Подготовка к ВПР по русскому языку. 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr_5_klass.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к ВПР. 5 класс

ЗАДАНИЕ № 2.1

Фонетика. Фонетический разбор

                                              Звуки

Гласные

Согласные

Ударные

Безударные

глухие или звонкие

мягкие или твердые

10 букв:    а   о   у   ы   э

                  я   ё   ю   и   е

Всегда звонкие: [Р], [Л], [М], [Н], [Й]

6 звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э], [И]

Всегда глухие: [Ц], [Ч], [Щ], [Х]

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

Всегда мягкие: [Й,], [Ч,], [Щ,]

1) в начале слова:   яма [Й , А]

2) после гласной:   маяк [Й , А]

3) после ь и ъ:   вьюга , У]

В остальных случаях эти буквы смягчают предшествующий согласный:  

мяч , А Ч,]

Внимание:

1) Буквы Ь и Ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые «непроизносимые» согласные: солнце, местность

2) В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые не имеют буквенного обозначения: бульон, соловьи

Соловьи [САЛАВЙ , И],

Всегда твердые: [Ц], [Ж], [Ш]

ОБРАЗЕЦ ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА:

РЕКА – 2 слога

Р [р,] - согласный, звонкий, мягкий, непарный;

Е [и] – гласный, безударный;

К [к]– согласный, глухой, твердый, парный;

А [а] - гласный, ударный

4 б., 4 зв.

Пример:

наряд(1)

н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый

а – [а] – гласный, безударный

р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий

я – [а́] – гласный, ударный

д – [т] – согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

ЗАДАНИЕ № 2.2

Морфемный разбор

Чтобы выполнить морфемный разбор слова, надо:

  1. определить, какой частью  речи является слово;
  2. графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово); устно указать значение окончания;
  3. устно подобрать однокоренные слова, выделить корень;
  4. выделить приставки и суффиксы (если они есть), устно определить их значение.

Советы

Ищите  заданное слово надо не по всему тексту, а в указанном предложении.

Выписывайте найденное слово в той форме, в которой оно дано в предложении.

Пример:

безветренный(2) / безветренный / безветренный

без- – приставка

-ветр- – корень

-енн- – суффикс

-ый – окончание

ЗАДАНИЕ № 2.3

Морфологический разбор

Схема морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи

II. Начальная форма (И.п.,ед.ч.) пост. признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение, непост. признаки: число, падеж.

III. Член предложения

Пример:

В саду поспели груши.

I.  В саду – сущ., обозначает предмет

II.  Н.ф. – сад, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., ед. ч., П.п.,

III.  В предложении является обстоятельством.

Схема морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи, общее грамматическое значение.

II. Н.ф. (форма м. р. ед. ч. в И. п.). Пост. признаки:  полная или краткая форм, непост. признаки: род (в ед.ч.), падеж, число.

III. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).

Пример:

 (в) большие(3) (стаи)

I.    (в) большие (стаи) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в стаи

(какие?) большие;

II. Н. ф. – большой; в полной форме, во мн. числе, в В. п.

III.  В  предложении является определением

ЗАДАНИЕ №2.4

Синтаксический разбор

Чтобы выполнить синтаксический разбор, надо:

  1. охарактеризовать предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  2. подчеркнуть грамматическую основу и указать средства её выражения;
  3. охарактеризовать строение предложения (простое, односоставное или двусоставное);
  4. определить, распространенное или нет, подчеркнув второстепенные члены предложения и указав средства их выражения;
  5. отметить, есть ли в предложении однородные члены, обращение.

Например:

Они быстро вянут, теряют яркий зелёный цвет.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Грамматическая основа: они (подлежащее), вянут, теряют (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (вянут) быстро – обстоятельство; (цвет) яркий –

определение; (цвет) зелёный – определение.

Виды простых предложений

План разбора

содержание

пояснение

примеры

1. по цели высказывания

Повествовательное

содержит сообщение

Сегодня весь день идёт дождь.

Вопросительное

содержит вопрос

Ты поёдешь гулять?

Побудительное

побуждает к действию (предлагает, просит, требует)

Собирайся и иди в школу. Подойди, пожалуйста, ко мне.

2. по интонации  (= по эмоциональной окраске)

Восклицательные

Интонация к концу предложения повышается

Как хороши, как свежи были розы!

Невосклицательные

Интонация к концу предложения понижается

Как хороши, как свежи были розы.

3. указать, что предложение простое, если ОДНА грамматическая основа

4. по наличию главных членов

Двусоставные

есть оба главных члена    

Только серые вороны расшумелись на снегу.

Односоставные

только один из главных членов: (подлежащее или сказуемое)

Еду.   Тихо.  Люблю грозу в начале мая.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Темная ночь.

5. по наличию второстепенных членов

Распространенные

есть хотя бы один второстепенный член предложения.  

Наступила холодная осень.

Нераспространенные

нет второстепенных членов

Осень наступила. Высохли цветы.

6. по наличию однородных членов предложения, вводных слов  или обращения

Осложнено

Однородными членами или обращением

Как хороши, как свежи были розы! (осложнено однородными сказуемыми)   Спой, светик, не стыдись. (осложнено обращением)

Не осложнено

Нет однородных членов или обращения

Люблю грозу в начале мая. (не осложнено)

ЗАДАНИЕ №3

Ударение

ЗАПОМНИ:

бАрмен,

бОроду, бОроды,  

борОд, бородАм,

вОвремя,

ворОта,

дефИс,                      

дешевИзна,

диспансЕр,

добелА,

довезЁнный,

дОверху,

донЕльзя,

дОнизу,

досУг,

дОсуха,

доЯр,

завИдно,

зАгнутый,

зАгодя,

закУпорить,

зАсветло,

зАтемно,

звонИт,

защемИть,

защемИт,

жалюзИ,

исчЕрпать,

избалОванный,

каталОг,

каучУк,

квартАл,

киломЕтр,

киоскЁр,

красИвее,

кремЕнь, кремнЯ,

мастерскИ,

мозаИчный,

молЯщий,

надОлго,

ненадОлго,

новостЕй,

нОвости,

новорождЁнный,

нОгтя,

оптОвый,

Отрок,

Отрочество,

откУпорить,

пОчестей,

пЕтля,

свЁкла,

сирОты,

срЕдства,

сОгнутый,

сорИт,

стАтуя,

столЯр,

тамОжня,

танцОвщица,

тОтчас,

фенОмен,

цепОчка,

чЕлюстей,

чЕрпать,

шассИ,

школЯр,

щавЕль,

щемИть,

щемИт,

экспЕрт

ЗАДАНИЕ №4

Части речи

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

ИЗМЕНЯЕМЫЕ

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ

НАРЕЧИЕ

СКЛОНЯЕМЫЕ

СПРЯГАЕМЫЕ

ПРЕДЛОГ

СОЮЗ

ЧАСТИЦА

В, НА, ПОД, НАД, ИЗ, К, С  и др.

И, А, НО, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=НО), ДА (+=И) и др.

НЕ, ВСЁ-ТАКИ, БЫ, ТОЛЬКО, ЛИШЬ  и др.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ГЛАГОЛ

Части речи

Вопросы

Грамматическое значение

Примеры  

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное

Кто? Что?

предметность

Парта, лес, море, красота

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Признак предмета

Красивый, умный

Имя числительное

Сколько? Какой по счёту?

Количество или порядок при счёте

Два, двести,

пятый

Местоимение

Кто? Что? Сколько? Который?

Указывает на предмет, признак, но не называет его

Я, мы, каждый, иной, некто, тот, ваш

Наречие

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем?

и Как?

Признак действия. Признак признака

Влево, завтра, никогда, тут

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Части речи

Служат для

Примеры

союз

связи однородных членов и частей сложного предложения

Пришёл  И увидел

предлог

связи слов в словосочетании

Пошёл В школу

частица

передачи  дополнительных значений значения

НЕ пришёл

ТОЛЬКО ты

ЗАДАНИЕ № 5

Предложения с прямой речью

1. Прямая речь заключается в кавычки, первое слово прямой речи пишется с большой буквы.

2. Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие:

                          А: «П».       А: «П?»         А: «П!»

3.После прямой речи перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются с маленькой буквы. В конце прямой речи пе

ред словами автора ставится запятая, вопросительный или восклицательный знак:

                        «П», – а.       «П?» – а.     «П!» – а.   

  1. Слова речи, мысли: говорить, сказать, спросить, крикнуть, воскликнуть, ответить, сообщить, обратиться, писать, учить, завещать, объяснить, возразить, прошептать, предложить и т.п.

Например:

М. Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник».    А: «П».

«Хорошая книга – просто праздник», - писал М.горький.   «П», – а.

Вера Васильевна спросила: «Какие книги вы любите?»    А: «П?»

«Какие книги вы любите?» - спросила Вера Васильевна.    «П?» – а.

«Не трогай его!» - закричал Дубровский.       «П!» – а.

ЗАДАНИЕ № 6

Предложения с обращением

Схемы

предложений

Примеры

 …,О,…?

              О

Что, царевич, ты не весел? (А.С.Пушкин)

…,О?

                          О

Где ты был, Сережа?

О,…!

             О

Девицы красные, спойте мне песенку!

О!…!

     О

Друзья! Прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин)

ЗАДАНИЕ № 7

Сложные предложения

  1. Сложное предложение состоит из нескольких частей (2-х и более), в каждом из которых есть грамматическая основа.
  2. Части сложного предложения связаны между собой по смыслу, а также с помощью интонации или интонации и союзов.

Сложное предложение

                              СОЮЗНОЕ                                                БЕССОЮЗНОЕ

            Сложносочиненное        Сложноподчиненное

Предложения равноправны        одно предложение подчиняется другому,

                                                   т.е. одно - придаточное, другое – главное

                                     соединены

сочинительными союзами   подчинительными союзами         интонацией и смыслу

        

и, но, а, да, или, то…то,                когда, потому что, что, если, хотя, будто,

ни… ни, либо…либо и др.                чтобы, так что, несмотря на то что и др.

                                         + союзными словами:

 который, чей, какой, где, куда,   откуда и др.

Советы «Как правильно поставить запятую в сложном предложении»

  1. Прежде всего убедитесь, что предложение действительно сложное;
  2. для этого в каждой части найдите грамматическую основу;
  3. затем определите границу между частями сложного предложения – на этой границе и следует поставить запятую.

ЗАДАНИЕ № 8

Определение основной мысли

Тема (О ЧЁМ?)

Основная мысль (идея) (ЗАЧЕМ?)

Проблема

(ПОЧЕМУ?)

То, о чём говорится в тексте

Цели, которые автор ставит перед собой (ЗАЧЕМ пишется текст?),  и личное мнение автора - то, к чему он пытается подвести читателя

Вопрос, о котором рассуждает автор

Спасение бездомного щенка

Заботясь о животных, человек проявляет свои лучшие качества: умение сопереживать, доброту и ответственность.

Нужно ли заботиться о братьях наших меньших? Почему?

Чтобы определить основную мысль текста, надо:

  1. внимательно прочитать текст;
  2. решить, на какой вопрос отвечает автор своим текстом (Что желал высказать автор по данной теме? Какую мысль  хотел донести до читателя? К чему призывает читателя?)
  3. найти в тексте ответ на этот вопрос или сформулировать его самостоятельно, опираясь на содержание текста;
  4. ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста.

Советы

  1. Грамотно сформулируйте основную мысль;
  2. проверьте правильность своего ответа, еще раз прочитав текст: иногда основная мысль выражена в конкретном предложении, чаще всего она выражена в первом или последнем предложении;
  3. не забудьте, что ответ на вопрос должен быть оформлен предложением, а не словом или словосочетанием;
  4. постарайтесь сформулировать главную мысль кратко, чётко, грамотно;
  5. возможно несколько вариантов оформления ответа на поставленный в задании вопрос:

- автор подводит читателя к мысли о том, что…

-  автор убеждает нас в том, что…

- основная мысль текста заключена в следующем предложении «…».

ЗАДАНИЕ № 9

Работа с текстом

Советы

  1. Прежде чем ответить на поставленный вопрос, перечитайте еще раз исходный текст;
  2. при чтении постарайтесь найти ответ на предложенный вам вопрос;
  3. сначала сформулируйте ответ устно;
  4. при оформлении ответа можно использовать цитирование, то есть включить  предложение, в котором содержится утверждение на поставленный вопрос, в свою запись.

Например:

Исходное задание:

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.

Варианты ответов

По мнению писателя, «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек» свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов.

или

Ответ на вопрос «Какой факт свидетельствует о том, что «кузница» служила местом

кормёжки не одному десятку поколений дятлов?» содержится в предложении 12.

или

Автор пишет, что «кузница служила местом кормёжки» дятлам, о чём свидетельствует «лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек».

ЗАДАНИЕ № 10

Типы речи

повествование

Что делает предмет?

Что и как произошло?

Рассказ о событиях, действиях, происшествиях

1. Завязка

2. Развитие действия

3. Кульминация (наивысшая точка)

4. Развязка

Это мир в движении (один кадр сменяет другой)

1. Ведущая часть речи – глагол, обозначающий динамику, особенно в форме прошедшего времени (например, увидел, приехал, разработал).

2. Последовательность событий.

3. Частотны наречия места и времени (например, там, здесь, оттуда,  завтра, вчера, скоро)

описание

Какой предмет?

Изображение (описание) какого-либо явления действительности: портрета, пейзажа,

животного,

картины,

интерьера

Перечисление общего и частных признаков,

Впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод.

1) общее представление описываемого;

2) описание деталей, частей;

3) отношение к описываемому.

Это мир в покое

(одна фотография)

1. Ведущая часть речи – существительное и прилагательное.

2. Глагол статичен.

3. Предложения простые.

рассуждение

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Как быть?

Размышление о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор пишет именно  об этом

1. Тезис (мысль, которую надо доказать).

2. Аргументы (доказательства).

3. Вывод

Это мысли о мире, а не сам мир, поэтому нельзя сфотографировать

1. Частотны вводные слова (например, во-первых, во-вторых, итак,  например, следовательно), составные союзы (например, для того чтобы, вследствие того что, потому что)

2. Богатый синтаксис (сложные предложения, вводные конструкции, обособленные обороты)

Алгоритм определения типа речи

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

  1. автор ставит перед собой задачу статистически изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины);
  2. Автор ставит перед собой задачу динамически отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ. Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей);
  3. Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит? Рассуждение: даны размышления персонажа)

ЗАДАНИЕ № 11

Толкование лексического значения слова

  1. Объяснение должно быть коротким, но чётким.
  2. Стройте свой ответ по схеме «Москва – это столица нашей Родины».
  3. Ответ должен быть оформлен в виде законченного предложения.
  4. Прочитайте  примерные ответы:

«Яблоко – это фрукт шаровидной формы зелёного, жёлтого или красного цвета, который растёт на дереве во многих странах мира»,

«Изумрудный (цвет) – это оттенок зеленого, тёмного его спектра»,

«Жадный - стремящийся к наживе, скупой»,

«Любить – это чувствовать глубокую привязанность к кому-, чему-либо, быть преданным кому-, чему-либо.

  1. Обратите внимание на  части речи: если даёте толкование имени существительному, то записанное вами лексическое значение тоже должно начинаться с имени существительного, если глагол – с глагола, имя прилагательное – с имени прилагательного.

Советы «Как объяснить значение слова»

Существует несколько способов, которые помогают объяснить значение слова (дать его толкование). Для этого можно

  1. нарисовать то, что обозначается словом;
  2. подобрать близкое по значению слово (синоним);
  3. рассказать о слове так, чтобы в рассказе само это слово не встретилось;
  4. при подготовке обращаться к словарям (В.И.Даль. «Словарь живого великорусского языка»; Д.Н.Ушаков. «Большой толковый словарь современного русского языка»; С.И.Ожегов. «Словарь русского языка»).

ЗАДАНИЕ № 12

Синонимы и антонимы

Синонимы – это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Например: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...