Задание 4 ОГЭ-2019. Правописание приставок.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Аржанухина Татьяна Александровна

Материал содержит варианты задания 4 ОГЭ и будет полезен при пдготовке учащихся 9 класса к тестовой части зкзамена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zad.4_oge.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 4 ОГЭ. Правописание приставок

4.1 Из следующих предложений выпишите слово, в котором правописание при
ставки
определяется её значением — «доведение действия до завершения, ре
зультата»
.

И первого января, в самый праздник, отправились к своим подшефным в гости, каждому личный подарок привезли. Но и они тоже, вы знаете, в долгу перед нами оставаться не хотят: одному приготовили кисет вышитый, другому преподнесли рисуночек какой-нибудь, блокнот...

Ответ: .

4.2 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Каждый раз он долго и лениво, как будто впервые, соображает, куда ловчее сначала грести: вверх или вниз. (б)Потом стучит вёслами и начинает, как обычно, выгребать против течения. «Всё это трали-вали...» — думает он, гребя резкими рывками.

Егор очень молод, но относится ко всему наплевательски, с равнодушием, с насмешкой. Ленив он необыкновенно, а работа бакенщика, лёгкая, стариковская, избаловала его окончательно.

Ответ: .

4.3 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Это сугубо физическое понятие, но другого мы тогда не знали...

Кричат чайки, кружа над пристанью, иногда они стремительно падают в море, чтобы схватить рыбу, и тут же взмывают вверх и опять кричат. Люблю этих птиц за то, что они птицы моей родной стихии — моря.

Ответ: .

4.4 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

В дорожном просвете, в этом готовящемся к ночному покою лесу я увидел домик. Домик с белым крыльцом, на Бобришном угоре. Я перелез высокую изгородь, которая определяет границы лесных выпасов, и увидел, как дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо.

Ответ: .

4.5 Из приведённых ниже предложений выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Это здесь, в Помазихе, майор на каком-то празднике осмелился поплясать в первый раз. И все девушки вместе со старшей сестрой сбежались и смотрели. Дорога вильнула в объезд деревни, обогнула клеверный бугор... Вот позади и Вороньи сосны, травяная тропа выпрямилась, незаметно перешла в колёсную дорогу, и он взбежал на косогор.

Ответ:

4.6 Из приведённых ниже предложений выпишите все слова, в которых право
писание приставки не зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука
(слова с неизменяемыми приставками).

Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. При других — пожалуйста, потому что при других только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся.

Ответ: .

4.7 Из следующих предложений выпишите слово, в котором правописание при
ставки
определяется её значением — «неполнота действия или признака».

Она тревожно и пристально обегает взором всю залу, кого-то, очевидно, разыскивая в ней. Но вот её глаза встречаются с глазами Александрова, и он видит, как радость заливает её лицо. Нет. Она не улыбается, однако юнкеру кажется, что весь воздух вокруг неё посветлел и заблестел смехом, точно сияние окружило её красивую голову.

Он видел, подходя к ней, как она от нетерпения встала, резким движением сложила веер и уже приподымала машинально, сама этого не замечая, левую руку, чтобы опустить её на его плечо.

Ответ: .

4.8 Из приведённых далее предложений выпишите слово с приставкой, право
писание которой зависит от звонкости/глухости следующего за ней звука.

Егор и вправду останавливается на берегу, потом молча идёт к плоскодонке. Он стелет здесь полушубок, садится, опираясь спиной о борт лодки.

А закат прекрасен, а на лугах туман, как разлив, и черна полоска леса на горизонте, и черны верхушки стогов. Ветви берёз над головой неподвижны, трава волгла, а воздух спокоен и тёпел.

Ответ: .

4.9 Из следующих предложений выпишите слово с приставкой, правописание ко
торой определяется её значением —
«совершение действия со вниманием».

Панама дотронулся ладонью до меховой конской морды, лошадь насторожила уши, прислушиваясь. И Пономарёву вдруг ужасно захотелось обхватить её за шею и, как к самому родному, прижаться изо всех сил к этой добродушной голове с отвисшими замшевыми губами.

Ответ: .

4.10 Из приведённых ниже предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука.

Подкрякивают утки, радостные: так-так... так-так... И капельки с сараев радостно тараторят наперебой: кап-кап-кап... И во всём, что ни вижу я, что глядит на меня любовно, слышится мне: так-так. И безмятежно отстукивает сердце: так-так...

Ответ:

4.11 Из приведённых далее предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный.

Я стою в стороне и сам не понимаю, что со мной. Дрожит у меня что-то внутри, никак мне этой дрожи не унять. А Гулька взял меня за руку, оттащил в пустой класс, ухмыляется.

Вот и ладно, — шепчет, — помрёт она, так всё у нас шито-крыто и останется.

И сам я не помню, как это случилось, но размахнулся я и изо всех сил ударил Гульку по лицу.

Ответ:

4.12

Из приведённых далее предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что она неизменяемая.

  • Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. Какой добрый, а! — воскликнул отец.
  • Это даже хорошо, что ты сделал нам замечание, — согласилась мама.

Ответ:

4.13

Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой парный согласный.

Толстое стекло сдвинуто, и чашка, доступная сейчас не только глазам, манит его как ребёнка: страшно хочется хотя бы дотронуться. Наконец, не в силах более удерживаться, он осторожно, как реликвию, обеими руками приподнимает её. Рассматривая, машинально переворачивает и на тыльной стороне донышка видит бледно-голубоватую фабричную марку.

Ответ:

4.14

Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется глухостью последующего согласного звука.

Он спрашивает это уже, наверное, в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, потом работал на сибирской стройке — водил здоровенные самосвалы, потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, Серёжка думает о своём.

Ответ:

4.15 Из приведённых ниже предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой парный согласный.

Столбов сгребает с парты учебник, тетрадку и плетётся к окну, где сидит Юля Фомина. С ней не поговоришь, она на истории всегда математику делает. Закроется учебником и пишет.

Попробовал Столбов слушать. Учительница рассказывает, как в Древнем Египте пирамиды строили... Неинтересно, он же ещё в начале года учебник истории до конца прочитал.

Ответ: .

4.16 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «скрепление, соединение чего-то с чем-то».

Динка осторожно пробирается на причал и, прячась за бочками, ищет глазами Лёньку... Около перил толкутся не занятые погрузкой рабочие; заскорузлые от пота, рваные рубахи едва прикрывают их чёрные жилистые плечи.

  • На эдакую тяжесть не меньше как десять человек надо бы, а он, гад, денежки бережёт, — говорит худой скуластый парень.
  • Глянь, глянь, робя! Хозяин пришёл... Борода как у павлина хвост... — с ненавистью говорит один грузчик, указывая товарищам на палубу.

Динка приподнимается на цыпочки.

Ответ:

4.17 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением —
«совершение действия в неполном объёме».

Загорелись самые крупные звёзды. Гончий пёс улёгся на террасе и задремал. Он был худ, рёбра выпирали, спина была острой, и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мёртвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы, успокаивался, закрывал глаза.

Ответ: .

4.18 Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки
зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Иногда на её спине было по два человека. Она несла их легко, мягко, осторожно. И казалось, после того как санитары снимали с неё солдат, облегчённо вздыхала...

Наступил август 1945 года, а недобитые самураи всё оказывали сопротивление, то там, то здесь обстреливая нас.

Ответ:

4.19 Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Из лугов шёл к нему с недоуздком, перекинутым через плечо, колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец. Мерин медленно пошёл к нему навстречу, потёрся головой о плечо Пети и безропотно дал надеть на себя недоуздок.

Петя привязал его к изгороди около стога, а сам подошёл к нам — побеседовать.

Ответ:

4.20 Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «приближение».

Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, жёлтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником. — Здравствуйте! — приветствовал его художник.

Поласкал его, а кот поднял хвост и запел.

Долго любовался художник котом, и даже мы с Серёжей, ещё дети, поняли, как бедному художнику туго жить одному приходится, если он коту этому, как милому другу, обрадовался.

Ответ: .

4.21

Из данных предложений выпишите слово или слова, в которых правописание приставки определяется её значением — «сопутствующее действие».

Он был ещё трёхмесячным щенком коричневого окраса с жёлтыми подпалинами на груди и белыми отметинами на всех четырёх лапах — природа не пожалела для него красок... Я подошёл ближе. Щенок неистово завилял хвостом и вдруг с визгом бросился ко мне. Он прыгал вокруг меня, приплясывал от восторга, радовался так, словно встретил ближайшего родственника.

Он тебя сразу принял за хозяина, — пожарный торопливо сунул мне в руки верёвку. — Бери, дёшево отдам!

Ответ: .

4.22

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется тем, что после неё следует звонкий согласный.

Картина эта не возбуждала во мне весёлого настроения... Через всё полотно шла жёлтая полоса, по одну сторону которой были наставлены маленькие закорючки чёрного цвета. Такие же закорючки, но лилового цвета приятно разнообразили тон внизу картины. Сбоку висело солнце, которое было бы очень недурным астрономическим светилом, если бы не было односторонним и притом голубого цвета.

Ответ: .

4.23 Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия» .

Очень... — растерянно заговорила Катя, — я там ещё никогда не была... Только... я не смогу, потому что обещала дедушке к трём обед приготовить. Он придёт поесть, и сразу ему уходить надо.

...Нехорошо было у неё на душе. Всё время стояло перед глазами Катино лицо, мелькнувшее в приотворённой двери.

Ответ: .

4.24 Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

Сегодня у них был трудный день: они минировали мосты, заваливали дороги спиленными деревьями, сбивали самолёты, уничтожали технику и живую силу немецко-фашистских захватчиков. Теперь партизаны пьют чай из чайника и слушают сводку Совинформбюро.

Чайник моего соседа почему-то больше походил на индейский. Я живо представил себе чёрный индейский чайник, который висит над костром на суковатой палке. Кругом горы, возможно Кордильеры, в воздухе стрекочут цикады, индейцы сидят молча.

Ответ:

4.25

Из следующих предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки определяется значением — «очень, в большой степени».

В конце концов я почувствовал внутри такое адское пламя, что буквально заболел: во сне я писал картины не хуже Шишкина, Левитана и Куинджи, а иногда даже лучше. Я поправился только тогда, когда мне с превеликим трудом родители достали цветные карандаши... Всё основное из работ великих мастеров я перенёс на бумагу один к одному, а в мелочах кое-что изменил, вернее, прибавил кое-какие мелочи, которые, на мой взгляд, художники упустили из виду.

Ответ: .

4.26

Из данных предложений выпишите слово (или слова), в котором (или в которых) правописание приставки объясняется её значением — «сопутствующее действие».

Дома получались так себе, но от дыма все приходили в восторг. Особенно отец. Он приговаривал:

Нет сомнения, здесь без трубочиста не обойтись!

После войны мы переехали в посёлок на разъезде Аметьево. Самым примечательным в посёлке был воздух.

Ответ: .

4.27

Из данных предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой определяется её значением — «непосредственное примыкание, близость к чему-то».

Дима остался дома и прочёл несколько детективов, которые нашёл в прикроватной тумбочке...

...И не существенно, что именно Дима когда-то собирал команды, что это он долго прививал всем привычку к еженедельным матчам, к весёлым разговорам.

Ответ: .

4.28

Из приведённых ниже предложений выпишите все слова с приставкой, правописание которой зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

Ты это всерьёз задумал? — прокричал снизу Борька. — Слезай! Валька вспомнил про вчерашнее и стал развязывать парашют. Из-за края площадки вылезла Борькина голова.

Ответ:

4.29 Из данных предложений выпишите слово с приставкой, правописание которой
зависит от глухости/звонкости последующего согласного звука.

Поплавок опять вздрогнул, пошёл в сторону и вдруг исчез, оставив после себя едва заметный завиток воды. Яшка, как и в прошлый раз, мягко подсёк и сразу подался вперёд, стараясь выпрямить удилище.

Ответ: .

4.30 Из следующих предложений выпишите слово с приставкой на согласный, пра
вописание которой не зависит от глухости/звонкости последующего согласного
звука.

  • Кто? — совсем сбивается с толку Панама.
  • Бандиты! — шепчет Маша.

Панама только обалдело смотрит на неё.

Игорь, я сегодня смотрела на тебя на физкультуре, когда мы в ручеёк игра
ли, — ты же весь в синяках...) Я читала: одного мальчика так басмачи пытали —
били его проводами. Игорь, ты им, наверное, задолжал? Вот, держи мои деньги
и колечко, — приговаривает Маша, ползая по песку и собирая рассыпавшееся бо
гатство.

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

задание 4 ОГЭ. Правописание приставок

Представлен материал для отработки задания №4 ОГЭ по русскому языку. Правописание приставок....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Задание 10 ЕГЭ. Правописание приставок.

Материалы помогут при подготовке к  ЕГЭ....