Неделя русского языка : «Мы любим русский язык и литературу»
методическая разработка по русскому языку

Бишадаева Юлия Николаевна

неделя языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка : «Мы любим русский язык и литературу»  

 План проведения

  1. Подготовительная работа:

 -Объявление о проведении недели;

      - выпуск стенгазеты или бюллетеня о русском языке (задание для всех классов)

       подготовить высказывания о русском языке, о литературе, о поэзии ( высказывание          

        подписать под портретом автора)

         изготовление поделок, рисунков к литературным произведениям, стихов собственного сочинения  

        изготовление стенда «Прочти, это интересно» (библиотекарь)

        подготовить чтецов на конкурс

        подбор материала к беседам о русском языке на классных часах  

Первый день: Открытие недели:

1) Вступление (рассказ о неделе)

2) Лингвистический парад: выступления учащихся с приветствием к русскому языку и литературе;

 3) Выставка сочинений, иллюстраций к произведениям , поделок.

  4) Смотр – конкурс  стенгазет о русском языке.

Второй день. 1) Проведение первого урока, посвященного русскому языку ( по классам)  

         

 Тематика докладов: а) «Богатство и величие русского языка»

                                          б) «Словари – наши добрые помощники»  

                                           в) « Ты и твое имя»  

                          2) Конкурс чтецов.

Третий день Олимпиады по русскому языку .(5- 6), ( 7 – 8), ( 9, 10, 11 )  

Четвертый день.1) Игра – конкурс «Знатоки сказок» (5 -6 классы)

  1. Викторина «Я знаю и люблю произведения А.С. Пушкина (7 -8 -9 классы)    

 

Пятый день. Литературный  вечер, посвященный жене А.С.Пушкина  Н.Гончаровой «Ангел – хранитель мой»      

Содержание заданий по дням.

Высказывания о русском языке.

     1. Русский язык  чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых , естественных понятий.

                                                                                                                       (В. Г. Белинский)  

     2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.  

(А. П. Сумароков)  

     3.  Нет слова, которое было бы  так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца , так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

                                                                                                                              ( Н. В. Гоголь)

     4.  Как материал словесности, язык славяно – русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А. С. Пушкин)

     5.  Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы,  что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(М. В. Ломоносов

 

     6.  Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой все выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования… крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

(А. И. Герцен)

     7.  Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилия форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.

(Н. А. Добролюбов)

     8.  Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…

(К. Д. Ушинский)

     9.  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых  блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту  языка, как святыню!

(И. С. Тургенев)

     10.  Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…

     Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен….

(А. И. Куприн)

О литературе и поэзии

     1.  Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников.

И. В. Гёте

     2. Не нужно, чтоб всем над рифмами потеть,

         А правильно писать потребно всем уметь.

А. П. Сумароков

     3. …Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

         И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет;

         Хорошие стихи не так легко писать…

А. С. Пушкин

     4. Наша литература – наша гордость,  лучшее, что создано нами  как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой чистоты – умы и сердца истинных художников.

А. М. Горький

   

  5. Где и когда работали в одно и то же время такие несоединимые, столь чуждые один другому таланты, как Помяловский и Лесков, Слепцов и Достоевский, Гл. Успенский и Короленко, Щедрин и Тютчев? Продолжайте эти параллели, и вас поразит разность лиц, приемов творчества, линии мысли, богатство языка.

А. М. Горький

     6. Стих, как монету, чекань –

         Строго, отчетливо, честно,

         Правилу следуй упорно;

         Чтобы словам было тесно,

         Мыслям – просторно.

                                           Н. А. Некрасов

     7. Пушкин у нас – начало всех начал.

                                           А. М. Горький

     8.Чтобы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет её гордостью, её славой, её украшением…

Н. А. Добролюбов

     9. (О поэзии)

         Это – круто налившийся свист,

         Это – щелканье сдавленных льдинок,

         Это – ночь, леденящая лист,

         Это – двух соловьев поединок.

                                                      Б. Л. Пастернак

     10. Быть поэтом – это значит то же,

           Если правды жизни не нарушить,

           Рубцевать себя по нежной коже,

           Кровью чувств ласкать чужие души.

                                                     С. А. Есенин

Беседа

«Словари – наши добрые помощники»

     Только люди обладают даром речи. С помощью слов люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

     Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

     Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле - никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».    

     Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:

                 Да, есть слова, что жгут , как пламя,

               Что светят вдаль и вглубь – до дна.

                                                        Но их подмена словесами

 Измене может быть равна.

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов,

     Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

        Чтоб не транжирить как попало…

     А великий Лев Николаевич Толстой когда – то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

     Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

     В однотомном «Толковом словаре» С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

     В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все своё существование. Почти вплоть до середины ХХ века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

     На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный.

     Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находятся ударение, как оно изменяется.

     Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».

     Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарём Даль работал 47 лет!

     По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.

     Ученый - языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

     Какие еще есть словари?

     «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов).

     «Словарь ударений» ( для работников радио и телевидения) под редакцией Д. Э. Розенталя.

     «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

     «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

     «Словарь синонимов русского языка» под редакцией З. Е. Александровой.

     «Словарь русских личных имен» под редакцией Н. А. Петровского.

     «Словарь иностранных слов» под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).

     Есть и другие языковые словари.

     В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам:

     «Энциклопедический словарь» (86 томов).

     «Большая энциклопедия» (20 томов).

Задания для учащихся

  1. Какие словари лежат перед вами? Кто их авторы? О чём можно узнать с помощью этих словарей?
  2. Каким словарём необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:

между двух огней;

полететь вверх тормашками;

пожинать лавры;

хлопать глазами;

одна нога здесь, другая там;

зубы заговаривать;

голова идет кругом.

Объясните происхождение и значение фразеологизмов. Пользуйтесь «Фразеологическим словарем».

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.
  2. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», объясните, как образовались данные слова;

Пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность и др.

  1. Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.

     Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.

Беседа

«Ты и твоё имя»

1. Рассказ учителя.

     Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем.

     Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений ,признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

     До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Первуша, Второй, третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник).

     Наши предки пользовались иносказательными именами (Баран, Волк, Лиса, Блоха, Ворона, Гнида, Оладья, Бандук, Дуб).

     В летописи ХV века сохранились имена : Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.

     Были имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Владимир, Всеволод, Будимир и др.

     Некоторые славянские имена возникли позже: Бажен – желаемый, Тарас – беспокойный, Руфина – рыжая.

     Иногда в качестве имен брались нереальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый, как заря) Владимир (владею миром) Доброслава (имеющая добрую славу) Всемила (всеми милая).

     Детям давались и древнегреческие, и римские имена: Калистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка).

     Красивых женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава, Святослава).

     Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении – «пятница».

     Некоторые обрусевшие имена подверглись сокращению: Борислав – Борис (борющийся за славу), Вадимир – Вадим (наставляющий мир).

     В. А. Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А.С. Пушкин использовал имя Чернова. Д. И. Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т. е. похожий на свою мать. Имя положительной героини  - Софья (греч.) – «мудрая». В популярной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст (греч.) – «прелестный, милый, возлюбленный».

     Главный герой «Шинели» назван Н. В. Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) – «не делающий зла, безропотный, кроткий». Он на самом деле кроткий, тихий безропотно переносящий все невзгоды.

     У А. Н.Островского в «Грозе главная героиня Катерина, что означает «гордая чистая».

     А в пьесе «Бесприданница» героиня – Лариса – «чайка». Она ,действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе.

     А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена  (от греч. helenos – «свет, факел»). Василиса (от греч. basileus  - «царица, царственная»). Героини различны по своему характеру. Елена – мягкая, лиричная, «носит» постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса – мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда «премудрая».

     Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви - особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах.)

     Иногда священник шёл на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь.

Революция и имена

     Регистрацию новорожденных стали вести отделы актов гражданского состояния (загсы).

     Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена.

     Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Рутений, Вольфрам, Рубин.

     В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина.

     После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Элиза, Роберт,  Эдуард, Эвелина.

     Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана.

     Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево – получится Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин – сокращенно Вилена), Нера (новая эра), Роблен (родился быть ленинцем).

    Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография).

    Н. А. Петровский рассказывает в «Словаре русских личных имен» о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например, Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич.

     Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы) звали Палладий Меринов.

     Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

     Что означают некоторые имена?

Александр (от греч. alexo) – защищать, защитник.

Алевтина (от греч. aleuo) – отражать.

Анастасия(от греч. anastas) – воскресшая.

Андрей (от греч/ andreios) – храбрый, мужественный.

Анатолий (от греч. anatole) – восток, восточный.

Афанасий (от греч. athanasia) – бессмертный

Анна (от др. – евр. hanna, hen) – грациозная, миловидная.

Валентин, Валентина (от латин. valens) – сильный (ая), здоровый (ая).

Валерий, Валерия (римс. имя valerius) – крепкий (ая), бодрый (ая).

Варвара (от греч. barbaros) – иноземка.

Василий, Василиса (от греч. basileus) – царский, царственная. 

Виктор, Виктория (от греч. victor victoria) – победитель, победа.

Виталий (от латин. vitalis) – жизненный, витаминный.

Владимир (др. – рус. форма имени Володимьръ) владеющий миром.

Галина (от греч. galena) – спокойная, безмятежная.

Геннадий (от греч. gennadas) – благородный.

Георгий (от греч. georgos) – земледелец.

Герасим (от греч. gerasmios) – почтенный.

Герман (от лат. germanus) – родной, единокровный.

Григорий (от греч. gregoreo) – бодрствующий.

Дарья (персидское Dareios)  - сильная, побеждающая.

Дмитрий (от греч. Demetrios) – принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия.

Евгений, Евгения (от греч. eugenes) – благородный, благородная. 

Екатерина (от греч. Katharios) – чистая.

Елена (от греч. helenos) – светлая, солнечная, факел.

Елизавета (др. евр.) – почитающая бога.

Иван (Иоанн) (евр.) - благодать Божия.

Игорь (др. рус.) – хранитель.

Ирина (от греч. eirene) – мир, мирная.

Кирилл (от греч. Kyrios) – повелитель, владыка.

Константин (от лат. constans) – стойкий, постоянный.

Максим (от лат. maxsimus) – величайший.

Марина (от лат. mare) – море, морская.

Наталия (от лат. natalis) – родная, природная.

Олег, Ольга (др.-  рус. Ольгъ, Ольга) – святой, святая.

Петр (от греч. petra) – каменный.

Раиса (от греч. radia) – легкая.

Роман (от лат. Romanus) – римский, крепкий.

Светлана (славянское имя) – светлая.

София, Софья (от греч. sophia) – мудрая.

Татьяна (от лат. tatiuas и греч. tatto) – учредительница, устроительница.  

Филипп (греч. личное имя Philippos)- любящий лошадей.

     Полная информация о значении имен в книге: Н. А. Петровский. Словарь русских личных имен. М.: Сов. Энциклопедия, 1980.

II. Вопросы для викторины

  1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?(Анна, Алла и др.)
  2. Какие имена можно получить, заменив одну букву? (Например, Таня – Ваня.)
  3. Какое женское имя состоит из 30 букв я? (Зоя.)
  4. Назовите города, состоящие из двух мужских имен. (Борисоглебск, Петропавловск.
  5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

владеть миром (Владимир);

владеть всем (Всеволод);

любить мир (Любомир);

свято славить (Святослав);

милая людям (Людмила).

  1. Вспомните названия растений (цветов, трав, деревьев), которые созвучны женскими, а также мужскими  именами. (Например, Анисья – анис (травянистое растение), Василий, Василиса – василек, Лилиана, Лилия – лилия, Роза, Розалия – роза, Маргарита – маргаритка, Агата – агатис, Снежана – подснежник и др.)
  2. Старинная задача. У одного старика по имени Христофор, спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но Дней рождения у него всего 25. Почему? (Родился Христофор 29 февраля.)
  3. Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит. (Лев – лед - лад –лат – лит – Тит.)

Третий день

1. Проведение  олимпиад по русскому языку (5 – 11 кл.)

        Четвертый день

Игра – конкурс «Знатоки сказок»

  1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

 (Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо».)

  1. Жили были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а зайчика лубяная:    пришла весна – красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по старому.

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)

3. Негде, в тридевятом царстве,

В тридевятом государстве,

        Жил – был славный царь Дадон,

                                                   Смолоду был грозен он

                                                   И соседям то и дело

                                                   Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».).

                                              4. За горами, за лесами,

                                                  За широкими морями

                                                  Против неба - на земле

                                                  Жил старик в своем селе.

                                                   (П. П. Ершов. «Конек – горбунок».)

                                             5 Эта вовсе не красива:

                                                 И бледна – то, и тонка,

Чай, в обхвате – то три вершка!

                                                 А ножонка – то, ножонка!

                                                 Тьфу ты! Словно у цыпленка.

(Царь – девица П. П. Ершов. «Конек – горбунок».)

     6.Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)

         7.  Из – за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро – А. Н. Толстой. «Золотой ключик или Приключения Буратино».)

      8.  Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…

(Незнайка – Н. Н. Носов. «Приключение Незнайки и его друзей».)

                                                         9. Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

 И спасите, доктор,

                                                               Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама – Доктору Айболиту. – К. И. Чуковский. «Айболит».)

     10 Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по – королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

           (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. – С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)

     11. В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

          (Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. – Э. Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)

12. Я от бабушки ушел,

     Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

 Я от волка ушел,

                                                                И от тебя лиса,

                                                                Нехитро уйти!

(Колобок. – Русская народная сказка «Колобок».)

13. Козлятушки, ребятушки!

    Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

                                                           Ела траву шелковую,

                                                           Пила воду студеную.

 (Коза. – Русская народная сказка «Волк и коза».)

14. Птичка польку танцевала

       На лужайке в ранний час.

            Хвост налево, нос направо –

                                                            Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса – А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

15.  Хоть полсвета обойдешь,

   Лучше дома не найдешь

                                                     Никакой на свете зверь,

          Хитрый зверь, страшный зверь,

                                                     Не откроет эту дверь.

(Поросята. – С. В. Михалков «Три поросенка».)

     16. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя. – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка».)

     17. Наварила манной каши и размазала по тарелке:

           - Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль».)

18. Усадила в уголок,

           Подносила пирожок,

                 Рюмку полну наливали,

             На подносе подавали,

     От зеленого вина

   Отрекалася она,

                    Пирожок лишь разломила

            Да кусочек откусила.

(Семь богатырей – царевну. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

               19. Перед ним изба со светелкой,

                       С кирпичною беленою трубою,

                           С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. – А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

         20. В светлой горнице; кругом

       Лавки, крытые ковром,

               Под святыми стол дубовый,

                 Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем  семи богатырей. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

   21. Остров на море лежит,

        Град на острове стоит

               С златоглавыми церквами,

       С теремами и садами;

               Ель растет перед дворцом,

                  А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. – А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

22. Все бока его изрыты,

              Частоколы в ребра вбиты,

                   На хвосте сыр – бор шумит,

       На спине село стоит;

              Мужички на губе пашут,

                               Между глаз мальчишки пляшут…

(Село на спине Рыбы – кита, Кита Китовича. – П. П. Ершов. «Конек – горбунок».)  

«Я знаю произведения А. С. Пушкина и люблю их»

     1. Слово о Пушкине.

     Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его книги знают, читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца», - говорит А. Т. Твардовский.

     В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в одиннадцать лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно, полезным для поэта оказались домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика.

     А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили большой след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнет поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь, - невозможно оторваться от чтения.

     Но не только сказки, но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны!

     Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гриневе , который дружил с грозным человеком – Пугачевым. Он рассказал нам о старине, о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более трехсот лет назад…

 А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! Мы видим русские деревни, величественное Черное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной  широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.

     По словам Чернышевского, Пушкин способен «увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души».

     Вот и становится понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

Викторина

     1. Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты.

         (В. А. Тропинин, О. А. Кипренский.)

     2. О портрете какого художника Пушкин сказал:

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

                                                    Оно гласит, что не увижу

           Пристрастья важных аонид (муз).

   Так Риму, Дрездену, Парижу

        Известен впредь мой будет вид.

                                 (О. А. Кипренский.)

     3. Назовите имя, отчество, фамилию няни Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)

     4. О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

 О прелести таинственных ночей,

      Когда в чепце, в старинном одеянье

                                               Она духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня…

                                               (О няне.)

     5. Как называется сейчас город, где Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)

     6. Какой великий русский поэт слушал стихи Пушкина на лицейском экзамене? (Г. Р. Державин.)

     7. Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя». (В. А. Жуковский)

     8. Из каких сказок слова?

а) Три девицы под окном

         Пряли поздно вечерком…

                           («Сказка о царе Салтане…»)

          б) Вот неделя, другая проходит,

                   Еще пуще старуха вздурилась…

                               («Сказка о рыбаке и рыбке…».)

   в) И молва трезвонить стала:

  Дочка царская пропала!

        Тужит бедный царь по ней.

                             («Сказка о мертвой царевне…».)

г) Смолоду был грозен он

                                                         И соседям то и дело

      Наносил обиды смело…

                         («Сказка о золотом петушке».)

     9. С какими словами (бранными) обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»

(Дурачина ты, простофиля!)

    10. К кому обращается царевна со словами:

«Жизнь моя!

                     В чем, скажи, виновна я?

                  Не губи меня, девица!»

                                        (К чернавке.)

     11. Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина».

(«Выстрел!», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка».)

     12. Когда Пушкин начал издавать журнал «Современник»?

(1836 г.)

     13. Кто из русских поэтов впоследствии был издателем этого журнала? (Н. А. Некрасов.)  

    14. Перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария.

(«Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Мария Шонинг».)

15. Остров на море лежит,

     Град на острове стоит

            С златоглавыми церквами,

       С теремами и садами…

Что это за остров? Град? Из какой сказки?

(Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане».)

   16. Назовите преподавателя лицея, особенно любимого Пушкиным.

(Профессор политических наук А. П. Куницын.)

  17. Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?

Полу – милорд, полу – купец,

   Полу – мудрец, полу – невежда,

    Полу – подлец, но есть надежда,

                                                 Что будет полным наконец.

                               (На графа Воронцова.)

    18. Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвященное гибели Пушкина?

(М. Ю. Лермонтов)

   19 Какое время года особенно любил Пушкин и почему?

(Осень. Это время года вдохновляло его.)

 

 20.  Сколько времени поэт писал «Евгения Онегина»?

(7 лет, 4 месяца, 17 дней.)

 21. Какое время года любила Татьяна Ларина?

(Зиму.)

 22. Назовите произведение Пушкина, где есть строки:

      Москва!.. как много в этом звуке

 Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(Роман «Евгений Онегин».)

  23 В связи с чем и когда в повести «Капитанская дочка» упоминается Мыс Доброй Надежды? (Гринев вместо занятий «прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды».)


Ангел – хранитель мой

Вечер, посвященный Наталье Николаевне Гончаровой.

  1. Оформление: портрет Н. Н. Гончаровой, свечи.
  2. Звучит вальс (голос из – за сцены )

       Исполнились мои желанья. Творец

       Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

       Чистейшей прелести, чистейший образец.

(Дамы танцуют вальс) (беседуют)

       1 дама. – Слыхали новость: Пушкин женится

       2 дама .- Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

       3 дама. – Но кто же она?

       4 дама. – Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

       5 дама. – Это не та ли Гончарова, которая живет в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

       6 дама. – Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

       7 дама. – Почему Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.

       8 дама. – Но, слышно, там появилась холера!

       1 дама. – Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скромному счастию.

       2 дама. – Брак для поэта – это такая проза!

       3 дама – Нет, нет не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

       4 дама. – Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором  ещё в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали.

       5 дама. – Да, да, я помню. Учила с маменькой

                Она была нетороплива,

                Не холодна, не говорлива,

                Без взора наглого для всех,

                Без притязаний на успех,

                Без этих маленьких ужимок,

                Без подражательных затей,

                Всё тихо, просто было в ней.

6 дама. - И совсем ещё юна. Только в свет вывела её маменька.

7 дама. – Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

8 дама. – Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен.

          Звучит вальс. Выходит Пушкин.

     Пушкин: (читает письмо) Мои горячо любимые родители, обращаюсь к вам в минуту, которая определит мою судьбу на всю остальную жизнь. Я намерен жениться на молодой девушке, которую люблю уже год – мадемуазель Натали Гончаровой. Я получил её согласие, а также согласие её матери. Прошу вашего благословения. 6 апреля 1830 г.

    ( Пушкин садится за стол, заваленный бумагой, книгами. В руках у него гусиное перо, лист бумаги.)

     Ведущий: Здесь, в Болдино, сошлось все воедино: деревья, осень, любовь, озарение. Закончен «Евгений Онегин», написаны прелестные «Повести Белкина» «Маленькие трагедии» и стихи, стихи, стихи. Но уже очерчен образ черного человека, о котором Пушкин говорит в пьесе «Моцарт и Сальери», который преследует Пушкина…

    Тихо звучит музыка «Реквием» Моцарта.

    Пушкин – (читает письмо, которое пишет) «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощенья за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне успокоило меня.

    - Ещё раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.

    - Будь проклят тот час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь не видим.

    - Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка.

    - Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье.

(Пушкин уходит.)

( Из – за сцены голос.)

    Когда в объятия мои

    Твой стройный стан я заключаю

    И речи нежные любви

    Тебе с восторгом расточаю,

    Безмолвна, от стесненных рук,

    Освобождая стан свой гибкой,

    Ты отвечаешь, милый друг,

    Мне недоверчивой улыбкой;

    Прилежно в памяти храня

    Измен печальные преданья

    Ты без участья и вниманья

    Уныло слушаешь меня,

    И встреч условных ожиданья

    В садах, в безмолвии ночей

    Кляну речей любовный шепот,

    Стихов таинственный напев,

    И ласки легковерных дев,

    И слезы их, и поздний ропот

                                    Мадонна

Чтец: Не множеством картин старинных мастеров

          Украсить я всегда желал свою обитель,

          Чтоб суеверно им дивился посетитель,

          Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный спаситель.

    Она с величием, он с разумом в очах –

    Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

    Одни, без ангелов, под пальмою Сиона

    Исполнились мои желанья. Творец

    Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

    Чистейшей прелести, чистейший образец.

(Звучит «венчальная песня» С. Прокофьева)

    (Голос из – за сцены.)

Ведущий: 1831 г. Февраля 18 дня по Указу Его Императорского Величества сочетались браком жених Александр Сергеевич Пушкин, 31 года от роду, и девица Наталья Николаевна Гончарова, 18 лет.

    Музыка.

    1 кавалер: Она редкостная красавица ,застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грации  

    2 кавалер: Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить характер.

    3 кавалер: Я женат и счастлив, одно желание мое, чтобы ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился.                    

    4 кавалер: Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься

    5 кавалер: Если при моем возвращении я найду, что твой милый аристократичный тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя.

    3 кавалер: Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя не счастлив.

    1 кавалер: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу…А твоих стихов не читаю, черт ли в них, и свои надоели.

    2 кавалер: Ты, мне кажется, воюешь без меня дома, сменяешь людей, ломаешь кареты, сверяешь счеты. Ай – да женушка. Что хорошо, то хорошо.

    4 кавалер: Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то время как её свекру и свекрови есть нечего. Натали тут ни причем, и отвечать за неё должен я… Если бы мать моя решила поселиться у нас, Натали, разумеется её бы приняла.

    3 кавалер: Мое семейство умножается , растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения, один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающих

    5 кавалер: За шесть лет в семье Пушкиных родилось четверо детей: две девочки и два мальчика.

    4 кавалер: Бог свидетель, что я готов умереть за неё, но умереть для того, чтобы оставить её блестящей вдовой…

    (Музыка) Выстрел, гаснет свет, свечи.

    (Вальс. Девочки танцуют.)

    1 дама – По предсмертному завету Пушкина 24 летняя Наталья Николаевна уехала из Петербурга к брату, в Полотняный завод. Почти два года прожила с детьми в уединении.

    2 дама – А следом за ней шли великосветская клевета и осуждение. Вот два письма современников.

    3 дама – Я ведь её не виню, как не винят детей , когда они по неведению и по необдуманности причиняют зло. Наш добрый, наш великий Пушкин должен был иметь совсем другую жену.

    4 дама – Свет никогда не будет на вашей стороне. По отношению к вам он всегда будет без жалости и без снисхождения. Будьте горды, заставьте уважать ваши права.

    5 дама – После смерти Пушкина Наталья Николаевна семь лет не выходила замуж, хотя было три претендента на её руку. Но каждый из них не соглашался жить под одной крышей с её детьми. Она всем отказала.

    6 дама – Петр Петрович Ланской, генерал, стал её мужем. В этом браке у них родилось еще трое детей: девочки.

    7 дама – Наталья Николаевна всегда была грустная, одетая в черное с белыми воротничками и манжетами и в черной косынке. Она никогда не повышала голоса.

    8 дама – Она писала: «Я слишком много страдала и вполне искупила ошибки, которые могла совершить в молодости.

    9 дама – Тем, что была когда – то женой великого поэта, она бесконечно гордилась, рассказывала своим детям о Пушкине, хранила письма, книги.

     Стихотворение: «Я вас любил».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"

Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс

Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...

Презентация к уроку русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии».

Презентация прилагается к уроку русского языка в 9 кл. на тему : " Русский язык-основа любой профессии"....