Главные вкладки

    Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

    Чистякова Ольга Сергеевна

    Конспект+презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока17.92 КБ
    Файл Презентация к уроку116.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 8а, 8б

    Тема: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

    Цели: восстановить знания об обобщающих словах при однородных членах; углублять и расширять знания по теме.

    Ход урока

    I Оргмомент

    - Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

    II Орфоэпическая разминка

    Спишите слова, расставьте ударения.

    Вероисповедание, обеспечение, кашлянуть, катарсис, танцовщица, сливовый, оптовый, черпать, жалюзи, договор, каталог, иконопись, квартал, флюорография.

    III Проверка домашнего задания

    Упр. 252 – комментированное прочтение

    IV Работа по теме урока

    Оглашение темы урока

    - Составьте и запишите предложения с обобщающими словами. Вспомните, как ставятся знаки препинания в таких предложениях.

    Нам задали подчеркнуть второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

    Учитель музыки умеет играть на пианино, на аккордеоне, на баяне – на разных музыкальных инструментах.

    - Какими членами предложения могут быть обобщающие слова? (Любыми, но теми же, что и однородные члены предложения, которые они обобщают).

    Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений, правила – стр. 146-147.

    -  Какие новые сведения вы узнали о знаках препинания при обобщающих словах при ОЧП?  (Случай, когда обобщающее слово стоит перед ОЧП, а после них предложение продолжается).

    Нужно помнить, что обобщающий член обозначает родовое или более общее понятие по отношению к ОЧП.

    V Закрепление изученного

    Задание. Запишите предложения, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Составьте их схемы.

    1)Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Саратове, Самаре, Волгограде. 2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан. 3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухших почек, и от невидимой за садами реки. 4) Все породы смолистых деревьев, как то: ель, пихта – называют красным лесом. 5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь.

    Задание 1. Сжато передайте содержание текста одним распространённым предложением с обобщающим словом при ОЧП.

    Образец: В зависимости от времени года Байкал можно увидеть разным. Весной и до середины лета он пронзительно синий, спокойный и безмятежный. Осенью, когда начинает свирепствовать северо-западный ветер, Байкал яростно бросается на гранитные скалы. Зимой он скован удивительно прозрачным, словно стекло, льдом и покрыт торосами. – В зависимости от времени года Байкал можно увидеть разным: то пронзительно синим, спокойным и безмятежным, то яростно бросающимся на гранитные скалы, то скованным прозрачным льдом и покрытым торосами.

    1.В разных странах строили разные жилища. В Японии, например, где часто бывают землетрясения, дома делали из лёгкого и гибкого бамбука. В тропических лесах, где сыро и много змей, хижины и сейчас поднимают повыше, на сваи. В степях кочевники ставят юрты из верблюжьих шкур, а на севере – чумы из оленьих шкур.

    2. Мы нечасто видим, как спят животные. А спят они каждый по-своему, иногда в удивительных позах. Лев спит около 20 часов в сутки, подняв кверху лапы и подставив брюхо жаркому африканскому солнцу или растянувшись на ветке дерева и свесив лапы. Африканские слоны приспособились спать стоя, положив тяжёлые бивни на какую-нибудь опору, например термитник. Лёжа на боку, вытянув ноги, спят индийские слоны. А летучие мыши вообще спят вверх ногами.

    VI Подведение итогов урока

    - Какие слова называются обобщающими?

    - Каковы правила пунктуации при однородных членах с обобщающими словами?

    Комментированное выставление оценок

    Домашнее задание. «Разверните» предложение с однородными членами в небольшой текст.

    Итальянец Леонардо да Винчи, один из титанов эпохи Возрождения, прославился как «универсальный человек»: как художник, как учёный, как изобретатель.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Орфоэпическая разминка Спишите слова, расставьте ударения: Вероисповедание , обеспечение, кашлянуть, катарсис, танцовщица, сливовый, оптовый, черпать, жалюзи, договор, каталог, иконопись, квартал, флюорография.

    Слайд 2

    Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

    Слайд 3

    Пример: Нам задали подчеркнуть второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство . Учитель музыки умеет играть на пианино, на аккордеоне, на баяне – на разных музыкальных инструментах.

    Слайд 4

    Задание. Запишите предложения, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Составьте их схемы . 1)Теплоход останавливался в крупных волжских городах Ярославле Саратове Самаре Волгограде . 2) Крупнейшие реки Западной Сибири Обь Енисей Лена впадают в Северный Ледовитый океан. 3) Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли и от набухших почек и от невидимой за садами реки. 4) Все породы смолистых деревьев, как то ель пихта называют красным лесом. 5) На крышах домов на деревьях на скамейках аллеи везде была изморозь.

    Слайд 5

    Задание 1. Сжато передайте содержание текста одним распространённым предложением с обобщающим словом при ОЧП . Образец: В зависимости от времени года Байкал можно увидеть разным. Весной и до середины лета он пронзительно синий, спокойный и безмятежный. Осенью, когда начинает свирепствовать северо-западный ветер, Байкал яростно бросается на гранитные скалы. Зимой он скован удивительно прозрачным, словно стекло, льдом и покрыт торосами. – В зависимости от времени года Байкал можно увидеть разным: то пронзительно синим, спокойным и безмятежным, то яростно бросающимся на гранитные скалы, то скованным прозрачным льдом и покрытым торосами.

    Слайд 6

    1.В разных странах строили разные жилища. В Японии, например, где часто бывают землетрясения, дома делали из лёгкого и гибкого бамбука. В тропических лесах, где сыро и много змей, хижины и сейчас поднимают повыше, на сваи. В степях кочевники ставят юрты из верблюжьих шкур, а на севере – чумы из оленьих шкур . 2. Мы нечасто видим, как спят животные. А спят они каждый по-своему, иногда в удивительных позах. Лев спит около 20 часов в сутки, подняв кверху лапы и подставив брюхо жаркому африканскому солнцу или растянувшись на ветке дерева и свесив лапы. Африканские слоны приспособились спать стоя, положив тяжёлые бивни на какую-нибудь опору, например термитник. Лёжа на боку, вытянув ноги, спят индийские слоны. А летучие мыши вообще спят вверх ногами.

    Слайд 7

    Домашнее задание. «Разверните» предложение с однородными членами в небольшой текст . Итальянец Леонардо да Винчи, один из титанов эпохи Возрождения, прославился как «универсальный человек»: как художник, как учёный, как изобретатель.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

    Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....

    Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

    Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

    Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

    Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе.  Тип  урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова....

    Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".

    Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового  материала...

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

    План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

    Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

    ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХЦЕЛЬ:1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстан...

    Урок русского языка в 8 классе по теме: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

    открытый урок в 8 классе по русскому языку,программа В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них....