Главные вкладки

    Программа "Этимологические загадки"
    рабочая программа по русскому языку (7 класс)

    Черепанова Елена Александровна

    Настоящая программа предназначена для организации внеурочной работы  по русскому языку c учащимися 7 класса.  Данный курс имеет познавательно – практическую направленность, даёт  новые сведения, которые не предусмотрены учебной школьной программой. Формирует у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение; обогащает словарный запас, даёт возможность узнать о происхождении имён собственных, географических названий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_etimologicheskie_zagadki.docx26.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение Белоярского района

    «Средняя  общеобразовательная  школа №1 г. Белоярский»

    РАССМОТРЕНО

    на заседании экспертного совета

    Протокол №1от  31 августа 2017

    УТВЕРЖДЕНО

    Директор  _________ Е.А. Пакулев

    Приказ №  809 от 31 августа 2017

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора школы

    ___________________ /Т.Г. Ефименко/

    31  августа 2017 г.

    ПРИНЯТО на заседании            

      педагогического совета школы

    от 29 августа 2017

    Протокол № 8

    Программа факультатива

    по русскому языку

    «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ»

    7 в    класс.

    Составитель:  Черепанова Е.А.                                                        

    учитель русского языка

    и литературы

     СОШ № 1 г. Белоярский

    2017 г.

    Пояснительная записка

       

            Настоящая программа предназначена для организации внеурочной работы  по русскому языку c учащимися 7 класса.  Данный курс имеет познавательно – практическую направленность, даёт  новые сведения, которые не предусмотрены учебной школьной программой. Формирует у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение; обогащает словарный запас, даёт возможность узнать о происхождении имён собственных, географических названий.

    Принципы построения курса «Этимологические находки»» позволяют показать слова и называемые ими понятия в более широком контексте развития языка и мышления, так как семантический контекст состоит не только из лингвистических, но и из культурных и мировоззренческих звеньев. Таким образом, этимология не только удовлетворяет естественный интерес языковой личности к происхождению слов, но и дает богатый материал к осмыслению и изучению истории народа, его менталитета, устраняет неправильное представление о изучении родного языка как свода орфографических правил и исключений из них.

    Главные цели:

    - осмысление духовной жизни своего народа через работу со словом;  

     - создание предпосылки для видения мира через призму родного языка.

    Основными задачами курса являются: развитие языкового чутья; владение навыком этимологического анализа; формирование коммуникативных и информационных компетенций: умения работать со словарями различных типов; формирование навыков научно-исследовательской работы.

    На занятиях будет рассматриваться и  этимология отдельных слов, и этимологический анализ лексико-семантических групп слов. При отборе языкового материала приоритет отдается исконной лексике, иноязычная лексика привлекается в качестве семантических параллелей. Программа ориентирована в большей степени на понимание и осмысление материала. По мере освоения этапов этимологического анализа учащимся предлагаются не только репродуктивные задания, но и задания исследовательского типа, что позволяет использовать такие типы деятельности, как поисковый, дискуссионный, рефлексивный, творческий. Итогом освоения курса является творческая работа – этимологический анализ лексико-грамматической группы слов или  ряда однокоренных слов. По ходу  анализа языкового материала учащимися будет создан этимологический паспорт некоторых слов.

    Факультатив рассчитан   на 35 ч в год (1  занятие в неделю)

    • Требования к уровню подготовки.
    • уметь работать со словом, анализировать морфемный состав слова;
    • учиться работать с этимологическими  словарями, словарными статьями;
    • овладеть навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой;
    • ознакомиться с приёмами исследовательской и проектной деятельности;
    • знать основные способы этимологического анализа слова;
    • знать основные разделы языкознания, которые связаны с этимологией;
    • уметь создавать этимологические «цепочки» и «гнёзда»

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1.

    Вводный урок. История письменности

    1

    2.

    Язык-народ-культура

    3

    3

    Этимология как наука. Связь с другими разделами языкознания.

    7

    4

    Этимология и топонимика

    3

    5

    Этимологический анализ слов. Практика.

    3

    6

    Язык и мышление славян.

    4

    7

    Создание «гнёзд» этимологически родственных слов.

    12

    8.

    Обобщающий урок. Перспектива этимологии как науки

    2

    ИТОГО

    35

    Содержание

    Введение. Родной язык. Связь понятий «язык» - «народ» - «культура». Теории о происхождении языков. Место русского языка среди родственных языков. история языка и этимология слова.

    Этимология как наука. Задачи этимологии. Этимологический анализ слова. Этимологические словари.

    Фонетика и этимология. Фонетические изменения и фонетические соответствия.

    Словообразование и этимология. Словообразовательные соответствия. Устаревшие суффиксы.

    Ономастика. Основы ономастики.

    Семантика и этимология. Семантические закономерности.

    Этимология топонимических названий. Этимология топонимики ХМАО

    Язык  и мышление древних славян. Этимология единиц измерения и измерительных приборов. Система названий временных отрезков, их этимология. Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» - «лечить» - «колдовать».

    Перспектива этимологии как науки.

    Средства контроля.

    I. Семинарские занятия.

    1. Теории о происхождении языков.

    2. Языковые группы.

    3. История письменности. Древнейшие алфавиты.

    4. Деятельность Кирилла и Мефодия.

    II. Контрольная работа по теме «Фонетика и этимология»

    1. Подберите однокоренное слово, в котором наблюдается чередование:

    ухо - …, мокнуть - …, рыбак - …, стерегу - …, друг - …, ходить - ….

    2. Найдите однокоренное слово с исконным согласным:

    жена - …, польза - …, чужой - ….

    3. Восстановите праславянский корень по древнерусскому и старославянскому варианту:

    брань, оборона - …

    безбрежный, берег - …

    Бремя, беременная - …

    облако, оболочка - …

    главный, голова - …

    4. Найдите слова с мнимым полногласием:

    брат, плен, краткий, крепкий, запрет, грех, хоровод, мрак, дорога.

    5. Докажите при помощи звуковых соответствий, что данные слова являются однокоренными:  трясти – трус, зуб – зябь, мятеж – смута, мука – мять, звонкий – звякать, цапля-цапать, порох-перхоть

    III. Контрольная работа по теме «Словообразование и этимология»

    1. Составьте словообразовательное гнездо слова «слово».

    2. Определите значение словообразовательного элемента вън- в словах: внимать, внушать, внимание, внедрить.

    3. Докажите, что слова семя, пламя, знамя, стремя образованы по одной словообразовательной модели, найдите мотивирующее слово для каждого из них.

    4. Может ли слово голубь с точки зрения фонетики и словообразования  быть родственным словам желчь, зола, золото, зелень, желтеть?

    5. Произведите словообразовательный анализ слов понурый, невеста, ведьма, медведь

    IV. Исследовательская работа по теме «Система названий месяцев и дней недели в русском языке»

    V. Зачетная исследовательская работа по теме, выбранной учащимся (Анализ лексико-семантической группы слов, относящихся к одному понятию)

    Викторина.

    На уроке подводится итог изученному. Ребята вспоминают, что запомнили. Предлагается следующая викторина.

    1. Что изучает раздел « Ономастика»?
    2. Как имена собственные дают названия именам нарицательным?
    3. Назвать географические названия, которые носят имена и отчества людей(Ерофей Павлович, Лев Толстой)
    4. Что вы узнали об истории фамилий на Руси?
    5. Откуда произошло слово хулиган?
    6. Что такое палиндром? Приведите примеры.
    7. Назвать денежную единицу, которая существовала на Руси в 16-17 веках?
    8. Какие денежные знаки вы ещё знаете?
    9. Что скрывает таблица Менделеева? Привести примеры названий химических элементов, образованных от имён собственных.
    10. Что вы узнали о происхождении слова нарцисс?
    11. Имена каких учёных связаны с названиями измерительных приборов?
    12. Какие виды одежды образовались по имени людей, создавших их?
    13. Что такое ландрин?
    14. Попытайтесь объяснить свою фамилию.
    15. Какие факты вам показались интереснее всего?

    Календарно-тематическое планирование

    35 часов  в год (1 занятие в неделю)

    Дата

    Тема

    Количество часов

    Задачи обучения

    Формы обучения

    03.09

    Вводный урок. Родной язык. История письменности. Древнейшие алфавиты.

    Обобщение и систематизация изученного о родном языке, понятие лексико-семантических групп  слов

    Беседа, работа в группах

    10.09

    Связь понятий «язык» - народ» - «культура»

    Показать роль мировоззрения в формировании языка

    Лекция с элементами исследования

    17.09

    Теории о происхождении языков

    Познакомить с теориями о происхождении языков, формирование умения вести дискуссию, строить развернутое высказывание по типу рассуждение

    Урок-дискуссия, работа в группах

    24.09.

    Языковые группы. Место русского языка среди родственных языков

    Иметь представление о языковых группах, знать место русского языка среди родственных

    Семинарское занятие

    01.10

    История языка и этимология слова. Этимология как наука.

    Иметь представление об этимологии как науке, о ее задачах

    Лекция с элементами беседы

    08.10

    Этимологический анализ. Этимологические словари.

    Знать и вычленять этапы этимологического анализа, формирование навыка работы с этимологическими словарями

    Работа по алгоритму, работа со словарями

    15.10

    Фонетика и этимология. Фонетические изменения и фонетические соответствия

    2 ч

    Систематизация знаний по фонетике. Следы старославянского языка в современном русском

    Лекция с элементами исследования

    22.10

    Словообразование и этимология. Словообразовательные соответствия

    Систематизация знаний по словообразованию, дать понятие о первоначальной членимости слова

    Исследовательская деятельность

    29.10

    Ономастика. Что это такое?

    Познакомить с новой наукой.

    Лекция с элементами исследования

    12.11

    Семантика и этимология. Семантические закономерности

    Иметь представление о семантических параллелях, семантических закономерностях, совершенствование навыка этимологического анализа

    Лекция с элементами исследования

    19.11

    Этимология топонимических названий.

    Исследовать некоторые топонимы

    Мозговой штурм, исследование

    26.11

    Этимология топонимики ХМАО

    Знать версии о происхождения слова «человек», уметь доказывать какую-либо из них

    Мозговой штурм, исследование

    03.12

    Этимологический анализ слов. Практическая работа

    3 ч

    Формировать навык этимологического анализа, уметь объяснять изменения, произошедшие со словом. Составить этимологический паспорт слов

    Работа в группах, исследование

    10.12

    Язык  и мышление древних славян.

    Проанализировать слова, связанные с воззрениями и обычаями древних

    Лекция с элементами исследования

    17.12

    Система названий временных отрезков, их этимология.

    Формирование умения самостоятельно интерпретировать результаты этимологического анализа

    Самостоятельная работа

    22.12

    Этимология единиц измерения и измерительных приборов.

    1 ч

    Установить связь названий измерительных приборов с именами собственными.

    Работа в группах

    24.12

    Создание «гнёзд» этимологически родственных слов.

    Уметь пользоваться этимологическим словарем

    Работа в группах

    14.01

    Этимология слов со значением «говорить». Связь понятий «говорить» - «лечить» - «колдовать».

    Показать связь понятий, уметь находить семантические параллели

    Лекция с элементами исследования

    21.01

    Этимология слов, характеризующих человеческие качества и эмоции.

    Иметь представление о способах наименования слов с абстрактным значением, показать отражение первичных значений в художественной речи, в лексической сочетаемости

    Лекция с элементами исследования

    28.01

    Этимология слов, обозначающих цвет и запах.

    Уметь анализировать современные и исторические способы наименования, совершенствовать навык этимологического анализа

    Самостоятельная работа

     

    Представление и анализ творческих работ учащихся

    Иметь представление о композиции исследовательской работы на лингвистическую тему, иметь представление об аргументированности этимологической версии, уметь привлекать внеязыковой материал для исследования

    Исследовательская деятельность, выступления учащихся

    Обобщающий урок. Перспектива этимологии как науки

    Обобщение знаний по программе спецкурса

    Рефлексия

    Учебно-методические средства обучения.

    Словари.

    1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4, М., 1956
    2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.1-4, М., 1964 – 1971
    3. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка, изд. 2, М., 1971
    4. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1970
    5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка в 2-х т., М., 1993
    6. Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд/ Под ред. О.Трубачева, М., 1974 – 1987
    7. Из истории русских слов: Словарь-пособие, М., 1993

    Специальная литература

    1. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово, М., 1971
    2. Басовская Е.Н. Личность – общество – мироздание в русской словесности. М., 1994
    3. Бидерман Г. Энциклопедия символов, М., 1996
    4. Вартаньян Э. Из жизни слов, М., 1962
    5. Ветвицкий Э. Занимательное языкознание, М., 1966
    6. Ковалевская Е.Г. История слов, М., 1968
    7. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений, М., 1989
    8. Мечковская Н.Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов,М.,1998
    9. Ольгович С.И. Этимология и орфография. Учебное пособие в 2-х частях, Томск, 1996
    10. Откупщиков Ю.В. К истокам слова, М., 1973
    11. Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки, М., 1983
    12. Потебня А.А. Эстетика и поэтика, М., 1976
    13. Топоров В.Н. Этимология, М., 1981
    14. Успенский Л.В. Слово о словах, Л., 1962
    15. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности, М., 1978
    16. Шанский Н.М. В мире слов, М., 1971
    17. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, Ленинград, 1971


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"

    коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....

    загадки.2 класс

    Загадки сочинили дети 2 класса...

    Загадки о спорте

    Загадки с ответами по различным видам спорта....

    Музыкальные загадки

    Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....

    Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

    В статье рассказывается о том,  как важно учить  детей  отгадывать загадки, как это делать,  с какого возраста....

    Загадки по химии

    Загадки по химии (не МОИ)...

    Загадки-шутки

    Загадки-шутки подойдут к любому мероприятию...