Открытый урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

ЦЕЛЬ:

1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстановки знаков препинания.

2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий анализ.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: повторить и углубить сведения учащихся об однородных членах и расстановки знаков препинания.
Развивающая: продолжить формирование умений в определении обобщающих слов в предложении, расстановки знаков препинания.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

УУД

  • ЛичностныеУУД  
  • Регулятивные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:         

  • Знать лексические средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение,           олицетворение)
  • Уметь определять лексические средства выразительности в предложении.
  • Уметь определять роль лексических средств выразительности в художественных текстах.

Личностные:      

  • Освоение и принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной детельности и формирование личностного смысла учения.
  • Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций.
  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

  • Делать выводы о совместной работе класса и учителя
  • Производить логические операции
  • Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
  • Слушать и понимать речь других
  • Освоить умение находить средства выразительности в текстах
  • Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

 

ХОД УРОКА:

 

I. Организационный момент

Время: 1мин
Запишем число, классная работа.

 

II. Повторение

Прочитайте текст.

(Слайд 2)

- Какова тема данного текста?

- Дополните предложения однородными членами, добавьте их к выделенному слову или вместо выделенных слов.

 

 

Текст

                                               Русские реки
       Бесчисленное множество  рек разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по рекам (имя собств.). Разным товаром  торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли населённые пункты.

 

Взаимопроверка (слайд).

Проверьте друг друга. Поставьте друг другу нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

 

Русские реки

 Бесчисленное множество  малых рек,  речушек,  маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге,  пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами  торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли  Киев и Новгород,  Псков и Москва

 

III. Целеполагание

 

- Чем теперь осложнены предложения?

- Подберите к однородным членам слова или сочетания слов, которые служат более общим обозначением данных слов. Впишите их в нужном падеже.

 

Фронтальная проверка. Поставьте нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

 

 

Водоёмов, по торговым путям, разнообразными товарами, первые русские города…

- Как можно назвать эти слова?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запись на доске «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» (слайд 3)

- Какую цель вы поставили бы к уроку?

Цель: Научиться находить и использовать в тексте обобщающие слова. Расставлять знаки препинания.

СЛАЙД 5 (Цель урока)

– Для достижения цели поставим перед собой ряд задач.

СЛАЙД 6 (Задачи урока)

Задачи:

  1. Повторить однородные члены предложения
  2. Сформулировать правило: что называется обобщающим словом и расстановка знаков препинания при обобщающем слове и однородных членах предложения
  1. Отработать правило, выполнив ряд упражнений.

 

 

III. Формулировка правила

Возвращаемся к тексту. Взяли конспекты

Я делаю схемы на доске, дети в конспектах

Формулировка правила постановки знаков препинания.

Построим схемы данных предложений.

1. О: О,О,О

2. О,О,О – О

3. О: О,О,О – …

 

А теперь расставьте в тексте правильно знаки препинания.

Проверьте себя. Поставьте нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

 

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом, хлебомрыбойсолью, драгоценными редкостными мехами  разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

Физминутка

__________________________________________________________________

 

IV. Работа в группах. Путеводный лист. Задание:

 

Станции «Волонтёрская», «Театральная», «Космическая»

- Начальники станций готовят о себе презентацию, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

 

Путешествующие по станциям выполняют задания, которые предлагают им начальники станций. В своих работах они должны использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах.

 

1 станция – «Волонтёрская»

Выполните упражнение.

Задание для всех групп.

1) расставьте знаки препинания;

2) подчеркните обобщающее слово и однородные члены предложения.

3) постройте схемы предложений

 

2 станция –  «Театральная».  Познакомьте нас с репертуаром театров в Самаре, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

 

Задание для I группы

Театр «Самарт»

  1. январь
  2. февраль
  3. март

 

Задание для II группы

Театр оперы и балета

1) январь

2) февраль

  1. март

 

Задание для III группы

Драмтеатр

  1. январь
  2. февраль
  3. март

 

3 станция – «Космическая»

Задание. Расскажите о новостях космоса, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

 

Задание для I группы

Новости Российского космоса

Задание для II группы

Новости зарубежного космоса

 

Задание для III группы

Календарь космических событий

 

ОТЧЁТ начальников станций. В своём отчёте начальники станций должны использовать предложения с однородными членами и обобщающими словами. Группы не только слушают о себе, но и проверяют начальников станций.

 

V. Закрепление  нового материала

Время: 2 мин.
Тест в ЯКЛАССЕ

 

Итоги урока

Время: 0,5 мин.

Организуется фронтальная беседа: Чему был посвящен наш урок? Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

 

Домашнее задание

Упр. … - понял всё

Упр. … - не разобрался со знаками препинания

Упр. … - не умею находить обобщающее слово     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

ЦЕЛЬ:

1) Обеспечить в ходе урока повышение уровня осмысления понимания обобщающих слов при однородных членах и расстановки знаков препинания.

2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий анализ.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: повторить и углубить сведения учащихся об однородных членах и расстановки знаков препинания.
Развивающая: продолжить формирование умений в определении обобщающих слов в предложении, расстановки знаков препинания.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

УУД

  • ЛичностныеУУД  
  • Регулятивные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Познавательные УУД

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные:        

  • Знать лексические средства выразительности (эпитет, метафора, сравнение,           олицетворение)
  • Уметь определять лексические средства выразительности в предложении.
  • Уметь определять роль лексических средств выразительности в художественных текстах.

Личностные:        

  • Освоение и принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной детельности и формирование личностного смысла учения.
  • Навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из ситуаций.
  • Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные:

  • Делать выводы о совместной работе класса и учителя
  • Производить логические операции
  • Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
  • Слушать и понимать речь других
  • Освоить умение находить средства выразительности в текстах
  • Уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу
  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Время: 1мин
Запишем число, классная работа.

II. Повторение

Прочитайте текст.

(Слайд 2)

- Какова тема данного текста?

- Дополните предложения однородными членами, добавьте их к выделенному слову или вместо выделенных слов.

Текст

                                               Русские реки
       Бесчисленное множество  рек разбросано по великим просторам  нашей страны.
       В древности плыли гружённые товарами корабли по рекам (имя собств.). Разным товаром  торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли населённые пункты.

Взаимопроверка (слайд).

Проверьте друг друга. Поставьте друг другу нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

 

Русские реки

 Бесчисленное множество  малых рек,  речушек,  маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге,  пустынным северным рекам. Медом, хлебом, рыбой, солью, драгоценными редкостными мехами  торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли  Киев и Новгород,  Псков и Москва

III. Целеполагание

- Чем теперь осложнены предложения?

- Подберите к однородным членам слова или сочетания слов, которые служат более общим обозначением данных слов. Впишите их в нужном падеже.

Фронтальная проверка. Поставьте нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

Водоёмов, по торговым путям, разнообразными товарами, первые русские города…

- Как можно назвать эти слова?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. 

Запись на доске «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» (слайд 3)

- Какую цель вы поставили бы к уроку?

Цель: Научиться находить и использовать в тексте обобщающие слова. Расставлять знаки препинания.

СЛАЙД 5 (Цель урока)

– Для достижения цели поставим перед собой ряд задач.

СЛАЙД 6 (Задачи урока)

Задачи:

  1. Повторить однородные члены предложения
  2. Сформулировать правило: что называется обобщающим словом и расстановка знаков препинания при обобщающем слове и однородных членах предложения
  3. Отработать правило, выполнив ряд упражнений.

III. Формулировка правила

Возвращаемся к тексту. Взяли конспекты

Я делаю схемы на доске, дети в конспектах

Формулировка правила постановки знаков препинания.

Построим схемы данных предложений.

1. О: О,О,О

2. О,О,О – О

3. О: О,О,О – …

А теперь расставьте в тексте правильно знаки препинания.

Проверьте себя. Поставьте нужное количество баллов. Максимально 4 (1 за каждое предложение)

Русские реки

 Бесчисленное множество водоёмов: малых рек,  речушек, маленьких лесных ручейков,  прозрачных озёр  разбросано по великим просторам  нашей страны.

        В древности плыли гружённые товарами корабли по торговым путям:  серебряному Днепру,  широкой красавице Волге пустынным северным рекам. Медом, хлебомрыбойсолью, драгоценными редкостными мехами  разнообразными товарами торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли первые русские города: Киев и Новгород,  Псков и Москва

Физминутка

__________________________________________________________________

IV. Работа в группах. Путеводный лист. Задание:

Станции «Волонтёрская», «Театральная», «Космическая»

- Начальники станций готовят о себе презентацию, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Путешествующие по станциям выполняют задания, которые предлагают им начальники станций. В своих работах они должны использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах.

1 станция – «Волонтёрская»

Выполните упражнение. 

Задание для всех групп.

1) расставьте знаки препинания;

2) подчеркните обобщающее слово и однородные члены предложения.

3) постройте схемы предложений

2 станция –  «Театральная».  Познакомьте нас с репертуаром театров в Самаре, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Задание для I группы

Театр «Самарт»

  1. январь
  2. февраль
  3. март

Перейдите по ссылке ……..

_______________________________

Задание для II группы

Театр оперы и балета

1) январь

2) февраль

  1. март

Перейдите по ссылке ……..

_______________________________

Задание для III группы

Драмтеатр

  1. январь
  2. февраль
  3. март

Перейдите по ссылке ……..

_______________________________

3 станция – «Космическая»

Задание. Расскажите о новостях космоса, используя предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Задание для I группы

Новости Российского космоса

Перейдите по ссылке:      ria.ru/space/

 

_____________________________

Задание для II группы

Новости зарубежного космоса

Перейдите по ссылке:   htt://avianews.info/kitaj

______________________________

Задание для III группы

Календарь космических событий

Перейдите по ссылке:    igate.com.ua         .

ОТЧЁТ начальников станций. В своём отчёте начальники станций должны использовать предложения с однородными членами и обобщающими словами. Группы не только слушают о себе, но и проверяют начальников станций.

V. Закрепление  нового материала

Время: 2 мин.
Тест в ЯКЛАССЕ

Итоги урока

Время: 0,5 мин.

Организуется фронтальная беседа: Чему был посвящен наш урок? Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Домашнее задание

Упр. … - понял всё

Упр. … - не разобрался со знаками препинания

Упр. … - не умею находить обобщающее слово        

VII. Рефлексия

Давайте проанализируем сегодняшнюю работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них».

Цель урока: научить находить в предложении с однородными членами обобщающие слова; познакомить с постановкой знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами....

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Обобщающие слова приоднородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах»запланирован, как урок по изучению новой темы с использов...

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них"

Урок по теме " Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" в 8 классе.  Тип  урока: урок открытия новых знаний по УМК под редакцией  С.И. Львовой, В.В. Львова....

Разработка урока "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них".

Данный урок предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе на изучение и закрепление нового  материала...

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

Урок русского языка в 8 классе по теме: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

открытый урок в 8 классе по русскому языку,программа В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них....