Разработка тестовых заданий для диагностики качества образования на основе тестовых оболочек
статья по русскому языку

Для любой образовательной системы оценка знаний учащихся является одной из основных задач. Сегодня тестирование, как метод оценки знаний учащихся, приобретает всё большую популярность. Составление компьютерных тестов является довольно сложным делом. Настоящий, действенный, валидный и эффективно работающий тест - это завершенный продукт, обладающий определенными свойствами и характеристиками и отвечающий современным методическим требованиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка тестовых заданий для диагностики качества образования на основе тестовых оболочек

Составление компьютерных тестов является довольно сложным делом. Настоящий, действенный, валидный и эффективно работающий тест - это завершенный продукт, обладающий определенными свойствами и характеристиками и отвечающий современным методическим требованиям. Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста проявляется во взаимосвязи заданий, включенных в тест. Ни одно из заданий не может быть изъято из теста без ущерба для него. 

Создание теста предполагает тщательный анализ содержания учебной дисциплины, классификацию учебного материала, установление межтематических и межпредметных связей, укрупнение дидактических единиц с последующим представлением этих единиц через элементы композиции задания.

Одним из путей, обеспечивающих разрешение противоречия, возникшего в составлении тестов, является применение тестирования, как части многих педагогических инноваций. Стало очевидным фактом то, что тесты позволяют получить объективные оценки уровня знаний, умений, навыков и представлений, выявить пробелы в подготовке. Тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний – наиболее эффективным формам организации учебного процесса.

Тест-это система заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребенок из программы.

Тесты в отличии от привычных форм проверки знаний, таких как, контрольные и самостоятельные работы, и др., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики.

Каждый тест снабжен полным перечнем проверяемых понятий и информацией о системе баллов, а также о соответствии между суммой баллов и школьной отметкой.

Тестирование учащихся - это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием.

Рекомендуется применять три вида оценивания результатов обучения : начальную, текущую и итоговую.

Возрастающая популярность тестов объясняется рядом преимуществ данной системой контроля перед традиционными методами оценки:

  1. Исключается влияние субъективных факторов на определение отметки (отношения между учителями и учениками).
  2. Оценка, получаемая с помощью теста, более дифференцирована. Высокая точность измерения обеспечивается большей градацией оценки, причем ширина интервалов данной бальной шкалы неравномерна.
  3. Тестирование обладает высокой эффективностью, поскольку можно одновременно проводить тесты на больших группах учащихся, а обработка результатов проводится легче и быстрее, чем, к примеру, проверка контрольных работ.
  4. Тестовые задания дают учащимся обнаружить пробелы в своих знаниях и принимать меры для их ликвидации, поэтому содержание теста может быть использовано не только для контроля и оценки знаний, но и для обучения.
  5. Возможен контроль на необходимом, заранее определенном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, включая в качестве вариантов ответа типичные ошибки, встречающиеся на данном уровне.
  6. Возможен самоконтроль на предварительном этапе с целью оценки результатов подготовки.
  7. Получение объективной оценки знаний, как для учителя, так и для учащегося (пониманием своих ошибок).
  8. Фиксируется внимание учащихся не на формирование ответа, а на осмыслении их сути.
  9. Возможность свести к минимуму субъективное влияние учителя на результат измерения.
  10. Статистическая оценка результатов контроля, а значит и самого процесса обучения.

При этом тест используется обучаемым как:

• обучение (тренажер, самоконтроль);

• контроль.

Для учителя тест служит для:

• корректировки учебного процесса;

• использования как вспомогательного средства для контроля (текущего);

• использования как дидактического средства для обучения;

• для дистанционного обучения.

Тестовое задание должно быть сформулировано ясно и четко, всегда ориентировано на получение однозначного заключения. Нужно стараться формулировать задание в виде одного предложения, а оно должно быть легко воспринимаемым каждым обучающимся.

Задание теста должно проверять конкретное знание, умение или конкретные навыки обучающихся. Тестовые задания должны быть информативными на всем диапазоне изменения уровня сложности.

Большинство заданий в тесте – закрытой формы. Закрытая форма более быстро воспринимаема и близка ежедневно решаемой человеком проблеме выбора.

Необходимо избегать ненужного дублирования проверяемых знаний, умений и навыков. При формировании тестов полезно проводить предварительное тестирование с целью определения уровня знаний.

Задания в тесте должны быть упорядочены по возрастанию уровня сложности, например, А - легкие, В – средние, С - сложные. Порядок предъявления заданий: все задания группы А – все задания группы В – все задания группы С.

Возможны следующие варианты предъявления тестовых заданий:

  1. от легких заданий – к более сложным;
  2. от средних заданий – к более легким или трудным (в зависимости от ответа);
  3. от сложных заданий – к более легким и др.

Любое тестирование должно заканчиваться не только выставлением оценок (баллов), но и анализом результатов тестирования, выявлением уровня обучения и качества тестов.

Оценку результатов тестирования нужно производить баллами в определенной шкале баллов.

Результаты тестирования могут свидетельствовать иногда и о том, что есть интеллектуально развитые обучаемые, показывающие плохие результаты тестирования, как и слабые обучаемые с так называемым критическим складом ума и хорошей моторной памятью, показывающие неплохие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся

Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...

Методическая разработка тестовых заданий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Для проверки знаний учащихся мною разработаны тестовые задания открытого типа. Учащиеся видят все ответы к тесту, вопросы к ним, с одной стороны тестовые задания располагают к себе своей простотой, но...

Диагностика качества образования

Литература, 9 класс, разноуровневая контрольная работа...

Тестовые задания для диагностики музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Разработка заданий и таблиц для определения музыкальных способностей детей старшей и подготовительной группы детского сада, основана на методики диагностики Ольги Радыновой...

Методическая разработка: Тестовое задание по программе "Основы телевидения"

Данный тест разработан по изучаемому материалу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Школьное ТВ"...

Авторская методическая разработка."Технология разработки тестовых материалов для оценки качества географического образования".

В методической разработке приведены примеры заданий разных типов по географии: открытого типа (определение объекта по краткой характеристике, задания дополнения, задания свободного изложения) и закрыт...