ЕГЭ 9. Правописание корней
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Презентация содержит теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней, задание 9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЕГЭ 9. Правописание корней114.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание корней ЕГЭ Задание №9

Слайд 2

Алгоритм выполнения задания Внимательно читаем задание Читаем все слова Выделяем корни Вспоминаем правила на каждый корень

Слайд 3

Что такое корень слова? Корень слова – это неизменяемая общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение

Слайд 4

Как определить корень слова? 1) Выясните лексическое значение слова; 2) Найдите максимальное количество слов, имеющих одно значение и один корень (как правило, это другие части речи или формы слова) Например: гора-горный-гористый . Иногда в корнях происходит чередование согласных. Например: река — речной . 3) Определите общую неизменную часть во всех этих словах, это и будет корнем. Обратите внимание на корни чередованием: их очень легко перепутать с омонимичными корнями с проверяемой гласной Например: Вымирать - Миротворец . Вымирать - это слово с чередующим корнем (мер — мир), зависящим от суффикса А. Миротворец - это слово можно проверить при помощи слова «мир», следовательно, это корень с проверяемой гласной.

Слайд 5

Орфограммы – безударные гласные в корне Проверяемые ударением Не проверяемые ударением Тр а ва ́ – тр а ́ вы Т о по ́ р С о сна ́ - с о ́ сны В и н е гре ́ т Л е со ́ к - л е ́ с Б а лко ́ н

Слайд 6

Правописание чередующихся гласных в корне слова зависит от наличия суффикса -а- после корня ударения последующей согласной значения корня е/и - бер -/- бир - - мер -/- мир - - дер -/- дир - - тер -/- тир - - пер -/- пир - - стел -/- стил - - блест -/- блист - соб е ру-соб и р а ть а/о - лаг -/- лож - - кас -/- кос - прил о жить - прил а г а ть 1) - гар -/- гор - под ударением – а - заг а ́ р ; 2) - зар -/- зор - под ударением - о - з о ́ рька ; 3) – клан -/- клон - - твар -/- твор - под ударением и а и о , но в безударном положении только о : покл о ́ н , скл о не ́ ние Исключение : утв а рь - раст -/ - ращ - - рос - А пишем перед ст , щ О пишем перед с Исключения : р о сток, Р о стов, Р о стислав, отр а сль Р а ст ение, выр о с , ср а щ ение - мак - - «погружать в жидкость» (м а кать оладьи в сметану); - мок - - «пропускать жидкость» (сапоги пром о кли); - равн - - «равный, одинаковый» (стать нар а вне); - ровн - - «ровный, прямой, гладкий» (подр о внять грядки); - плов - (только пл о вец, пл о вчиха); - плав - (во всех остальных случаях: попл а вок); - плыв - (только пл ы вуны)

Слайд 7

Орфограммы – согласные в корне Определяемые правилом Непроверяемые проверяемые непроизносимые Сала з ки Кро в Сер д це Я сн ый Во к зал

Слайд 8

Как проверить? 1. Проверяемые оглушенные и озвонченные . Способ проверки – подбор однокоренного слова, в котором согласный стоит в сильной позиции: изморось (моросит мелкий дождь) – моросить 2. Непроверяемые. Способ проверки — запомнить: рюкзак. 3. Непроизносимые (в сочетаниях стн , стл , здн , лнц , рдц , вств ). Способ проверки – подбор родственных слов, в которых сочетание этих согласных окажется на конце слова (властный – власть) или между согласными есть гласная: наивысший – высокий. Помните! Чувство, блеснуть, ровесник, сверстник.

Слайд 9

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) прил..гать , на выр .. ст , пром .. чить 2) предприн .. матель , выч ..т, ск ..кун 3) с..бака , выск .. чка , тв .. рец 4) выг .. рание , покл ... ниться , пл .. вучий 5) заж ..мать, отн ..мать, прим.. рение 124

Слайд 10

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1) кн.. гиня , ижд ..венец, пл..вник 2) сп .. ши (на урок), за..вить, ум.. лять (достоинства) 3) к.. лбаса , п.. стила , предл .. жение 4) б.. стион , к.. вычки , в.. нтиляция 5) пом .. рить (поссорившихся), зав.. нтить , об..жал (малыша) 25

Слайд 11

3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1) з .. ря , посв .. тить (стихотворение), оп.. раться 2) р.. птание , запл .. тить (долг), поз...лоченный 3) ум.. лять о пощаде, зам.. рять , д.. льфин 4) пом .. рить (поссорившихся), пон .. зовье , ед.. ничный 5) благосл .. вение , осл .. жнять , сохр ..нить 245

Слайд 12

4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. 1) расп ..лённый, .. птимист , эксп .. зиция 2) оз.. рение , р.. стение , зан ..мать 3) з .. ря , разн ..мать, ск .. чок 4) пов .. дырь , разр .. дить (рассаду), скр .. пление 5) п.. ргамент , эг .. ист , ув ..дающий 23

Слайд 13

5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1) вин..грет, обд.лить , взгл .. нуть 2) х.. отический , конв .. ировать , р.. зарий 3) прим.. рять (противников), б..хрома, декл ..рация 4) в.. трина , тр.. туар , посв .. тить (книгу) 5) разр .. дить (обстановку), обл..котиться, просв .. щение 25

Слайд 14

6.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. 1) пол..тать, выр .. сший , в.. нтиляция 2) обог .. щаться , аккомпан .. мент , прир .. щение 3) подр ..внять (бороду), м.. кать (перо), б.. дминтон 4) неизгл .. димый , др..жать, без уст.ли 5) экз.. менатор , парад.. ксальный , пол.. скать (кошку) 45

Слайд 15

7.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня 1) спл .. таться , вн.запно , пок .. ление 2) ухв .. титься , хл .. потать , выч .. сление 3) соб .. рёшь , к.. вычки , упр..щённый 4) зам.. реть , прил.. жение , выб ..рать 5) соч.. тание , оз.. рение , несг .. раемый 45

Слайд 16

8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня 1) к.. нфорка , п.. лисадник , к.. морка 2) предпол ..гать, пор.. сль , оз.. рить 3) погл .. щать , (деревенский) ст.. рожил , ум.. лять (о помощи) 4) гн .. здиться , нас.комые , б.. гровый 5) прил.. жение , напом .. нающий , заг .. ревший 25

Слайд 17

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня 1) див.. денды , расст .. лать , соч.. тание 2) вент.ляция , запеч ..тлённый, разр .. дить (посадки) 3) интелл .. ктуал , осв .. жающий (запах), разр .. дить (посадки) 4) мен.. джмент , сост.. зательный (дух), выж .. чь 5) выгл ..деть, т.. хоня , упл .. тняя 35

Слайд 18

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня 1) развл .. чение , по.. черёдно , проб.. раться 2) велос .. пед , нац .. ональный , д.. летант 3) сохр .. нённый , отр .. зиться , мет.. форический 4) в.. теран , ч.. мпионат , вит.. минизированный 5) сов.. стливый , раск ..лённый, заг .. реться 24

Слайд 19

11.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) вл.. жение , насв ..стать, ут .. лщение 2) бесп .. лезный , р.. ждает , изм .. рение 3) соб...рает , сов.. стливый , прот .. рает 4) откл .. ниваться , в.. рзила , сотв .. рить 5) осн ..щенный, выс .. хнуть , в.. пиющий 25

Слайд 20

12.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) в.. трушка , сн ..гирь, ст.. пендия 2) бл .. днеть , б.. чевание , с..бака 3) растр.. пать , б.. гемот , м..чеха 4) кар.. катица , б.. рдюр , прив .. легия 5) перс.. наж , ок .. анолог , к..бура 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Тест. Правописание корней. 5-6 кл.

Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, корни с чередованием....

Правописание корней -кос-, -кас-

Презентация к уроку русского языка в 5 классе, по программе "Школа 2100". Тема урока "Правописание корней -кос-, -кас-"....

Урок русского языка в 6 классе "Повторение правописания корней с чередованием гласных"

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся...

Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл

Тест предназначен для закрепеления орфографии в корне слова....

Тест по орфографии. Правописание корней. 6 кл

Этот тест поможет систематизировать и обобщить знания учащихся...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...