Олимпиада для 9 класса.
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

В работе имеется 10 вопросов с критериями оценивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЯ, КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

9 класс

Фонетика

Вопрос 1

         Одна из центральных улиц Уфы носит имя Александра Дмитриевича  Цюрупы – советского государственного и партийного деятеля. При произношении его фамилии  говорящие  часто ошибаются.   Основываясь на законах современной  русской фонетики и графики, запишите  эту  фамилию  (в форме родительного падежа)  в фонетической транскрипции. 

Модель ответа

Фонетическая транскрипция фамилии [ ц у р У п ы ] – прописной буквой отмечен ударный гласный звук.

     Ошибки в произношении этого слова возникают в первом и втором слогах. Проверяя ответ, на них и надо обращать внимание.

  Первый слог.   Хотя буква второго ряда ю пишется после мягких согласных и «провоцирует» произношение мягкого [ ц ], так произносить этот звук нельзя, недопустимо: в русском языке этот звук всегда твердый, так он и должен произноситься в предложенном для анализа слове.  

Второй слог. В соответствии с законами русской графики  у – буква первого ряда – указывает на то, что предшествующий ей согласный звук [ р ] должен произноситься твердо. Но наблюдения над живой речью уфимцев показывают, что здесь чаще всего произносится [ р' ] –  мягкий звук, и слово звучит  как [ ц у р'у  п ы ].

     За правильную транскрипцию каждого из двух сомнительных слогов по 2 балла.

   Всего 4 балла.

                              Лексика и лексикография

Вопрос 2

Современные толковые словари  оснащены  системой помет,  дающих разнообразную характеристику слова – от  происхождения до сферы использования и эмоциональной окрашенности.  Ориентируясь на пометы, соотнесите  информацию из  первого столбика со словами из второго столбика таким образом, чтобы помета давала слову  верную  характеристику.

книжн. греч. «назад+ время»

Арык

прост. «головорез»

антик

греч. «безвластие»

анахронизм

лат. «древний»

архаровец

тюркск.

анархия

Модель ответа

книжн. греч. «назад+ время»

анахронизм

прост. «головорез»

архаровец

греч. «безвластие»

анархия

лат. «древний»

антик

тюркск.

арык

За каждую корректную пару «помета–слово» по одному баллу.

Всего 5 баллов.

Вопрос 3

Имена собственные могут  использоваться   для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными. Происходит это часто,  и  мы забываем,  что , например, сорт мороженого пломбир назван так по имени города Пломбир во Франции; а  трикотажная ткань джерси – по имени острова в проливе Ла-Манш, где эту ткань сделали.

       В приведенном списке слов укажите те нарицательные существительные, которые возникли в результате перехода из собственных, сформулируйте значение имен нарицательных.  Напишите, как связаны   они с теми именами собственными, от которых образованы.

  1. матрешка
  2. рецепт
  3. эрудит
  4. кукла
  5. панама
  6. рентген

Модель ответа

В результате перехода из имен собственных в имена нарицательные возникли следующие  слова:

       матрешка  – полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла. Она  названа Матреной –  очень распространенным именем русских крестьянок, которых кукла, вероятно, напоминала.  Это имя происходит от латинского mater , что означает мать.  Имя Матрена вызывает образ  настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с крепким  крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой;

      панама –летняя широкополая соломенная или матерчатая шляпа.  Название получила либо по названию страны Панама, либо по названию Панамского канала, при строительстве которого люди использовали этот головной убор, чтобы спастись от палящего солнца.;

     рентген –1) просвечивание рентгеновскими лучами; 2) единица дозы рентгеновского или гамма-излучения. Название дано по имени немецкого ученого В.К.Рентгена, открывшего это излучение.

   За каждое верно названное слово по одному баллу. За формулировку значения каждого  имени нарицательного по 2 балла.

   За описание связи между собственным и нарицательным  (в зависимости от полноты описания) еще по2 балла.

Всего 15 баллов.

Фразеология

Вопрос 4

В русском языке есть немало фразеологических единиц, которые характеризуют качества человека – его внешность, характер, отношение к делу и т.д. Некоторые из них представлены в таблице. Установите соответствие между  фразеологизмом  и передаваемым им значением.

А. Ни тпру ни ну

1.Ни на что не способен, ничего не умеет делать

Б. Ни рожи ни кожи

2. Ничем не выделяющийся, средний, посредственный человек

В. Ни в куль ни в воду

3.Человек, который играет самую незначительную роль в обществе

Г. Ни богу свечка ни черту кочерга

4.Не годится по каким-либо данным, не соответствует требованиям

Д. Рылом не вышел

5.Очень худ, некрасив. уродлив

Е. Последняя спица в колеснице

6.Ничего не делает, никак не проявляет себя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Модель ответа

 Таблица с ответами должна выглядеть следующим образом.

А

Б

В

Г

Д

Е

6

5

1

2

4

3

За каждое правильное соответствие – по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Морфология

Вопрос 5

 Вы знаете, что лексические омонимы – это  слова, которые звучат  (и пишутся) одинаково,  но  в  значении не имеют ничего общего  Ср.: ключ- 1 – «отмычка», ключ-2 – «водный источник».  

        Явление  омонимии  существует   не только в лексике, но и на других уровнях языка.  Так,  среди  морфем, передающих  грамматическое значение, прежде всего  среди окончаний, тоже есть омонимы.  

       Установите, сколько разных грамматических значений может передавать окончание    -у (ю).

Модель ответа

          Имя существительное                      Глагол

1 скл.

2 скл.

3 скл.

В.п. – увидеть сестру

Д.п. – написать брату

Т.п. –  ответ не принимать!

Там окончание

 --JУ

1л.ед.ч. – пишу

Р.п. – выпить чаю

П.п. – стоять на берегу.

За каждое правильно выделенное грамматическое значение  2 балла.

Всего  10 баллов.

Синтаксис

Вопрос 6

 Как вам известно, между словами в словосочетании  существуют 3 вида  синтаксической связи  – согласование, управление и примыкание.

       Установите, в каком словосочетании (или в каких словосочетаниях)  слова связаны  иным способом, нежели в  остальных. Объясните свое мнение.

  1. такой ответ;
  2. правильный ответ;
  3. Васин ответ;
  4. второй ответ;
  5. его ответ.

Модель ответа

     В словосочетаниях  1) – 4)  вид синтаксической связи – согласование. В словосочетании 5) слова связаны  при помощи примыкания, поскольку  в качестве зависимого компонента здесь  выступает  застывшая форма  притяжательного местоимения, которая на изменение  главного слова «не реагирует». Ср.: его ответа, его ответу, его ответ, его ответом и т.д.

    За правильный ответ 3 балла.

Вопрос 7

В состав сказуемого – и простого, и составного – может входить несколько слов. Это затрудняет определение его границ в структуре предложения.

Найдите сказуемые в данных предложениях и назовите их типы.

  1. Я оставил утюг включенным.
  2. Сосед наш теперь птица высокого полета.
  3. Дедушку Митю  я попросил рассказать историю нашей семьи.
  4. Своих детей родители-спортсмены рано начинают учить плавать.
  5. Антон слыл человеком угрюмым.

Модель ответа

  1. Сказуемое оставил – простое глагольное.
  2. Сказуемое птица высокого полета – составное именное (с нулевой связкой).
  3. Сказуемое попросил – простое глагольное.
  4. Сказуемое начинают учить – составное глагольное.
  5. Сказуемое слыл человеком угрюмым – составное именное.

За каждое правильно выявленное сказуемое – по 1 баллу, за каждый правильно названный тип сказуемого – по 1 баллу.

Всего 10 баллов.

История языка

Вопрос 8

Переведите отрывок из  Галицко-волынской летописи  XIII века на современный русский язык.

В Лёто 6748. Приде Батый Кыеву въ вои т\жьцё и обстолпи градъ сила татарская. И бысть градъ в обьдержаньи велицё. И бё исполнена земля Русская ратных. Яша же в нихъ татарина и тъ исповёда имъ всю силу ихъ. Постави же Баты порокы к граду подлё вратъ, ту бо бёаху дебри, пороком же выбиша стёны и возидоша на избыты стены.

Модель ответа

В 1240 году пришёл Батый к Киеву с войском большим,  и обступила город сила татарская. И был город в окружении великом (в  осаде великой). И была наполнена земля русская военными. Захватили среди них татарина, тот поведал им всю их силу. Поставил же Батый стенобитные орудия подле  ворот, ибо тут  были  дебри . Стенобитным орудием  же стены разбили и взошли на разрушенные  стены.

За более-менее адекватный перевод, не искажающий смысл, 7 баллов.

        

Вопрос 9

    В  тексте несколько раз встречается   общеславянское  слово,  корень которого имеет старославянский вид. Напишите, как выглядит русский вариант этого корня и  в чем между  вариантами одного и того же корня  фонетическая разница. 

Модель ответа

        Речь идет о слове градъ. Русский вариант этого корня город. Разница между корнями в их фонетическом оформлении: для русского языка характерно полногласное сочетание оро, для старославянского неполногласное сочетание ра.

    За правильно названный русский вариант слова  градъ – город –  1 балл.

     За приведение терминов полногласие/неполногласие (или одного из них)  3 балла.

     За упоминание конкретных сочетаний  оро и ра и правильное указание на то, что одно из них по происхождению является русским, а второе старославянским, 3 балла.

Всего 7 баллов.

Вопрос 10

Во втором предложении текста употреблено слово т\жьцё.   Установите смысл, который это слово передает.  

Корень этого слова  имеет   и другой фонетический облик.    Вспомните и запишите фразеологизмы, в которых это   слово встречается с корнем,  фонетически оформленным  иначе. Сформулируйте современное прямое   значение этого слова.

Модель ответа

В тексте слово значит «тяжелый», таким образом подчеркивается   величина силы, обрушившейся на Киев.

Другой фонетический облик корня тяжек.  Фразеологизмы: тяжкий грех, пуститься во все тяжкие.

Современное прямое значение слова тяжелый – «имеющий большой вес».

За  формулировку смысла  3 балла.

За каждый из фразеологизмов по 2 балла. Всего 4 балла.

За  толкование современного прямого значения 3 балла.

Всего 10 баллов.

Итого за все задания 83 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биология, олимпиада, 7 класс

тест с ключами для проведения школьной олимпиады по биологии в 7 классе...

Подготовка к олимпиаде. 10 класс.

Задания и ответы к олипиаде по русскому языку....

Подготовка к олимпиаде. 10 класс.

Задания и ответы к олимпиаде по русскому языку....

олимпиада 5 класс

Школьный тур олимпиады по математике 5 класс...

Олимпиада 7 класс

Олимпиада  ответы                         По  обществознанию 7 к...

Олимпиада 6 класс,русский язык

Внутришкольная олимпиада...

Олимпиада 10 класса. Олимпиада 8 класс.

Подготовка к олимпиаде....