  

Урок № 2

Тип урока – урок закрепления знаний.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель обращается к классу:

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

- Над чем мы будем работать сегодня? (Ответы детей – закреплять правило написания окончаний глаголов с безударным личным окончанием).

- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?

- Записываем тему урока. (Слайд презентации)

II. Словарная работа (слайд)

Колыхать                                          Колышень – мелкая зыбь на море (русск.).

Колыхаться

Колыханье

Колышется (х//ш)

Задание 1. Составить предложение со словарным словом.

Записываем предложение для синтаксического разбора:

Тихо струится лесной ручеёк, колышутся над водой зелёные травинки.

Задание 2. Составить схему предложения.

Задание 3. Определить спряжение глагола колышутся; устно проспрягать его, чётко проговаривая окончания.

III. Проверка домашнего задания.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают. 1-2 человека рассказывают правило вслух.

IV. Закрепление.

Осложнённое списывание.

Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.

Слайд. Ты вспомн.., они стро.., она выступ.., мы рассмотр.., он стел.., ты расспрос.., он распиш..ся.

Взаимопроверка (слайд).

Выборочный диктант.

Задание: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, выписать их, обозначив окончание и указав спряжение.

Слайд.         

… Раннее утро. Низко над водой стел..тся туман. Едва заметно колебл..тся тростники. В их зарослях бормоч..т и воз..тся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепч..тся прибрежные ивы. С жестяным свистом пронос..тся утки.

Пахн..т дымком. Это рыбаки развели костёр, закинули удочки и смотр..т, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюн..т?

В тетради. Стелется (I спр.), колеблются (I спр.), бормочут (I спр.), возятся (II спр.), шепчутся (I спр.), проносятся (II спр.), пахнет (I спр.), смотрят (II спр.), клюнет (I спр.).

Дополнительное задание: синтаксический разбор второго предложения.

Низко над водой стелется туман.

Упражнение 689.

Задание: выразительно прочитать стихотворение, списать, обозначить спряжение глагола, объяснить.

Фонетический разбор: всё.

Всё – 1 слог

В – ф – согл., глух., парн., тв., парн.

С – с – согл., глух., парн., мягк., парн.

Ё – о – гласн., уд.

3б., 3 зв.

Морфемный разбор: берёзонька.

Морфологический разбор: (в) стороне.

(В) стороне – сущ.

I. Видится (где?) в стороне. Н.Ф. – сторона.

II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост. – в пр.п., в ед.ч.

III. Видится (где?) в стороне.

РР: составить предложение, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька), а сказуемым – имя прилагательное (полное или краткое).

Диктант с продолжением (упр. 688) – самостоятельно.

(Для сильных учащихся – сочинение «Что делает мой брат (папа, моя сестра, мама и т.д.) до ухода в школу (на работу)» (по желанию))

Дополнительное задание: составить схему одного из предложений с однородными членами. Подчеркнуть все глаголы в тексте.

V. Домашнее задание: повторить параграф 120, упр. 690, вторую часть текста подготовить к написанию по памяти.

VI. Итоги, выводы по уроку.

Урок № 3

Тип урока – урок контроля знаний.

Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель обращается к классу:

- Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках?

- Все знают, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

- Все умеют безошибочно определять, какую гласную нужно писать в окончании глагола с безударным личным окончанием? (Ответы детей).

- Сегодня у нас последний урок по этой теме. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

- Записываем тему урока. (Слайд презентации)

II. Словарная работа: записать как можно больше слов с корнем -бер- / - бир-  (корень выделить).

Морфемный разбор: собирают.

Составить предложение со словом приберу (устно). 

Записываем предложение: Девочки на лесной поляне собирают цветы.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения.

Составить и записать предложение с прямой речью (с одним из записанных слов), составить схему этого предложения.

Например: Мама сказала дочке: «Ты наберёшь ягод, а я испеку пирог».

III. Проверка домашнего задания: самодиктант с дополнительным грамматическим заданием.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт;

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

(П.А.Вяземский)

Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему (на доске).

IV. Контроль знаний учащихся по изучаемой теме.

Упражнение 687 (самостоятельно)

Буквенный диктант.

Задание: определить, какая буква пишется в окончании глагола.

1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. 2. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река… 3. Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею весёлый шелест тростника. 4. Месяц меж тучек над полем сияет. Бледная тень набегает и тает. 5. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит…

В тетради: Е, И, И, Е, И, Е, Е, Е, И. (Взаимопроверка со слайда)

Цифровой диктант.

Задание: определить спряжение глагола.

1. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. 2. Весело цветики в поле пестреют; их по ночам освежает роса, днём их лучи благодатные греют, ласково смотрят на них небеса. 3. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. 4. От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны.

В тетради. 1, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2. (Взаимопроверка со слайда)

Мини-тест.

1. Личные окончания глаголов I спряжения:

а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);

б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

2. Личные окончания глаголов II спряжения:

а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);

б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).

3. Спряжение у глагола с безударным личным окончанием определяем:

а) по форме 2 лица единственного числа;

б) по форме 3 лица множественного числа;

в) по неопределённой форме.

4. К I спряжению относятся все глаголы в ряду:

а) брить, мыть, писать, дышать;

б) веять, сеять, рисовать, гулять;

в) петь, смотреть, рисовать, танцевать.

5. Ко II спряжению относятся все слова в ряду:

а) терп..т, дума..т, мечта..т, собира..т;

б) ход..т, тороп..тся, спеш..т, стел..т;

в) слыш..т, смотр..т, вид..т, говор..т.

В тетради: 1а, 2б, 3в, 4б, 5в. (Самопроверка со слайда).

- Кто выполнил тест на «5»? на «4»? Какие были ошибки?

- Ещё раз сформулируем правило правописания глаголов с безударным личным окончанием. (1-2 ученика рассказывают правило).

V.Развитие речи: упр. 693 (рассказ по рисунку).

Дополнительное задание: подчеркнуть глаголы, указать их спряжение.

VI. Домашнее задание: упр. 697 (+ дополнительное задание для сильных учащихся: вспомнить и записать другие известные пословицы и поговорки о труде).

VII. Итоги, выводы по уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»

Тема урока:  «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»...

Дистанционный урок русского языка "Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями". 5 класс

Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения, ссылки на дидактические ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения....

Дистанционный урок по русскому языку в 5 классе. "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" (2) Закрепление.

Ученикам предложена инструкция для самоподготовки в период дистанционного обучения, даны ссылки на образовательные ресурсы интернета и  указаны интерактиные тесты и тренажеры педагога, расположен...

Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"

   В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть  нет страха сказат...

Безударные личные окончания глаголов, спряжение глаголов, закрепление

Второй или третий по счету урок в системе отработки темы "безударные личные окончаний глаголов"...