Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Лингвинию»
материал по русскому языку

Здобнякова Светлана Дмитриевна

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Лингвинию»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здобнякова Светлана Дмитриевна

учитель русского языка и литературы  высшей категории МБОУ «Гимназии№50» г. Нижнего Новгорода

zdosvetlana@yandex.ru

89040427093

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну Лингвинию»

     Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели русского языка и литературы. При проведении игры используются информационные технологи.  Это позволяет учителю значительно расширить формы работы, опираясь на обобщенный учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

    На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует повышению мотивационных установок обучающихся  и вовлечению их в ход игры, дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы внеучебной деятельности  (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цель:

  • Привитие обучающимся интереса к изучению родного языка в игровой форме, обобщение изученного материала по основным разделам русского языка.

Задачи:

-развивающие

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность обучающихся;
  • развивать культуру речи обучающихся.

-воспитательные

  • формировать умение работать в группах;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор, магнитная доска, ватман, маркеры.
  2. Набор красных и зеленых карточек (смайликов) для оценки ответов обучающихся.
  3. Иллюстрации к заданиям на слайдах презентации.

 Оформление класса: пространство класса  оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре доски название страны – Лингвиния (закрыто чистыми листами А4).

Ход мероприятия:

Организационный момент

Ребята, сегодня мы побываем в загадочной стране. Эта чудесная страна огромна. Ее жители вам, конечно, знакомы. Знакомы вы и с законами этой необычной страны. К сожалению, время нашего путешествия ограничено, поэтому мы сможем попасть лишь в некоторые города, а в какие именно – узнаете чуть позже. Поддерживая дух соревнований, разделимся  на 4 команды. Каждой команде необходимо  выбрать капитана и придумать название. (Обучающиеся в течение 2 минут выполняют задание). Капитан представляет свою команду.

Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Н, Я, И

-Как вы думаете, какие города- станции есть в Лингвинии? (Ребята отвечают) На некоторых из них наш виртуальный поезд  сделает остановку. Поехали!!!! (звучит музыка из м/ф « Паровозик из Ромашково»)

- Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

 СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции. Отгадаем загадки?

Загадки.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,

 Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

- Проверим ваши ответы и отправляемся дальше.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

- Назовите способ образования слов.

- Двигаемся дальше. Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

- Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (из короба капитаны достают шарады)

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,

А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

3 команда

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,

А целое в музее найдете без труда. (Картина)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

 Еще великий М. Ломоносов называл устойчивые сочетания речи "фразесами", предлагая включать их в словари. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Так появилась новая наука – фразеология.

- Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение”

- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Сейчас мы посмотрим, насколько вы грамотны. Вам предлагается исправить ошибки в письме мальчика Миши. (Команды получают листы с заданием, а на доске вывешивается плакат).

"Грустные вести" А. Шибаев

Пришло письмишко мне,

 Гляжу –

 Из лагеря, от Мишки…

 "Здесь чудный лук, и я лижу", -

 Написано в письмишке.

 Лук лижет?! Что за чудеса!

 Наверно, шутит плут…

 Читаю дальше:

 "Здесь – лиса, красивый длинный прут".

 И что такое он плетет –

 Не разберусь, хоть тресни:

 "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

 На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

 Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

 Мой друг серьезно болен.

 Вернется – надо подлечить:

 Заставить правила учить…

- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?

Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?

Как называется изменение имен существительных?

Какой частью речи является определяемое слово у причастия?

Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

- Соберите предложение, выполнив ряд действий

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

-  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. А впереди вас ждут новые открытия, новые путешествия. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас будет чувствовать себя победителем, ведь вы проявили смекалку, интерес и неординарный подход к решению лингвистических задач. Мне бы хотелось, чтобы вы оставили на магнитной доске тот смайлик, который отражает ваше настроение после путешествия по стране Лингвинии.

Подведение итогов игры. Учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"

Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказочной стране"

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сказкотерапии....

Технологическая карта внеклассного занятия "Путешествие в страну Лингвиния"

Данный материал можно использовать как повторение раздела "Лексика"....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Великой стране Грамматике"

Игра направлена на закрепление знаний учащихся 6-7 классов, в игровой форме по теме "Грамматика", привитие  любви к предмету....