Тема урока: Н и НН в прилагательных и причастиях
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_9_klass_n_i_nn.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Название оу ГБОУ гимназия №513

Учитель Кирякова М. В.

Класс 9 «1»

Предмет Русский язык

Умк Русский язык.9 класс. Учебник для общеобразоват. учр./Разумовская М.М., Львова С.И. и др.12-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2010. -

Тема урока: Н и НН в прилагательных и причастиях

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН

Цель урока

 1. Образовательные: повторить с учащимися  условия выбора орфограммы: «Правописание суффиксов имен прилагательных и причастий».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные:  воспитывать чувство уважения к языку, чувство прекрасного.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся

Технологии  урока: Проблемное обучение, ИКТ, дифференцированный подход

Формы организации деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, самоконтроль, взаимный контроль

Опорные понятия: Прилагательное,  отглагольное прилагательное, страдательные причастия, суффикс

Новые понятия: алгоритм, опорная схема по теме

Образовательные ресурсы: http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Цель:  диагностировать уровень подготовленности учащихся на начальном этапе.

Настраивает учащихся на работу: приветствие, проверка готовности к уроку

Проверяют подготовку к уроку

Познавательные – подведение под понятие

Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи

Коммуникативные – ориентировка на позицию партнера

Личностные – самоопределение

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

На слайде 1 появляется задание вставить н или нн в предложенные слова

Смуще_ый юноша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день

Сформулируйте тему урока и задачи, которые стоят перед нами на сегодняшнем занятии

Выполняют задание, готовят ответ о необходимости различать причастия и имена прилагательные, знать правило постановки н и нн в прилагательных и причастиях, формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь дату и тему урока

Познавательные – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные – внесение необходимых корректив в действие;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию

 1Как вы считаете, какие навыки потребуются для повторения данной темы?

2 Дайте определение причастию, назовите главное отличие от прилагательных и условия постановки нн в причастиях

3Вспомните правило правописания н и нн в прилагательных

4 Какие слова требуют особого запоминания?

5 Создайте опорную схему или таблицу правописания н и нн в прилагательных и причастиях

6 Вставьте Н или НН в предложенные слова

( работа в парах, обсуждение)

7 Проверка по эталону

Слайд 2 ( эталон)

Смущенный юноша, бешеный пес, квалифицированный работник, кованая решетка, выполненная работа, журавлиный крик, оконные рамы, смышленый малыш, непаханые поля, сушенные на солнце грибы, ветряной двигатель, безветренная погода, пораненный палец

Ответы учеников

1Нам необходимо уметь различать имена прилагательные и причастия, так как правила для этих частей речи разные.

2  Причастие - особая форма глагола, от имен прилагательных их отличает значение глагольности, то есть причастия обозначают признак по действию. Имеется 4 условия постановки нн в причастиях:

1 наличие приставки ( кроме НЕ) вязаный - связанный

2 наличие зависимого слова

Вязаный -  вязанный спицами

3 наличие суффикса ОВА/ЕВА

Маринованный

4 образование причастия от глагола совершенного вида без приставки

Решенный пример

Исключение - раненый

В кратких причастиях пишется одна н

3В суффиксах АН, ЯН, ИН пишется одна Н

Кожаный, глиняный

В суффиксах ОННи ЕНН – две Н

агитационный

Две Н пишутся на стыке основы на Н и суффикса Н

Карманный

Исключение Стеклянный, оловянный, деревянный

В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных

4 названый (брат),  посажёный  (отец),  приданое  (невесты),   прощёное  (воскресенье),  конченый  (человек)

5 выполняют работу в парах, обсуждая часть речи и правила, создают схему

6-7 индивидуальная работа

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, внесение необходимых корректив 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Кто успешно справился с заданием, помогают тем, у кого ошибки

Слайд 3 – алгоритм

1Установите в предложении словосочетание существительное + зависимое слово, отвечающее на вопрос какой? в грамматических формах или каков?, какова?, каково?, каковы? (неизвестно - прилагательное или причастие);

выясните, от какой части речи образовано зависимое слово - от имени существительного или от глагола;

выяснив это, рассуждайте по нижеприведённой схеме.

Полная форма (вопрос какой? в грамматических формах)

I. Слово образовано от существительного 

(отымённое прилагательное)

  1. С помощью какого суффикса? АН, ЯН, ИН или ОНН ЕНН, помню о стыке основы на Н и суффикса Н
  2. Помню исключения Стеклянный, оловянный, деревянный

II. Слово образовано от глагола (причастие или отглагольное прилагательное)

1. Есть ли зависимое слово? Если есть, то НН

2. Есть ли приставка? Если есть ( кроме НЕ), пишу НН

3. Если нет приставки, то от глагола какого вида образовано слово? Если от совершенного вида, то пишу НН ( помню исключение раненый)

4 Есть ли ова/ева, если есть, пишу НН ( но помню про ковный и жеваный)

 

Учитель следит за классом,

 помогает выделить главное, подвести итог

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.).

Учащиеся пробуют создать свой алгоритм решения орфографической задачи, учитель в конце работы показывает слайд, ученики корректируют свои записи

Следуя  алгоритму, исправляют ошибки

1.Проговаривают про себя правило.

2.Выявляют причины ошибок.

3.Исправляют ошибки, графически обозначают орфограммы

Личностные:

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, поиск совместного решения проблем

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Слайд № 4

Задание для первичного закрепления

 На стене висела писа….ая акварелью картина.

Приятно пахло печё…ым хлебом.

Хороши грибы, сушё.…ые в печке.

Ране….ый в лапу заяц стал прихрамывать.

У бабушки был платок, вяза….ый из чистой шерсти.

На некоше…ом лугу зеленела высокая трава.

Маринова….ые грибы лежали на тарелке.

Его ожидал неслыха….ый успех.

В магазине мы купили жаре…ого леща и копчё…ую колбасу

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

Работают с новым текстом самостоятельно, готовя устный ответ - обоснование выбора н и нн, основываясь на алгоритме.

Личностные:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, смысловое чтение, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний

Учитель контролирует работу учеников, создавая условия для осмысления правил, выработки орфографической зоркости

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

1 ученик выходит к доске и вставляет буквы, мотивируя их выбор и оформляя графически орфограмму

Остальные ученики самостоятельно проверяют свои работы, при необходимости корректируя работу

Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях

Учитель предлагает новые условия для применения правила

Задание 1: Измените условия так, чтобы в данных словах была одна Н

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Подготовьте устный ответ - обоснование

Задание 2

Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Самостоятельная работа

Ученики самостоятельно выполняют задние, готовясь мотивировать свой выбор

Через 5 минут один ученик переносит свои записи из тетради на доску, объясняя алгоритм своего решения, при необходимости ученики корректируют его и свои записи

Выполняет на доске второй ученик, объясняя алгоритм своего решения, при необходимости ученики корректируют его и свои записи

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Учитель просит ответить, что было сложным, в каких случаях чаще всего проявлялись ошибки, как их устраняли

( самостоятельно или с помощью ответов других учеников)

На слайде появляется запись для рефлексии

- Мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.

-  Мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки.

-  Я многое не понял (не поняла)  и допустил (допустила) много  ошибок.

-  Я ничего не понял (не поняла), у меня не было правильных ответов вообще.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, используя формулировку на слайде

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Раздаются карточки со словами, которые могут вызвать особые затруднения, их надо выучить и придумать с ними предложения

невиданный  медленный        священный   негаданный      деланный   считанные   
нежданный  желанный    обещанный   неслыханный          жеманный   штукатуренный  нечаянный      чеканный   
неожиданный      чванный 

Сообщается , что теоретический материал можно найти  по адресу http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_106

   

Благодарит за работу на уроке

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по теме "Правописание Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Данный тест проверяет ЗУН учащихся по теме "Правописание н-нн в отглагольных прилагательных и причастиях". Рассмотрены все сложные случаи написания слов с данной орфограммой...

Тест по теме "Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий"

Тест по теме "Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий" можно использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. В нем использованы примеры на все правила данной темы, в том числе и исключения. Я надеюсь, ...

Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс

Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....

ТЕСТ ПО ТЕМЕ " нн и н в суффиксах прилагательных и причастий" 7-11 класс

обобщающий тест по теме " Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий " для 7 класса и для подготовки к ГИА и ЕГЭ 9-11 КЛАСС...

Конспект открытого урока письма в 6 классе. Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа».

Цель урока: закрепить умения учащихся грамотно писать безударные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа....

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021.

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021....

Карточки для индивидуальной работы по теме: "Одна и две н в прилагательных и причастиях"

2 варианта карточек, которые можно использовать на уроках, посвященных теме: "Одна и две н в прилагательных и причастиях"...