Я - учитель
статья по русскому языку

Берёзова Карина Сослановна

Конкурсное Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель

Я – учитель. Вполне уверенно смогла это заявить лишь через годы работы. Вспоминаются первые дни педагогической работы, первые уроки, ошибки, разочарования и достижения. Не все было понятно сразу, с рядом вещей трудно было согласиться или принять, понадобилось время, чтобы «переболеть» детскими болезнями в восприятии учительской профессии. Сегодня вполне, если и не одобряю, то понимаю смысл фразы «опыт работы обязателен…».

Не хочу повторять шаблонных фраз о том, насколько важен труд педагога. Утверждать, что учительским трудом хотела заниматься всегда и стремилась к этому, тоже не стану.

Однако я решила стать настоящим профессионалом. Неважно, чем именно занимаешься, нужно делать это качественно. И еще стараться делать это лучше, чем другие. И, если получается быть лучшим в профессии по сравнению с теми, кто рядом (нужен, ведь, ориентир), это, по моему мнению, и есть подлинное мастерство.

Так, постепенно, не сразу, просыпался во мне интерес к моей работе. С течением времени он перерос в настоящий азарт – увидеть позитивный результат того, чем занимаюсь. Именно в этот момент мне стало понятно, что проведение урока – лишь процесс, каждодневный, как работа конвейера. Только в качестве материала на этом конвейере – дети. Все эти ученики – будущие участники экономических отношений. От того, насколько подготовленными они выйдут из моего класса, зависит не только их будущее, а в масштабе страны – процветание экономики нашего региона, нашей России.

Наткнулась в Интернете на заметку с броским заголовком «Вакансии от 500 000 рублей». Заинтересовавшись, став читать, увидела, что все предложения реальные и размещены от имени компаний, которые действительно разыскивают кандидатуры под вакансии с обозначенным доходом. В числе прочих требований к каждой вакансии неизменно имелось: «наличие развитых коммуникативных навыков для выведения и продвижения на рынке новых продуктов». Разумеется, были и другие требования. Но это сразу отсеивало большую часть кандидатов. Мне это было понятно, как учителю словесности (это устаревшее названием мне нравится гораздо больше, чем нынешнее).

Важность дела, которым я занята, стала для меня очевидной. После этого каждый урок превратился в поиск новых эффективных путей формирования интереса учеников к своему предмету. Тут мне и пришлось столкнуться с первыми трудностями. Интерес к изучению русского языка, конечно, был у многих изначально. Но, воспитываемые на произведениях массовой англоязычной культуры (хочешь не хочешь, а девять из десяти кинофильмов, сериалов – англоязычные; современные песни по радио также), они способны почерпнуть языковые сведения и из них. Смотрят на экран, слышат английские реплики, следом слышат перевод – автоматические несложные фразы или часто употребляемые слова, а то и целые выражения запоминаются. То же – с песнями. Тем более, что лексикон современных песен – 150-200 слов. И тут развивается негативный эффект – пополнение сленга молодежи англицизмами, – который так сложно преодолеть: примитивное общение становится нормой, а расширение лексикона, развитие речи воспринимается как ненужное манерничанье. Ведь когда человек уверен в своем знании, зачем ему учиться? С этим стереотипом я столкнулась на своих занятиях, и мне нужно было его сломать. Прямо заявить ученикам, что их ощущение – лишь мираж, я не могла. Мой опыт подсказывал мне, что развеивание их иллюзий может заставить их закрыться, или, что еще хуже, понять, что они далеки от того, чем они, как им кажется, обладают. С осознанием такого положения вещей люди часто отказываются двигаться дальше. Ведь в такой момент становится ясно, что ты не только не приближался к цели, даже медленно, но отдалялся от нее в своем движении. Итак, мне нужно было заинтересовать учеников в изучении того предмета, который они, по их мнению, и так достаточно хорошо знают, при этом сделать это нужно было незаметно для них.

Тогда мне пришлось заняться подборкой стихотворений, подлинных шедевров поэтического творчества, тематика которых была бы созвучна настроениям моих учеников. Теперь и об их интересах, о том, что могло бы их заинтересовать, затронуть струны их душ, мне тоже предстояло узнать. Ответы на эти вопросы я стала искать в общении с ними, параллельно читая полюбившиеся еще со студенческой скамьи тягучие и ароматные как тянущиеся капли верескового меда, строки Роберта Бёрнса, безупречные описания внешности человека и одновременно его души, доступные лишь перу Сергея Есенина, передавая незабвенную романтику Марины Цветаевой, способную развеять инстинктивное неверие читателя в мире сверхъестественного, ну и, разумеется, загадочными и необычными стихотворениями Валерия Брюсова, жизнеутверждающими и позитивными или грустными и печальными – о любви, с призывами к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию.

Для того, чтобы привлечь их к этому чтению, тоже необходимо было найти незримые предлоги. Например, как будто случайно, поделилась со своими учениками впечатлениями от последнего сезона сериала «Страшные сказки» с Евой Грин и Джошем Хартнеттом в главных ролях. Затем предложила проанализировать диалоги на внеклассном занятии. Так, незаметно, подвела их к творчеству Уильяма Вордсворта, стихи которого звучат из уст одного из персонажей в ключевом и крайне эмоциональном моменте. И вот тут мне удалось незаметно подытожить, что их познания в английском языке не такие уж и широкие. Путем таких нехитрых приемов мне удалось разбудить в них интерес к подлинным богатствам русского языка, который оказался гораздо более богатым и глубоким, чем тот, что раздается из динамиков популярных радиостанций. Для многих стало откровением, что фраза о богатстве и могуществе русского языка вовсе не пустой звук, не затертый временем штамп с плаката или страницы учебника, он богат, могуч в руках подлинных талантливых мастеров слова.

Успех становится успехом лишь тогда, когда он закреплен настолько, что прерывание его развития невозможно. Один успешный методический прием влечет необходимость разработки и применения другого, не менее эффективного и интересного. Задача по активизации интереса учеников к изучению моего предмета вскоре полностью увлекла меня. Теперь я могу сказать о себе, что перестала работать учителем русского языка и стала жить учителем русского языка.

Эта метаморфоза наполнила мою профессиональную жизнь новым смыслом. Теперь я нахожусь в постоянном поиске того, каким образом привлечь своих учеников к работе по развитию речи. Я с удивлением открываю много нового для самой себя, обращаю внимание на те вещи, информация о которых раньше казалась мне ненужной и не задерживала моего внимания.

Теперь каждый день для меня – это апробация эффективности найденного нового или придуманного мною методического приема. Эта деятельность захватила меня целиком, когда появились первые успехи, заключающиеся не только в повышении успеваемости учеников по моему предмету, но в возникновении в них неподдельного интереса к нему. Мне удалось убедить их, что крепкие знания по русскому языку для них – необходимый инструмент в их будущей карьере. Благодаря этому инструменту они смогут быть более эффективными и конкурентоспобными на рынке труда. Приятным откровением стало то, что я вдруг убедилась в личном профессиональном росте. Пока недостижимая мечта – создание подлинно интересного для всех учеников учебно-методического пособия, способного расширить и дополнить уже существующие традиционные и проверенные временем методики.

Сделанный уже давно выбор профессии сегодня стал для меня осознанным и желанным. Много можно услышать об учительской профессии в наши дни – говорят о ней многие, в избытке и по-разному. Для меня неоспоримым стало понимание того, что учитель – это не профессия, не общественное положение, не хобби и не работа – это жизнь. При этом подобный взгляд будет справедливо отнести к любому роду деятельности вообще, не только к учительству.

Очень важно найти в жизни свой профессиональный интерес, способный захватить целиком. Мне это удалось через постановку новых целей, определение путей ее достижения и осознания полезности и важности для других ежедневного труда. Теперь я уже долгое время живу по этому рецепту и убеждаю своих учеников поступать также. Правда, далеко не для всех, как и для меня самой, такое мировоззрение становится понятным сразу. Поэтому необходимо проявляться постоянный интерес к своей работе, учиться, непрерывно читать, стараться использовать нетрафаретное в своей работе и не бояться экспериментировать. Следуя этим правилам, рано или поздно всегда можно будет достичь того эталонного духовного состояния, в котором захочется остаться. Со мной это произошло в моей профессии учителя. Я вижу смысл своей педагогической деятельности и нахожу удовлетворение в том, что, являясь знатоком своего дела, готовлю из своих учеников профессионалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...